Открытый урок по теме "Информационные технологии"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  1. Показать возможности применения знаний, полученных при изучении темы в профессиональных сферах нашей жизни;
  2. Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.
  3. Обобщение знаний, а также практических умений и навыков учащихся при работе с изученными ими информационными технологиями (использование в работе электронных таблиц, текстового редактора, презентаций).
  4. Повышение интереса к изучению предмета.
  5. Обобщить и проанализировать возможности использования ИКТ при решении творческих задач

Тип урока: обобщающий, закрепление и применение полученных знаний на практике

Используемая технология: деловая игра

Формы учебной деятельности учащихся: парная, индивидуальная, групповая

Задачи для ученика:

  • развитие познавательного интереса учащихся;
  • развитие уверенности в собственных силах;
  • практическое применение ИТ при решении творческих задач;
  • развитие приемов умственной деятельности (обобщение, анализ, сравнение).

Задачи для учителя:

  • отметить уровень усвоения материала;
  • провести анализ целесообразности использования программ при решении творческой задачи;
  • отследить рост знаний ученика в процессе обучения.

Задачи урока:

  • Воспитательная – воспитание информационной культуры, толерантности, умение работать в группе, отстаивать свою точку зрения
  • Учебная – сформировать навыки самостоятельной работы, самоконтроля, самореализации, самоопределения.
  • Развивающая – развитие логического мышления, познавательного интереса

Оборудование:

  • 7 компьютеров, мультимедийный проектор
  • Кабинет оформлен в виде небольшого офиса, ученические парты составлены двумя группами;
  • визитки для каждого учащегося с указанием его должности согласно деловой игре: директор, начальник отдела рекламы, отдела кадров, бухгалтерии, сотрудник ;
  • таблички: “Директор”, “Отдел рекламы”, “Бухгалтерия”, “Отдел кадров” (приложение 1).
Этапы проведения урока  
Организационный момент (5 мин.) Тема урока, цель, задачи для учащегося. Выбор задания, распределение ролей
Индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа (20 минут) Решение выбранной творческой задачи.
Отдых (2 минуты)  
Защита работ + самоанализ (10 мин.), межгрупповая дискуссия Выступления групп, защита результатов, правила дискуссии, работа экспертов.
Этап анализа и обобщения Подведение итогов (3 минуты) Анализ, рефлексия, оценка и самооценка работы, выводы, обобщения, рекомендации.

Ход урока (приложение 4)

Постановка целей урока (в форме эвристической беседы, итогом которой будет вывод – “Владение информационными технологиями – необходимое условие для успешности человека в современном мире”)

  1. Мы с вами изучили тему “Информационные технологии”, научились создавать рисунки, текстовые документы, базы данных и презентации, работать с электронными таблицами. Где мы можем использовать эти знания?
  2. Как вы думаете: есть ли такая профессия, в которой не используется компьютер?
  3. Кто сегодня не может обойтись без компьютера?

1 этап. Организационный момент.

Сегодня наш урок пройдет в форме деловой игры. Давайте представим такую ситуацию: вы окончили школу, получили высшее образование и решили объединиться и создать свою фирму. Определите, чем будет заниматься ваша фирма (учащиеся называют направление деятельности фирмы – например, продажа сотовых телефонов). Пожалуйста, разбейтесь на две группы. Вы будете конкурирующими фирмами, работающими в одном направлении. Придумайте название своей фирме. В каждой фирме будет три отдела: отдел кадров, отдел рекламы, бухгалтерия. Посмотрите внимательно на задания для отделов (ученики читают задания, выведенные на экран), выберите задание для себя и соответственно выбранному заданию распределите роли: выберите директора, начальников отделов, сотрудников отделов.

Обязанности:

Директор – осуществляет руководство работой всех отделов, несет ответственность за выполнение, содержание и оформления работ, в случае необходимости оказывает помощь в работе отделов.

Начальники отделов – распределяют обязанности среди сотрудников своего отдела, следят за работой своих сотрудников, оказывают необходимую помощь при работе, сдают выполненную работу директору фирмы.

Сотрудники – получают у начальника отдела задание, обсуждают ход выполнения работы, следуют всем инструкциям по выполнению работы, согласуют между собой этапы выполнения работы.

На каждый отдел предусмотрен 1 компьютер

2 этап. Индивидуальная, парная, групповая работа.(20 минут)

Задания (при объявлении заданий не указывается с помощью какой программы будут выполняться задания, учащийся с выбором программы определяется сам):

Замечания к выполнению: при затруднениях в ходе выполнения задания можно использовать инструкции (приложение 2). Использование инструкции снижает групповую и индивидуальную оценку на 1 – 2 балла.

Рекламный отдел: создать рекламу своей фирме (указать название, что продает фирма, условия продажи, работы и так далее).

Бухгалтерия: создать штатное расписание своей фирмы с условиями: фонд заработной платы 100000 рублей, начальник отдела получает в 2 раза больше простого сотрудника, директор на 5000 больше начальника отдела. В штате 1 директор, 3 начальника отдела, 3 сотрудника

Отдел кадров: создать базу данных сотрудников фирмы (обязательное поле – оклад сотрудника, который просчитает бухгалтерия).

Все выполненные задания сбрасываются на носитель. Ученики возвращаются за парты.

3 этап. Отдых

Необходимые материалы: слайд с природой, спокойная музыка

4 этап. Защита работ, межгрупповая дискуссия

Для оценки деятельности каждой фирмы выбирается “третейский суд”: 1 член аттестационной комиссии, по 1 представителю от фирмы. В ходе выступления групп, защиты своих результатов, эксперты заполняют оценочные таблицы, на основании которых в конце урока выставляются оценки каждому ученику; выявляют степень активности ребят в группах, оценивают уровень знаний, умений, показанных учащимися в работе (оценочная таблица – приложение 3).

5 этап. Этап анализа и обобщения Подведение итогов.

Рефлексия:

  • На сколько правильно выбрал программу?
  • На сколько правильно поставил себе цель?
  • На сколько смог ее реализовать?
  • Могу ли я сделать лучше?