Цели урока:
- Показать возможности применения знаний, полученных при изучении темы в профессиональных сферах нашей жизни;
- Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.
- Обобщение знаний, а также практических умений и навыков учащихся при работе с изученными ими информационными технологиями (использование в работе электронных таблиц, текстового редактора, презентаций).
- Повышение интереса к изучению предмета.
- Обобщить и проанализировать возможности использования ИКТ при решении творческих задач
Тип урока: обобщающий, закрепление и применение полученных знаний на практике
Используемая технология: деловая игра
Формы учебной деятельности учащихся: парная, индивидуальная, групповая
Задачи для ученика:
- развитие познавательного интереса учащихся;
- развитие уверенности в собственных силах;
- практическое применение ИТ при решении творческих задач;
- развитие приемов умственной деятельности (обобщение, анализ, сравнение).
Задачи для учителя:
- отметить уровень усвоения материала;
- провести анализ целесообразности использования программ при решении творческой задачи;
- отследить рост знаний ученика в процессе обучения.
Задачи урока:
- Воспитательная – воспитание информационной культуры, толерантности, умение работать в группе, отстаивать свою точку зрения
- Учебная – сформировать навыки самостоятельной работы, самоконтроля, самореализации, самоопределения.
- Развивающая – развитие логического мышления, познавательного интереса
Оборудование:
- 7 компьютеров, мультимедийный проектор
- Кабинет оформлен в виде небольшого офиса, ученические парты составлены двумя группами;
- визитки для каждого учащегося с указанием его должности согласно деловой игре: директор, начальник отдела рекламы, отдела кадров, бухгалтерии, сотрудник ;
- таблички: “Директор”, “Отдел рекламы”, “Бухгалтерия”, “Отдел кадров” (приложение 1).
Этапы проведения урока | |
Организационный момент (5 мин.) | Тема урока, цель, задачи для учащегося. Выбор задания, распределение ролей |
Индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа (20 минут) | Решение выбранной творческой задачи. |
Отдых (2 минуты) | |
Защита работ + самоанализ (10 мин.), межгрупповая дискуссия | Выступления групп, защита результатов, правила дискуссии, работа экспертов. |
Этап анализа и обобщения Подведение итогов (3 минуты) | Анализ, рефлексия, оценка и самооценка работы, выводы, обобщения, рекомендации. |
Ход урока (приложение 4)
Постановка целей урока (в форме эвристической беседы, итогом которой будет вывод – “Владение информационными технологиями – необходимое условие для успешности человека в современном мире”)
- Мы с вами изучили тему “Информационные технологии”, научились создавать рисунки, текстовые документы, базы данных и презентации, работать с электронными таблицами. Где мы можем использовать эти знания?
- Как вы думаете: есть ли такая профессия, в которой не используется компьютер?
- Кто сегодня не может обойтись без компьютера?
1 этап. Организационный момент.
Сегодня наш урок пройдет в форме деловой игры. Давайте представим такую ситуацию: вы окончили школу, получили высшее образование и решили объединиться и создать свою фирму. Определите, чем будет заниматься ваша фирма (учащиеся называют направление деятельности фирмы – например, продажа сотовых телефонов). Пожалуйста, разбейтесь на две группы. Вы будете конкурирующими фирмами, работающими в одном направлении. Придумайте название своей фирме. В каждой фирме будет три отдела: отдел кадров, отдел рекламы, бухгалтерия. Посмотрите внимательно на задания для отделов (ученики читают задания, выведенные на экран), выберите задание для себя и соответственно выбранному заданию распределите роли: выберите директора, начальников отделов, сотрудников отделов.
Обязанности:
Директор – осуществляет руководство работой всех отделов, несет ответственность за выполнение, содержание и оформления работ, в случае необходимости оказывает помощь в работе отделов.
Начальники отделов – распределяют обязанности среди сотрудников своего отдела, следят за работой своих сотрудников, оказывают необходимую помощь при работе, сдают выполненную работу директору фирмы.
Сотрудники – получают у начальника отдела задание, обсуждают ход выполнения работы, следуют всем инструкциям по выполнению работы, согласуют между собой этапы выполнения работы.
На каждый отдел предусмотрен 1 компьютер
2 этап. Индивидуальная, парная, групповая работа.(20 минут)
Задания (при объявлении заданий не указывается с помощью какой программы будут выполняться задания, учащийся с выбором программы определяется сам):
Замечания к выполнению: при затруднениях в ходе выполнения задания можно использовать инструкции (приложение 2). Использование инструкции снижает групповую и индивидуальную оценку на 1 – 2 балла.
Рекламный отдел: создать рекламу своей фирме (указать название, что продает фирма, условия продажи, работы и так далее).
Бухгалтерия: создать штатное расписание своей фирмы с условиями: фонд заработной платы 100000 рублей, начальник отдела получает в 2 раза больше простого сотрудника, директор на 5000 больше начальника отдела. В штате 1 директор, 3 начальника отдела, 3 сотрудника
Отдел кадров: создать базу данных сотрудников фирмы (обязательное поле – оклад сотрудника, который просчитает бухгалтерия).
Все выполненные задания сбрасываются на носитель. Ученики возвращаются за парты.
3 этап. Отдых
Необходимые материалы: слайд с природой, спокойная музыка
4 этап. Защита работ, межгрупповая дискуссия
Для оценки деятельности каждой фирмы выбирается “третейский суд”: 1 член аттестационной комиссии, по 1 представителю от фирмы. В ходе выступления групп, защиты своих результатов, эксперты заполняют оценочные таблицы, на основании которых в конце урока выставляются оценки каждому ученику; выявляют степень активности ребят в группах, оценивают уровень знаний, умений, показанных учащимися в работе (оценочная таблица – приложение 3).
5 этап. Этап анализа и обобщения Подведение итогов.
Рефлексия:
- На сколько правильно выбрал программу?
- На сколько правильно поставил себе цель?
- На сколько смог ее реализовать?
- Могу ли я сделать лучше?