Использование средств информационных технологий на уроке информатики

Разделы: Информатика


Вступление

История создания и развития ЭВМ интересна и поучительна как длительный процесс, прошедший через века и через умы великих ученых и скромных исследователей, процесс не завершенный, а бурно развивающийся и усложняющийся, в результате изменяющий жизнь и оказывающий на нее и отношения между людьми все большее влияние.

21 век начался под знаком компьютера. Настало время, когда он становится частью жизни большой части населения земного шара, пользование им становится все более привычным, но далеко еще не естественным процессом. Обучение этому должно проводиться всеми возможными средствами, в том числе привлечением большего числа детей к общению с компьютером.

“Ни для кого не секрет, что роль функциональных школьных предметов (русского языка, литературы, математики, естественных наук) в современной школе уменьшается…”, – как не согласиться в этом с С.Н. Никольским, утверждающим это не без оснований, и в том, “что человек, получивший хорошее фундаментальное образование, гораздо быстрее сумеет найти место в жизни”. Собственно, это и является одной из первостепенных задач школы. И как составную часть этой задачи в современном мире мы должны рассматривать использование ИТ в современном образовании.

Без сомнения, математиками способны быть не все. Как не каждый может стать музыкантом или художником. И, если продолжить эту мысль С.Н. Никольского, также не каждый может стать создателем новой компьютерной техники или просто программистом. Да это и не надо. Воспринять элементарные знания о компьютере и использовать его для своих нужд способен любой человек, претендующий не только на сколь-либо серьезную роль в обществе, но и просто живущий в современном обществе. Мы, педагоги, должны помочь нашим ученикам освоить информатику и использовать полученные знания в такой степени, чтобы не возникало чувство робости перед компьютерной техникой, чтобы компьютер стал таким же привычным средством работы, как ручка и бумага. И это вполне реально. Пример такой работы приведен здесь.

Многие наши ученики начинают пользоваться в повседневной жизни современной техникой для личных нужд до того, как они начинают изучать информатику в школе. И к этому времени у них формируется свой взгляд и свои навыки и приемы в пользовании этой техникой, своя терминология.

С другой стороны, неискушенному в области применения компьютера человеку нередко трудно разобраться в том, какой арсенал средств ему необходим. Чаще всего он пользуется тем, что поставляется в комплекте ПК и советуют друзья, не всегда правильно представляет их возможности, в итоге далеко не всегда добивается необходимых результатов. Это накладывает определенный отпечаток на отношение к изучению информатики в школе и создает дополнительные сложности в процессе преподавания этого предмета, но облегчает процесс использования ИТ на других уроках.

Безусловно, невозможно объяснить необходимость изучения теоретической части курса информатики, особенно разделов алгоритмики и начал программирования, ученику, который держит в своих руках наисовременнейший сотовый телефон, а в классе информатики его встречает устаревшее и плохо работающее оборудование, если он не видит сразу и убедительно практической ценности преподаваемых знаний.

Я думаю, все эти аргументы достаточно весомы в пользу оснащения наших классов современным оборудованием. Однако, это не должно быть самоцелью и не стоит превращать класс в кинозал, а урок в простое развлечение.

Очень заманчивым и многообещающим является использование возможностей ИТ практически во всех предметах школьной программы на многих уроках.

Применение техники на уроке удобно и интересно как ученику, так и учителю, так как расширяет наши возможности, обогащает урок недостающим видеоматериалом, а порой и дает возможность продемонстрировать опыт, который из-за недостатка финансовых и технических средств невозможно провести в кабинете. Но урок есть урок, и ничто не может заменить ученику простого человеческого общения с учителем и товарищами. Именно поэтому зачастую ученики, имеющие дома компьютер и необходимые программы, предпочитают готовить свои проекты в школе, где есть возможность обсудить свои проблемы и получить необходимую помощь.

Использование информационных технологий должно быть сбалансировано, должно поддерживать интерес, остроту и свежесть восприятия. Опыт работы показал, как бы ни были хороши лекции и уроки, предлагаемые нам разработчиками программного обеспечения на дисках, но без живого общения с учителем по предлагаемой теме эффективность такой лекции невысока.

Методы и приемы использованные на уроке

Существует два основных подхода к изложению учебного материала: “от правила к задаче” и “от задачи к правилу”.

  • Первый метод, наиболее распространенный, заключается в том, что сначала описываются основные понятия, а затем приводятся примеры, демонстрирующие их использование.
  • Во втором случае сначала приводятся примеры, а затем даются основные правила и понятия.

В процессе работы мной сделана попытка разработать уроки основная цель которых доступно, на конкретном примере, продемонстрировать работу имеющихся в наличии в классе дополнительных устройств, возможности некоторых наиболее используемых программ и научить учащихся процедуре работы в различных программных средах, а затем, на последующих уроках разобраться с теоретическими основами затронутых в практической работе тем, опираясь на полученные в ходе практической работы опыт и результаты.

Перечень используемых технических средств зависит от их наличия. Так, у нас в классе нет сканера, своей цифровой камеры, поэтому мы зачастую пользуемся телефонами учеников.

Отличительной особенностью данного урока является комплексный подход к работе, при этом, в ходе урока затрагиваются как уже изученные темы, так и новые, восприятие которых будет лучше, если будет понятно, для чего они нужны. В этом уроке присутствует интеграция с уроком ИЗО, так как в процессе работы активно обсуждаются вопросы композиции, цветового решения, сюжета, раскрываемых в содержании и оформлении слайдов. Предусмотрена большая самостоятельная работа, так как используются материалы подготовленные каждым учеником лично.

Например, ученикам предлагается создать презентацию своего рисунка, созданного на языке программирования по теме “Графика”, представиться и самому озвучить ее, дополнив ее своей фотографией.

Для решения поставленной задачи предлагается использовать технические средства имеющиеся в наличии: ПК IBM PC, мультимедиа проектор, микрофон, наушники, сотовый телефон; программное обеспечение: язык программирования Бейсик, графический редактор, программы просмотра и редактирования изображения.

Демонстрация работы (через проектор) созданной учениками предыдущих выпусков позволяет ученикам оценить свои возможности сквозь призму времени: если это могли сделать на старых компьютерах, то на новых – легче, больше возможностей, а сознание того, что предстоит показ и защита работы на большом экране подвигает к труду и творчеству.

Фотографирование присутствующих учеников производится при помощи любого устройства, которое есть под рукой: сотовый телефон или цифровая камера, а само действо вызывает положительные эмоции и желание творить. По ходу этого процесса демонстрируется подключение устройства через USB порт, перемещение изображений в общую папку, доступную всем рабочим местам, объединенным в локальную сеть, происходит активный обмен информацией через сеть. Обращается особое внимание на правильность отключения и отсоединения устройства от компьютера.

Работа за компьютером. Включает в себя 3 этапа. Порядок их выполнения определяется каждым учеником самостоятельно. Эта часть работы представляет собой цепочку: язык программирования, откуда берется созданный ранее рисунок; графический редактор, в котором производится обработка и доработка рисунка и, возможно, фотографии; все заготовки сохраняются в отдельных файлах; затем полученные материалы компонуются в программе создания презентаций, где производится и запись звука, и анимация объектов по желанию учащихся и наличию у них на это времени. Несмотря на то, что задание для всех одно, результат, естественно, получается очень разный. Это зависит от подготовленного ранее материала, фантазии, художественного вкуса, желания добиться результата, а также от расторопности учеников.

В ходе работы заполняется таблица, отражающая изменение размера файла, содержащего рисунок, в зависимости от действий в том числе производимых с графическим изображением, а затем ученики проанализируют полученный результат.

Согласно требований по охране труда каждые 15-20 минут отводится минута на выполнение упражнений для снятия напряжения с глаз. Практическая работа построена таким образом, чтобы смена видов деятельности учащихся чередовала в себе непосредственно работу за компьютером и какие-то необходимые движения (например, позирование для фотографии или сам процесс фотографирования) и общение с товарищами в ходе самого урока.

План урока

Тема урока: “Мультимедиа. Обработка графики и звука”

Практическая работа расчитана на 2 часа.

Цели урока

  • Проверка знаний по теме “Файловая система”.
  • Умение представить задачу в виде отдельных модулей и сбор их в единый проект.
  • Ознакомление с возможностями и работой некоторых наиболее распространенных программ (например, из пакета Microsoft Office, графических программ).
  • Научить процедуре (принципам) работы в многооконном режиме и в локальной сети.

Использованные программы

Пакет Microsoft Office. Язык программирования Бейсик. Графические редакторы PAINT, PhotoEditor, Adobe Photoshop.

Используемые технические средства

ПК, мультимедиа проектор, микрофон, наушники, сотовый телефон, цифровая камера.

Ход урока

Работа на доске

Постановка задачи: “создать презентацию своего рисунка, созданного на языке программирования по теме “Графика”, самому озвучить ее, представиться, дополнив презентацию своей фотографией”.

Демонстрация примеров

Примеры – это подобные работы учащихся предыдущих лет, демонстрируются через проектор на экран.

Фотографирование

Фотографирование присутствующих учеников производится при помощи тех устройств, которые есть в наличии у учеников: телефоны или цифровые камеры. По ходу урока демонстрируется подключение устройства к компьютеру через USB порт, перемещение изображений в общую папку, доступную всем рабочим местам, объединенным в локальную сеть. Особое внимание обращается на процесс отключения и отсоединения устройства от компьютера.

Работа за компьютером (Приложение)

Технические требования к обработке фотографий и графических изображений

  • Сохранение в наиболее экономичном формате .jpg.
  • При обработке изображений придерживаться принципа: максимальное качество при минимальном рамере файла.
  • Сохранение пропорции изображения при изменении его размера.

Технические требования к презентации темы проекта

  • Не менее 2 слайдов презентации.
  • Титульный слайд.
  • Свой стиль оформления презентации в целом.
  • Наличие изображений и рисунков.
  • Наличие звукового сопровождения.
  • Анимация.

Оформление отчета о проделанной работе.

Он включает в себя описание проделанной работы, анализ полученной таблицы, выводы учащихся. Эту часть работы можно задать и в качестве домашнего задания.

Подведение итогов

Демонстрация полученных работ на большом экране. Пример приведен в Приложении 1.

Обсуждение урока и работ. Выставление оценок.

Заключение

Проведение подобных уроков положительно сказывается на навыках, интересе к предмету, общем настрое на работу на уроке. Знания полученные в ходе такой работы позволяют непроизвольно закреплять и отрабатывать новые методы и приемы работы за компьютером. Атмосфера урока порой кардинально меняет отношение ученика к предмету, да и к компьютеру, превращая его не только в любимую игрушку, но и средство для деятельности.

В ходе традиционной “недели информатики” все работы учащихся участвуют в выставке работ за год, где их просматривают все ученики школы. Надо отметить, что именно это мероприятие вызывает самое большое волнение и отклик самих создателей проектов, где они просматривают свои создания как бы со стороны и вот эта оценка уже является самой главной и беспристрастной.

Литература

  1. Н. Угринович. “Информатика и информационные технологии. 10-11 классы”,М., ЛБЗ, 2005 г.
  2. С. Симонович и др. “Общая информатика”., М., АСТпресс, 2001 г.
  3. Г.И. Светозарова и др. “Практикум по программированию на языке Бейсик”, М., Наука, 1988 г.
  4. В.Т. Безручко “Практикум по курсу “Информатика””, М., Финансы и статистика., 2001 г.