Использование интернет-ресурсов на уроках информатики

Разделы: Информатика


Использование интернет-ресурсов переводит на качественно новый уровень подготовку и проведение уроков, открывает широкие возможности.

Одна из задач совершенствования образования состоит в том, чтобы вооружить учащихся знаниями и навыками использования современной техники.

Задача информатики как учебного предмета – дать учащимся основные базовые понятия современной науки, привить навыки работы на компьютере в качестве пользователя, научить способам индивидуального поиска информации и ее творческой переработки, а также грамотно работать с различными носителями информации.

В современных условиях наиболее актуальными стали не навыки программирования, а умение использовать информационные технологии в конкретном виде деятельности. Проникновение компьютеров во все сферы жизни общества убеждает в том, что культура общения с компьютером становится частью информационной культуры человека.

Компьютерные технологии и, прежде всего, Интернет, не просто еще одно техническое средство обучения, а качественно новая технология. Специфика технологий Интернет заключается в том, что они предоставляют громадные возможности выбора источников информации и главным преимуществом является возможность быстро найти нужную информацию. Использование такой технологии Интернет, как WWW или Всемирной паутины, состоящей из миллионов информационных сайтов, связанных гиперссылками, на уроках информатики предоставляет в целях обучения широчайшие возможности:

  • оперативную передачу на любые расстояния информации любого объема и вида;
  • доступ к различным источникам информации;
  • запрос информации по любому интересующему вопросу через поисковые системы.

При использовании информационных ресурсов Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке и в ходе самостоятельной работы необходимо учитывать их возрастные особенности, уровень подготовленности и имеющиеся для этого условия. Кроме того, мотивация изучения материала идет более успешно, если перед обучаемыми ставятся конкретные и практически значимые задачи, к решению которых привлекаются разнообразные информационные технологии.

Использовать Интернет-ресурсы можно при проведении уроков-практикумов. Например, такой урок я провела в 11 классе по теме “Использование Интернет-ресурсов при работе с электронными таблицами”. Цель данного урока:

  • формирование навыков и умений информационно-поисковой и групповой деятельности;
  • расширение кругозора учащихся.

Задачи, решаемые на этом уроке:

  • научить представлять информацию в удобной для работы форме;
  • закрепить практические навыки работы в Интернете и с электронными таблицами;
  • рассмотреть рациональные способы поиска нужной информации.

На подготовительном этапе учащимся было предложено подготовить сообщения о поисковых системах Yandex, Google, Rambler, Aport.

На этапе актуализации знаний и умений повторяются основные приемы работы с электронными таблицами, правила ввода запроса для поиска информации в Интернете с использованием презентаций учащихся.

Затем проводится лабораторная работа по поиску информации об учебных заведениях в Интернете (так как это 11 класс), цель которой:

  • рассмотреть один из способов быстрого поиска нужной информации;
  • отработка умения находить информацию на заданную тему и представлять ее в удобной для работы форме с использованием электронной таблицы.

На этапе обобщения и анализа проделанной работы каждая группа представляет результаты своей работы. Затем идет постановка домашнего задания и подведение итогов урока.

 

Интеграция информатики с другими учебными предметами организационно облегчается тем, что при изучении раздела “Информационные технологии” есть возможность совместить изучение тем, таких как текстовые редакторы, создание презентаций, использование Интернет - технологий с темами других предметов и организовать интегрированные уроки. На таких уроках учащиеся совершенствуют навыки работы с информацией (сбор информации из разных источников, в том числе привлечение Интернет-ресурсов; отбор и структурирование материала, представление информации разными способами). Работа над дизайном воспитывает эстетический вкус, повышает общекультурный уровень учащихся, стимулирует творчество.

С точки организации самостоятельной работы на этих уроках учащийся имеет возможность работать в удобном для него темпе, а преподаватель выполняет функцию консультанта. Это позволяет больше внимания уделять индивидуальной работе, учитывая способность и уровень подготовки учащегося.

 

Такой интегрированный урок-практикум был проведен в 9 классе по теме: “Способы поиска и представления информации”. Цель этого урока:

  • отработка навыков различных способов представления информации с помощью офисных программ;
  • формирование навыков групповой деятельности.

Задачи, решаемые на данном уроке:

  • научить представлять информацию в удобной для работы форме;
  • закрепить практические навыки работы с офисными программами и в Интернете.

Для работы на уроке на подготовительном этапе учащимся было предложено подготовить материал для составления презентаций, кроссвордов, тестов по повторению курса алгебры -9.

Затем на этапе актуализации знаний и умений обобщаются способы поиска и представления информации, устанавливаются межпредметные связи между информатикой и математикой, повторяются основные приемы работы с офисными программами, правила ввода запроса для поиска информации в Интернете. Также определяются темы групповых занятий и формы представления информации.

На следующем этапе урока проводится лабораторная работа, цель которой:

  • отработка навыка работы с офисными программами;
  • развитие графической культуры.

Форма работы – групповая, а учитель оказывает индивидуальные консультации по работе с программой. Задания для лабораторной работы были выбраны с учетом тем повторения на уроках алгебры. Исторический материал по заданным темам необходимо было найти в Интернете.

В конце урока каждая группа представляет результаты своей работы. Заканчивается урок постановкой домашнего задания и подведением итогов урока.

Таким образом, компьютер позволяет активизировать учебный процесс, а главное осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении учащихся.

Приложение