Компьютерные сети

Разделы: Информатика


Цели и задачи урока:

  • дать представление о назначении и структуре локальных, региональных и глобальных сетей;
  • обучить учащихся способам обмена файлами в локальной сети компьютерного класса;
  • формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией;

Тип урока: урок с применением современных компьютерных технологий.

Вид: комбинированный урок.

Технология: проблемно – ориентированная.

Время проведения: первый урок по теме: “Компьютерные сети”.

Наглядность: презентация “Компьютерные сети”, плакаты (топология локальных сетей).

План урока.

  1. Ввод проблемы.
  2. Самостоятельная творческая работа учащихся.
  3. Изложение нового материала.
  4. Лабораторная работа в локальной сети компьютерного класса.
  5. Обсуждение и анализ результатов.
  6. Подведение итогов.

Ход урока:

Вопросы учащимся:

  • Как можно передать информацию от компьютер к компьютеру?
  • Какой случай наиболее удобный?
  • Можно ли объединить компьютеры в сеть?
  • Что необходимо, чтобы сеть работала?

Творческое задание 1.

  • У вас в компьютерном классе находится пять компьютеров. Придумайте различные способы соединения их в сеть.
  • Нарисуйте рисунки.
  • Найдите способ, обеспечивающий самый короткий маршрут передачи информации между любыми двумя абонентами.

Обобщение:

  1. Последовательное, по общей шине - все компьютеры подключены к одному кабелю (рисунок1).
  2. Последовательное кольцом - каждый компьютер, соединён друг с другом, сигнал, несущий информацию идёт по кругу (рисунок2).
  3. Соединение звездой - используется отдельный кабель для каждого компьютера, проложенный от центрального устройства (рисунок3).
  4. Древовидное соединение- имеется один центральный сервер для всей сети и несколько файловых серверов для разных рабочих групп (рисунок4).

Творческое задание 2. Рассмотрите достоинства и недостатки таких объединений.

Заполнить таблицу:

Критерии оценки сети Шинная Кольцевая Звезда Древовидная
Экономические затраты на кабель        
Возможность нелегального подключения        
Возможность подключения абонента без остановки работы сети        
Возможность обмена информацией без сервера        
Влияет ли поломка компьютера абонента на работу сети?        

Вывод:

Локальные сети - это соединение 3-х и более компьютеров друг с другом на небольшом расстоянии с помощью кабелей.

Назначение:

  • передача информации между компьютерами;
  • совместный доступ к программам и данным;
  • совместное использование оборудования.

Для соединения компьютеров между собой, нужны:

  • сетевые платы для каждого компьютера;
  • соединительные кабели;
  • сетевое программное обеспечение.

Вопросы учащимся:

  • Как соединить компьютеры, находящиеся в пределах одной области?
  • Какие каналы связи используются для соединения?
  • Как соединить компьютеры по всему миру?

Объяснение учителя:

В качестве линий связи используются выделенные каналы (телефонные, кабельные, спутниковые) или коммутируемые телефонные линии. Самый распространённый способ подключения – это IP подключение: постоянное (по выделенной линии) или сеансовое (по коммутируемой линии). IP означает Internetwork Protocol – Международный сетевой протокол. Сетевой протокол – это программа, содержащая набор правил, устанавливающих тип используемых данных, стандарты связи, правила обработки ошибок. Для передачи по сети файл разбивается на несколько частей – пакетов. Каждый пакет передаётся независимо от остальных. На конечном пункте в компьютере все пакеты собираются в один файл. Чтобы сеть, состоящая из равноправных компьютеров, работала, каждому компьютеру присваивается имя. Все правила кодирования и пересылки файлов записываются в сетевом протоколе IP. Для объединения сетей, работающих по протоколу IP и сетей, работающих по другим протоколам, необходимо было создать специальный межсетевой протокол. Этот протокол был создан в 1974 году и назван TCP. Протокол TCP обеспечивал передачу пакетов между компьютером – отправителем и компьютером- приемником; этот протокол позволял также досылать потерянные пакеты. В 1982 году эти два протокола объединили в один и назвали TCP/IP, он и стал стандартным протоколом объединения сети – Интернет. Сетевой протокол записывается в компьютер в виде специальной программы.

Проблемы соединения сетей.

Когда происходит объединение сетей, работающих по разным протоколам, возникает необходимость для перевода данных из формата, принятого в одной сети в формат, принятый в другой. Компьютеры и программы, выполняющие эту функцию, называются шлюзами.

Если объединяются две сети, использующие одинаковые протоколы, то оборудование, стоящее между ними называют мостами.

Серьёзной проблемой при работе в сети является защита информации от несанкционированного доступа. Для этих целей используется брандмауэр.

Брандмауэр – аппаратно – программное средство (межсетевой экран), которое предотвращает несанкционированный доступ в защищаемую сеть.

В качестве линий связи используются выделенные каналы (телефонные, кабельные, спутниковые) или коммутируемые телефонные линии, в этом случае используется модем.

Модем преобразует двоичный код компьютера в аналоговый электрический сигнал телефонной сети при передачи информации (модуляция) и производит обратное преобразование (демодуляция) во время приёма информации. Основной характеристикой модема является скорость передачи – приёма информации, которая измеряется в битах в секунду – бит/с.

Что такое Интернет? Кому принадлежит Всемирная Сеть и кто за нее платит?

Интернет представляет собой распределенную децентрализованную систему, т.е. в нем нет центральных/главных узлов. Правила его функционирования стандартизованы и общедоступны. С технической точки зрения, Интернет состоит из большого числа менее крупных сетей, которые также неоднородны. Глобальная сеть охватывает значительную географическую территорию: область, страну или даже целый континент. Она объединяет машины, выполняющие пользовательские приложения, которые называются хостами. Хост – компьютеры постоянно находятся во включённом состоянии, постоянно готовы к приёму- передаче информации. Формально Интернет никому в отдельности не принадлежит. Оплата расходов по поддержанию в рабочем состоянии старых каналов ложится на конечных пользователей. Расходы по прокладке новых каналов - правительство, крупные телекоммуникационные компании, инвестиционные фонды. Службы Интернет используют архитектуру клиент-сервер, т.е. если Вы – пользователь, клиентская программа на Вашем компьютере должна подключиться к серверу и послать ему запрос на получение информации. Программа на сервере, в свою очередь, вышлет эту информацию и, будет ожидать следующего запроса и т.д.

  • Закрепление изложенного материала. Просмотр презентации “Компьютерные сети” (Приложение1).
  • Практическая работа в локальной сети компьютерного класса.

Задание 1. Настройте общий доступ к папке.

  • Перейдите на один из дисков своего компьютера и создайте папку с произвольным именем, которую вы хотите сделать доступной из локальной сети.
  • Щелкните на значке папки правой кнопкой мыши и в появившемся меню выберите пункт Свойства.
  • В открывшемся окне Свойства папки перейдите к вкладке Доступ.
  • В разделе Сетевой совместный доступ и безопасность установите флажок рядом с пунктом Открыть общий доступ к этой папке и введите в поле Сетевой ресурс сетевое имя вашей папки.
  • Если вы хотите открыть пользователям сети полный доступ к данной папке, установите флажок рядом с пунктом Разрешить изменение файлов по сети. Если флажок сброшен, пользователи смогут обращаться к папке в режиме “только чтение”.
  • Щелкните на кнопке ОК, чтобы сохранить внесенные вами изменения. Папка, к которой открыт сетевой доступ, будет отображаться в окне Проводника с помощью специальной метки в виде изображения открытой ладони.

Задание 2. Тест. Установите соответствие между столбцами и перешлите файл по локальной сети учителю:

1. Хост 1. Часть электронного адреса.
2. Брандмауэр 2. Соглашение о том, как взаимодействуют компьютеры друг с другом.
3. Интернет 3. Аппаратно – программное средство, которое предотвращает несанкционированный доступ в защищаемую сеть.
4. Звезда 4. Всемирная глобальная компьютерная сеть.
5. Протокол 5. Высокопроизводительный компьютер, обеспечивающий информационные услуги в сети.
6. Домен 6.Компьютер, предоставляющий услуги другим компьютерам.
7. Сервер 7. Соединение компьютеров, когда используется отдельный кабель для каждого компьютера, проложенный от центрального устройства.

По итогам работы учитель высылает по локальной сети Рабочую карту урока каждому ученику:

РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА

Фамилия Имя___________ Дата__________________

Отвечал на вопросы

Сделал задание первым

Дополнял объяснение учителя

Выполнил творческое задание (1,2)

Тест

Оценка за урок

          количество ошибок _________  

Используемая литература:

  1. И. Семакин “Базовый курс” 7- 9 классы. Изд. М. БИНОМ.
  2. В. Молодцов “Современные открытые уроки информатики”, 8-11 классы, Изд. “ФЕНИКС” Ростов н/Д.
  3. И.Иванова “Информатика”. Практикум, Изд. “Лицей”, г. Саратов.