Цель:
- Развитие практического умения образовывать родственные слова по вопросам, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительные прилагательные.
- Коррекция фонетического анализа на основе упражнений в определении первого и последнего звука в слове, подбора слов с заданным звуком, определения количества слогов в слове.
- Воспитание интонационной законченности предложения как лексической единицы.
Оборудование:
- макет ракеты, картинки для игры “Цепочка слов”,
- счетные палочки,
- демонстрационный материал на тему “Космос”.
Ход занятия
1. Орг. момент. Введение в тему.
- Ребята, посмотрите, какие картинки выставлены на доске. Почему я их поставила?
(12 апреля – день космонавтики)
- Кто летает в космос?
- Какое они совершают путешествие?
- На чем летают космонавты в космос?
2. Развитие мелкой моторики.
*А давайте-ка, ребята,
Поиграем в космонавтов.
В космос с вами полетим!
Собираемся в полет,
Строим новый звездолет.
- Давайте выложим из палочек ракету, вот вам образцы – какая кому больше нравится.
3. Развитие фонематического слуха.
*Звездолет мы смастерили,
А багаж собрать забыли.
- На космическом корабле нет ничего лишнего, случайного. Поэтому мы возьмем только те вещи, которые выстраиваются в цепочку, цепляются друг за друга.
(игра “Цепочка слов”)
4. Релаксация.
- Все собрано. Но посмотрите на себя, можно ли в нашей одежде отправиться в космос?
Почему? Что нам нужно? (скафандры) Наденем специальные костюмы космонавтов – скафандры.
- Внимание, займите свои места. Пристегнитесь, возьмите пульт управления, начинаем обратный отсчет – 5-4-3-2-1-пуск!
- Закройте глаза, сейчас мы летим с огромной скоростью, у вас очень тяжелые руки, ноги, голова. Напрягитесь, почувствуйте эту тяжесть. Но вот мы вырвались из притяжения Земли, откройте глаза, мы в состоянии невесомости – давайте встанем и испытаем это состояние. Мы невесомости!
5. Динамическое упражнение “Невесомость”.
*В невесомости плывем
Мы под самым потолком.
(Дети расходятся и стоя на одной ноге, делают медленные движения руками вверх – вниз с выносом прямой ноги)
6. Активизация словаря.
А) - Кто знает, как называется окно в ракете?
Трудное слово, повторите его еще раз.
Б) - Мы уже далеко отлетели от земли, посмотрите в иллюминатор, какая она?
-Отлетая от Земли, мы приближаемся к солнцу, посмотрите на него, какое оно?
В) - Космонавты очень долго находятся в полете, а чем они занимаются на корабле?
7. Деление слов на слоги.
Игра “Пирамида”
- Вот и я вам предлагаю поработать. Давайте наведем порядок в багажном отделении. Каждая вещь должна лежать на своем месте. Разложим вещи по количеству слогов.
8. Практическое усвоение образования относительных прилагательных.
- Вы хорошо поработали, предлагаю подкрепиться, подходите и выбирайте себе сок по вкусу. (Я люблю томатный сок.)
9. Повторение пройденного материала (звук “Л”).
- Подкрепились? Можем продолжить путешествие. Слышите. Какая музыка? Кто бы это мог быть? Посмотрите у нас гости! Как вы думаете кто они? (марсиане, инопланетяне…)
- Послушайте, как они говорят, и попробуйте повторить так же:
Ла-ло-ло-спокойно
Лу-лы-ла-радостно
Ла-лы-ло-лу-огорченно
Ли-лу-ля-ла-удивленно
- Ребята, вы заметили, с какого звука начинаются все их слова?
У нас тоже есть такой звук, расскажите – какой он? (согласный, звонкий, твердый – мягкий)
- Мне кажется, что звук “Л” самый любимый у наших гостей, давайте подарим им предметы, в названии которых есть звук “Л”. Но инопланетяне маленькие и им по душе маленькие предметы, давайте будем называть наши подарки ласково.
(Я подарю вам белочку)
!0. Развитие эмоциональной сферы. Логоритмическое упражнение “Друзья”.
- А еще наши гости любят играть, давайте подарим им игру “Друзья”
*Я тебе друг – и ты мне друг,
Я встану в круг – и ты вставай в круг,
Я тебя вижу – и ты меня видишь,
Я тебя слышу – и ты мены слышишь,
Я помашу, и ты мне помашешь,
прощай, я скажу – и ты мне скажешь.
11. Итог.
Дети, прощайтесь с гостями, нам пора домой. Займите свои места, пристегнитесь, возьмите каждый свой пульт – поворачиваем домой….
*1-2-3-4-5!
Вот и дома мы опять!
- Понравилось вам путешествие? Что интересного вы запомнили?
А мне понравилось, как вы работали. Наше занятие окончено, всем спасибо! До свидания!