Цели урока:
Образовательные:
- систематизация знаний о причастии; формирование умения находить причастие и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот.
- закрепление навыков работы:
- с файлами и папками в ОС Windows;
- с приложением ОС Windows текстовым редактором Microsoft Word: перемещение, выделение, удаление, копирование участков текста, форматирование и редактирование фрагментов текста;
- с приложением ОС Windows программой создания презентаций Power Point;
Развивающие:
- формировать умения сравнивать, обобщать изучаемые факты;
- развивать у учащихся самостоятельность в мышлении и учебной деятельности;
- повысить эмоциональный настрой учащихся путем привлечения наглядности и технических средств обучения (компьютер).
Воспитательные:
- воспитание коллективизма и ответственности за общую работу;
- воспитание взаимопомощи;
- воспитание аккуратности при работе с манипулятором “мышь”, с оконными приложениями Microsoft Word и Microsoft Power Point.
Работа по развитию речи:
- составление связного рассказа на грамматическую тему.
Оборудование:
- карточки-задания, персональные компьютеры, плакаты.
План урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Закрепление полученных знаний.
- Введение в новую тему: “Деепричастие”.
- Подведение итогов урока, выставление оценок.
Ход урока:
I.
Учителя приветствуют учащихся. Запись числа, темы урока: ““Причастие” (обобщение изученного материала)”.
II.
Дома вы должны были ответить на вопрос лингвистической сказки: “Что такое причастие? ” Зачитываются два лучших ответа.
- Каким стилем речи вы пользовались при составлении ответов?
III.
Перед выполнением заданий вступительное слово учителя информатики:
На сегодняшнем уроке мы с вами вспомним, как осуществляется работа по редактированию текста в текстовом редакторе Microsoft Word.
Вы знаете, что Microsoft Word – одна из самых совершенных программ в классе текстовых процессоров, которая предусматривает выполнение сотен операций над текстовой информацией. Этот редактор позволяет нам создавать с помощью компьютера полноценные текстовые документы. Для этого существует базовый набор операций: перемещение по тексту, выделение, удаление, перемещение, копирование и форматирование фрагментов текста, и т.д. С этими операциями мы с вами знакомились, когда в 5 классе изучали тему: “Создание документов в текстовом редакторе Microsoft Word.”. Выполняя задания с помощью компьютера, вы вспомните, как осуществляются эти базовые операции над фрагментами текста в текстовом редакторе Microsoft Word.
Учитель русского языка:
Все причастия делятся на две семьи. Какие? Но многие причастия заблудились и потеряли дорогу в свои дома. Помогите им найти свою семью.
Учащимся предлагается сделать первое задание (Приложение 1). Одна группа учащихся выполняет задание на рабочих местах, другая – за ПК.
Перед выполнением первого задания, учитель информатики поясняет, что это задание на закрепление знаний по перемещению участков текста в Microsoft Word.
Вопрос: Что необходимо сделать для того, чтобы переместить участки текста?
Ответ:
1. Выделить этот участок при помощи мыши: указать мышью на первый выделяемый символ, нажать левую кнопку и, не отпуская ее, перемещать мышь, пока не будет выделено последнее слово;
2. После выделения, курсор превратится в белую стрелочку. Необходимо нажать левую копку мыши и, не отпуская, переместить объект в точку вставки перемещаемого фрагмента и отпустить левую кнопку.
Описанным приемом учащиеся, работая в Microsoft Word, делят предложенные причастия на действительные и страдательные в две колонки.
Учителя проверяют правильность выполнения задания и учащимся выставляются оценки.
Действительные |
Страдательные |
Идущий поезд | Пройденный путь |
Вернувшийся отец | Хранимый документ |
Выросший лук | Возвращенный журнал |
Ликующие болельщики | Незамеченная ошибка |
Второе задание: Игра “Третий лишний” (Приложение 2).
По каким признакам вы определили лишнее слово?
Перед выполнением второго задания, учитель информатики поясняет, что это задание на закрепление знаний по форматированию символов (изменение цвета шрифта) в Microsoft Word.
Вопрос: Что необходимо сделать для того, чтобы изменить цвет символов фрагмента текста?
Ответ:
1. Выделить этот участок при помощи мыши: указать мышью на первый выделяемый символ, нажать левую кнопку и, не отпуская ее, перемещать мышь, пока не будет выделено последнее слово;
2. Изменить цвет можно одним из двух способов:
1) выбрать команду Формат – Шрифт… На экране появится диалоговое окно. На вкладке Шрифт, выбрать из списка Цвет текста необходимый цвет и нажать ОК.
2) или на панели форматирования щелкнуть по кнопке с буквой А и выбрать необходимый цвет.
Учащимся предлагается сделать второе задание. Одна группа учащихся выполняет задание на рабочих местах, другая – за ПК.
Учителя проверяют правильность выполнения задания и учащимся выставляются оценки.
Горевший, горелый, горящий
Запоздалый, запоздавший, запаздывающий
Трещавший, трескучий, треснувший
Жарящийся, зажаренный, жареный
Соленый, пересоленный, соливший
- А какие еще суффиксы причастий вы знаете?
(а, аш, ем(ом), енн, нн, ющ(ющ), ящ.
Третье задание: Вставить гласные в суффиксы причастий (Приложение 3).
Перед выполнением третьего задания, учитель информатики поясняет, что это задание на работу с командами горизонтального меню Правка (вырезать, вставить) в Microsoft Word.
Вопрос: Что необходимо сделать для того, чтобы вырезать фрагмент текста?
Ответ:
1. Выделить этот участок при помощи мыши: указать мышью на первый выделяемый символ, нажать левую кнопку и, не отпуская ее, перемещать мышь, пока не будет выделено последнее слово.
2. Вырезать фрагмент текста можно следующими способами:
- Выбрать команду горизонтального меню Правка – Вырезать.
- На панели инструментов щелкнуть по кнопке с изображением ножниц (вырезать).
Фрагмент переместится в буфер обмена и может быть использован в дальнейшем.
3. Установить курсор в ту позицию документа, куда он будет вставлен. Выполнить команду Правка – Вставить или на панели инструментов щелкнуть по кнопке с изображением чемоданчика (Вставить).
Учащимся предлагается сделать третье задание. Одна группа учащихся выполняет задание на рабочих местах, другая – за ПК.
Учителя проверяют правильность выполнения задания и учащимся выставляются оценки.
C | к | а | ч | ущ | и | е | к | о | н | и |
Б | о | р | ющ | и | е | с | я | н | а | р | о | д | ы |
У | б | р | а | н | н | ы | й | х | л | е | б |
Р | а | с | с | м | а | т | р | и | в | а | ем | ы | й | п | р | о | е | к | т |
Л | е | ч | ащ | и | й | в | р | а | ч |
Р | у | б | ящ | и | й | д | р | о | в | а |
Т | у | ш | ащ | и | е | п | о | ж | а | р |
У | д | о | с | т | о | енн | ы | й | п | р | е | м | и | и |
Р | а | с | т | а | я | в | ш | и | й | с | н | е | г |
З | а | к | л | е | и | в | ш | и | й | к | о | н | в | е | р | т |
Задание четвертое (Приложение 4):
Что называется причастным оборотом? Когда он выделяется запятыми на письме?
Перед выполнением четвертого задания, учитель информатики поясняет, что это задание на редактирование документа (вставка символа) в Microsoft Word.
Вопрос: Что необходимо сделать для того, чтобы вставить символ?
Ответ:
- Щелкнув левой кнопкой мыши, установить курсор в ту позицию, где будет вставлен символ
- При помощи клавиатуры вставить необходимый символ.
Учащимся предлагается сделать четвертое задание. Одна группа учащихся выполняет задание на рабочих местах, другая – за ПК.
Учителя проверяют правильность выполнения задания и учащимся выставляются оценки.
Деревья слабо шумят, облитые тенью.
Ядреный морозец, ударивший ночью, сразу все преобразил.
Каждый звук словно стоит в неподвижно застывшем воздухе.
Сквозь влажный блеск, разлитый в воздухе, ясно выступает даль.
Пятое задание (Приложение 5):
Выбрать правильное написание причастий и прилагательных с одной или двумя Н ( при работе с ПК подчеркнуть красным цветом вариант с правильным написанием причастий и прилагательных ).
Перед выполнением пятого задания, учитель информатики поясняет, что это задание на форматирование символов (подчеркивание) в Microsoft Word.
Вопрос: Что необходимо сделать для того, чтобы подчеркнуть фрагмент текста?
Ответ:
1. Выделить этот участок при помощи мыши: указать мышью на первый выделяемый символ, нажать левую кнопку и, не отпуская ее, перемещать мышь, пока не будет выделено последнее слово.
2. Подчеркнуть фрагмент текста можно, выбрав команду Формат – Шрифт… На экране появится диалоговое окно. На вкладке Шрифт, выбрать из списка Подчеркивание необходимый тип подчеркивания и нажать ОК.
Учащимся предлагается сделать пятое задание. Одна группа учащихся выполняет задание на рабочих местах, другая – за ПК.
Учителя проверяют правильность выполнения задания и учащимся выставляются оценки.
1. Поляна (освещена, освещенна)
2. Книга (интересна, интереснна).
3. (Размешанные, размешаные) краски.
4. (Выкрашенная, выкрашеная) скамейка.
5. Экскурсия (организована, организованна).
6. (Некрашенный, некрашеный) пол.
7. (Кожаный, кожанный) портфель.
8. (Исправленная, исправленая) мной ошибка.
9. Статьи (перепечатаны, перепечатанны).
10. (Крашенная, крашеная) маляром стена.
Шестое задание: Правописание НЕ с
причастием?
- Рассказы (не)напечатаны.
- Еще (не)напечатанные рассказы.
- (Не)напечатанные типографией рассказы.
- (Не)напечатанный, а написанный рассказ.
- (Не)замеченная ошибка.
Учащиеся вместе с учителем русского языка вспоминают алгоритм по определению правильности написания НЕ с причастием.
Этот алгоритм на плакате вывешен на доске (Приложение 7) и в виде презентации Microsoft Power Point (Приложение 6) представлен на компьютере.
Учитель информатики вспоминает с учащимися, как необходимо работать с программой
создания презентаций Microsoft Power Point в режиме демонстрации (переход от слайда к слайду осуществляется при помощи щелчка мыши или по гиперссылкам).
Одна группа учащихся выполняет задание на рабочих местах, другая – за ПК.
Учителя проверяют правильность выполнения задания и учащимся выставляются оценки.
- Рассказы не напечатаны.
- Еще не напечатанные рассказы.
- Не напечатанные типографией рассказы.
- Не напечатанный, а написанный рассказ.
- Незамеченная ошибка.
IV. Введение в новую тему: “Деепричастие”.
На доске красочный плакат. (Рисунок1)
Учитель русского языка:
Давайте взглянем на остров Причастий. Здесь обитают кентавры.
- Причем тут кентавры?
- С каким причастием общается мальчик?
- На каком причастии катается кот Колбаскин?
- А какое причастие привело в ужас попугая Жору?
- Что написано на камне? Расшифруйте эти надписи.
- Какая связь между надписями на колонне и на камне?
А на следующем берегу еще интереснее. Не верите?
Посмотрите на следующую карту.
Вот так берег! Что за дело?
Изумленью нет предела!
Что тут пишут на столбах?
К чему тут столько вопросов?
Что это за птица дает объяснение?
Кто ловит рыбку в здешней воде?
Какие слова произносятся по этому поводу?
Об остальном позже….
V. Учителями подводятся итоги урока
Сегодня на уроке мы систематизировали наши знания о причастии; сформировали умения находить причастие и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот;
закрепили навыки работы: с приложением ОС Windows текстовым редактором Microsoft Word (перемещение, выделение, удаление, копирование участков текста, форматирование и редактирование фрагментов текста);
с приложением ОС Windows программой создания презентаций Power Point;
Учителем информатики на персональных компьютерах в приложении Microsoft Еxcel подготовлены электронные таблицы для выставления учащимся оценок за каждое задание (Приложение 8) и подсчета общего количества баллов за урок (Приложение 9). При помощи приложения Microsoft Еxcel быстро и качественно создается ведомость оценок учащихся всего класса за урок.