Программа "Организация коррекционной работы"

Разделы: Начальная школа


Направление и содержание коррекционной работы в школе для детей с нарушениями в развитии детерминируется целым рядом факторов социального порядка. Основные принципы коррекционной работы базируется на понимании взаимоотношения общего и особенного в развитии ребёнка, соотношения биологического и социального обучения и развития, связи первичного и вторичного дефектов. Многофакторность детерминации коррекционно – воспитательного процесса определяет сложность системы коррекционной работы, многообразие её структуры на различных этапах обучения ребёнка.

Цель обучения учащихся массовой школы – всестороннее, гармоническое развитие личности. Формирование гражданской позиции, активное, творческое включение в жизнь общества – определяет так же и работу школ для детей с проблемами в развитии. Общие законы развития таких детей и нормально развивающихся детей определяют и общие принципы их обучения. Таким образом, основные дидактические принципы обучения нормальных детей действительны и по отношению к специальной школе. Однако эти принципы претерпевают изменения, преломляются через призму специфических особенностей психического и физического развития детей с проблемами в развитии, образуя свою систему, отражающую конкретные условия реализации общедидактических принципов.

Конкретизируя общедидактический принцип коррекционной направленности можно сформулировать следующие принципы коррекционной работы в младших классах:

  1. Развитие сенсорного опыта.
  2. Интеллектуализация учебно-познавательной деятельности.
  3. Формирование соотносительной деятельности.
  4. Усиление педагогического руководства учебно-познавательной деятельности учащихся.
  5. Программа коррекционной работы для 1 – 2 классов состоит из 7 разделов:

    • Зрительное восприятие цвета.
    • Зрительное восприятие формы.
    • Развитие пространственных представлений и ориентировки.
    • Развитие временных представлений.
    • Развитие навыков обобщения, дифференцирования и сопоставления.
    • Развитие устной речи.
    • Развитие фонематического слуха и анализа

Развитие фонематического слуха и анализа.

А для учащихся 3 – 4 классов из 5 разделов:

    • Зрительное восприятие формы.
    • Развитие пространственных представлений и ориентировки.
    • Развитие временных представлений.
    • Развитие навыков обобщения, дифференцирования и сопоставления.
    • Развитие устной речи.

I. ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА.

Учащиеся должны уметь подбирать цветные полоски по заданию; дифференцировать основные цвета спектра, знать названия основных цветов спектра; уметь видеть и называть цвета и краски в природе; получать тона основных цветов спектра.

II. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И АНАЛИЗА.

Учащиеся должны уметь различать на слух фонемы; различать гласные и согласные звуки по способу звукообразования и звукопроизношения; составлять слова с заданным звуком из разрезной азбуки; Учащиеся должны уметь записывать предложения схематически; записывать слова схемой.

III. ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ.

У учащихся формируются представления о геометрических фигурах и их применении в различных сферах деятельности, а так же их построении.

IV. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ОРИЕНТИРОВКИ.

Дети учатся определять расположение элементов, синтезировать целое из частей. У учащихся формируется умение находить различные направления пути, ориентироваться на местности, составлять план местности, развиваются конструктивный праксис и память на пространственные соотношения.

V. РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Настоящая программа предусматривает определение времени по часам, уточнение представлений о смене времён года и месяцев, а так же предусматривает использование личного опыта учащихся в определении последовательности событий.

VI РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

Перед учащимися в доступной форме раскрываются основные функции речи:

  • Речь является важнейшим средством общения между людьми;
  • Речь является средством передачи и усвоения определённой информации.

Дети осмысливают значение речи в жизни человека и постепенно начинают овладевать умениями, помогающими им пользоваться речью во всех её функциях.

VII. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБОБЩЕНИЯ, ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЯ, СОПОСТАВЛЕНИЯ

Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов, характеристика их по признакам. Сравнение предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов по образцу, показу, словесной инструкции.

ПРОГРАММА 1 – 2 КЛАССЫ <Приложение 1>

ПРОГРАММА 3 – 4 КЛАССЫ <Приложение 2>

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА
ДЛЯ СТИМУЛЯЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
И КОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НИХ,

а так же некоторые аспекты применения этих правил в практике работы с учащимися с проблемами в развитии /представлено и систематизировано в соответствии с проблемой школы.

  1. Организуй обучение так, чтобы учащиеся, усваивая учебный материал, выделяли признаки объекта, осуществляли сравнение, классифицировали и овладевали другими умственными операциями.
  2. Систематически повышай качество требований к умственной деятельности, при этом исходи из дифференцирования индивидуальных возможностей /из специфики структуры дефекта/.
  3. Организуй аналитико-синтетическую деятельность учащихся с проблемами в развитии, служащую выделению признаков при сравнениях, классификациях и других умственных операциях сначала в условиях предметно-практической деятельности. А затем на конкретно-умственной основе и, наконец, в абстрактной форме, подводя учащихся в процессе последовательного использования этих видов деятельности к более высокой форме познания.
  4. Дай учащимся полноценные образцы, на основе которых могут осуществляться умственные операции.
  5. Пусть ученик ставит в известность учителя о результатах умственных операций, используя не только словесную формулировку, но и другие способы сообщения: графические, пластические, мимико-жестикуляционные, драматизацию или практические действия.
  6. Связывай умственную деятельность учащихся с реальной и жизненной практикой.

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ДЛЯ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕГО,

а так же некоторые аспекты их реализации практике работы с учащимися с проблемами в развитии /представлено и систематизировано в соответствии с проблемой школы.

  1. Последовательно обеспечивай все углубляющееся осмысление лексического и синтаксического материала. Постоянно расширяй запас слов и синтаксических средств.
  2. Развивай способность относительно закончено выражать мысли в условиях любого общепедагогического процесса.
  3. Старайся стимулировать овладение правильной техникой чтения и письма, создавая установку на них как на средства коммуникации.
  4. Систематически устраняй недостатки произношения и неправильности построения речи. Используй для этого так же логопедические занятия.
  5. Не допускай формализма в работе над речью детей с проблемами в развитии. Следи за тем, чтобы формирование речевых навыков осуществлялось только в единстве с совершенствованием их практических и умственных способностей.