Тип урока: повторения и обобщения.
Цели:
- обобщение и систематизация знаний о взаимодействии компонентов природы в природных комплексах и природных зонах Африки,
- закрепление знаний и новых понятий темы.
Задачи:
- продолжить формирование умения самостоятельно работать с дополнительной литературой, наглядными средствами обучения.
- способствовать развитию пространственного, логического мышления, познавательного потенциала, обогащение опыта творческой деятельности, обогащение и усложнение словарного запаса.
- содействовать воспитанию коммуникативности, трудолюбия, географической культуры.
Методы обучения:
по источникам знаний
- Словесные (работа с дополнительной литературой)
- Наглядные (учебные картины, настенные карты, видеофрагменты)
- Практические (создание опорного конспекта на контурной карте)
по характеру познавательной деятельности
- частично-поисковый
- проблемного обучения
Форма обучения: коллективный способ обучения – работа в группах, ролевая игра.
Методы и приемы работы: ролевая игра и работа в группах, в ходе которой выполняются: самостоятельная и исследовательская работа, проблемные задания, практическая работа, творческие задания.
Опорные знания и умения:
- знания о формировании природных зон,
- природных комплексах,
- широтная зональность,
- особенности природных зон Африки.
Ведущие понятия: природная зона, гилеи – влажные экваториальные леса Африки, саванна, пустыни.
Результаты работы: создание опорного конспекта, использование новых слов, понятий в ходе изложения полученных материалов.
Оборудование:
- карта “Природные зоны Африки”,
- картины природных зон Африки,
- выставка книг и энциклопедий по теме,
- видеофрагмент “Природные зоны Африки” (“Ридерз Дайджест”),
- дополнительный раздаточный материал о природных зонах Африки,
- учебник и атлас “География материков и океанов” 7 класс,
- конверты с заданиями для специалистов,
- таблички с названиями природных зон для групп.
Подготовительный этап: До проведения урока учитель, вместе с учениками, определяет состав группы, распределяет специалистов: руководитель - картограф, климатолог, ботаник, зоолог, ученый, почвовед, менеджер.
Ход урока
Девиз урока: “Пусть каждый день и каждый час нам новое добудет!”
1. Организационный момент.
Учитель. Каждый человек рождён мечтателем и путешественником. Читая книги Ж. Верна, А.Ферсмана мы стремимся ступить ногой на неизведанный, но манящий берег. Мир далёких тайн зовёт нас за собой.
Сегодня нас позвала за собой Африка! Мы отправляемся в научную экспедицию по природным зонам Африки.
2. Актуализация знаний, целеполагание.
Учитель. Ваша задача - собрать материал каждому специалисту об особенностях своей природной зоны и представить его в виде устного отчёта и опорного конспекта на контурной карте.
- Какими картами будете пользоваться на уроке?
- Что называется природной зоной?
- В каких природных зонах расположена Африка?
(Учащиеся работают с картой, дают ответы на вопросы учителя).
Молодцы!
3. Определение заданий в группах.
Учитель. Чтобы отправиться в путь необходимо определить ваши маршруты. Представьте, что я получила письма из “прекрасного далёка”. Узнайте, о какой природной зоне в нем говорится, этим вы определите маршрут своей экспедиции.
1 письмо. В этих лесах то тут, то там растут деревья-гиганты. Их стволы так толсты, что их не могут обхватить 6 человек. Их сучья так велики, что каждый из них мог стать крупным деревом. Многие животные приспособились жить на деревьях, так как идут каждый день ливневые дожди.
(Гилея – влажные экваториальные леса Африки)
2 письмо. Испанцы называют её дикой, первобытной равниной. Здесь можно встретить травянистые злаки метровой, а иногда трёхметровой высоты, среди которых встречаются редкие деревья, сбрасывающие листья в сухое время года. Здесь можно встретить огромные стада диких буйволов, антилоп, а у берегов озера ковёр из диких фламинго...
(Саванны)
3 письмо. Здесь почти не бывает дождей. Вслед за жаркими днями наступают холодные ночи, иногда с заморозками. Камни от этого трескаются и слышатся звуки, похожие на отдалённые взрывы. Жители говорят: “Солнце в нашей стране заставляет кричать даже камни”. Здесь ветер - великий властелин и властный хозяин. Караванщики говорят, что вместе с ним сюда приходит смерть.
(Пустыни)
Задания получены! (задания в приложении 1)
Итак, в путь! На работу вам отводится 5 минут, а на выступление группы 2 минуты.
4. Работа в группах.
(Учитель помогает группам в случаях затруднения, корректирует и координирует работу учащихся по необходимости).
5. Выступление экспедиций по проделанной работе.
(После каждого выступления группы показывается видеофрагмент о природной зоне продолжительностью 3 минуты, чтобы создать зрительный образ у учащихся. В каждом фрагменте содержится новая информация, которую ребята должны после просмотра озвучить и записать в свои отчеты).
Учитель по ходу выступления групп заполняет сводную таблицу для оценки работы каждого специалиста и группы в целом. (таблица в приложении 2)
Учитель.
Африка, Африка - волшебная страна
На много километров раскинулась она.
На севере Сахара - пустынная земля,
На юге Калахари - такая же жара.
А в центре, не поверите, - там солнце круглый год,
Деревья словно мачты, лиан невпроворот,
Вода с небес прольётся, утихнет буря вмиг,
Гилеями зовётся тот удивительный мир.
А между ними степи - обширная земля
Саваннами зовутся они людьми не зря.
Африка, Африка - чудесная страна
Была бы я волшебником поехала б туда!
С л о в о экспедиции из ГИЛЕИ - влажных экваториальных лесов Африки.
(выступление экспедиции с отчетом о проделанной работе)
Показ видеофрагмента 3 минуты.
Новое: влажные экваториальные леса - первая растительность, от которой произошли все другие растительные сообщества.
Учитель. Стоя спиной к зловещей, чёрной стене леса, от которой до вас ещё будут доноситься удушливые испарения, вы в первый раз выпрямитесь во весь рост и будете вдыхать полной грудью здоровый воздух САВАННЫ и жадно вглядываться вдаль.
Слово экспедиции из саванны Африки.
(выступление экспедиции с отчетом о проделанной работе)
Показ видеофрагмента.
Новое: саванна - прародина человека, так как высокая растительность способствовала тому, что человек стал прямоходящим.
Учитель. Хорошо поработали, но необходимо и отдохнуть. Предлагаю провести физминутку.
Шагаем мы рядом,
Рюкзак за плечами.
Солнце на небе,
Земля под ногами.
Справа - товарищ,
Слева - подруга.
Встанем на месте -
Поддержим друг друга.
(Учащиеся вместе с учителем под стихотворение выполняют упражнения)
Учитель. Какая самая “сладкая” пустыня на земле? (Сахара)
Слово экспедиции из пустынь Африки.
(выступление экспедиции с отчетом о проделанной работе)
Показ видеофрагмента.
Новое: РЕГИ - щебнистая пустыня, ЭРГИ - песчаная, САМУМ - ветер. Площадь пустынь изменяется: то увеличивается, то уменьшается.
Учитель. Потрудились вы на славу, собрали богатейший материал! Молодцы!
Разнообразен и удивителен мир Африки. Но человек тоже часть природы и он активно её использует. А как он заботится о сохранении природы?
(Работа с комплексной картой Африки, нахождение заповедников и национальных парков, видов антропогенного воздействия человека).
Учитель. Посмотрите на девиз нашего урока. Что же нового на уроке вы узнали?
(Учащиеся отвечают: какие новые слова узнали, что было интересного на уроке, анализируют свою работу.
А теперь посмотрим, что получилось у меня? (анализ сводной таблицы, итоги, оценки).
Спасибо за работу!
Надеюсь, вам захочется побывать в Африке после нашего виртуального урока.
Урок окончен.
Приложение 1
Задания специалистам
Задание руководителю-картографу
|
Задание климатологу Определить основные климатические особенности своей природной зоны и совместно с руководителем оформить контурную карту. |
Задание зоологу 1. Выделить особенности животного мира своей природной зоны:
2. Привести примеры интересных животных, обитающих в вашей природной зоне. |
Задание ботанику 1. Выдели особенности растительного мира вашей природной зоны:
2. Привести пример интересного или удивительного растения вашей природной зоны. 3. Перечисли, с какие растения вы встретили в вашей природной зоне. |
Задание почвоведу 1. Какие типы почв характерны для вашей природной зоны. 2. Назови главные особенности почв (плодородие, цвет). |
Задание менеджеру Вы менеджер туристической фирмы. Вам необходимо составить памятку туристу, отправляющемуся в вашу природную зону. Что с собой взять? Кого и чего опасаться? Что необходимо сделать прежде, чем отправиться в путешествие? |
Задание ученому “Пустыни” Что произойдет с пустыней Намиб, находящейся на побережье Атлантического океана, если холодное Бенгальское течение вытеснит теплое течение? |
Задание ученому “Саванны” Составить логическую цепочку из следующих звеньев:
|
Задание ученому “Гилеи” Почему, несмотря на большое количество растений в почвах влажных экваториальных лесов накапливается мало перегноя, и их отличает удивительное неплодородие? |
Творческое задание для всей группы (не
обязательное) Отразить особенности вашей природной зоны в виде стихотворения, речитатива. |
Приложение 2
Сводная таблица для оценки выступления специалистов и группы в целом
Вид работы | Гилея | Саванна | Пустыня | Итог |
Руководитель-картограф | ||||
Климатолог | ||||
Ботаник | ||||
Почвовед | ||||
Зоолог | ||||
Учёный | ||||
Менеджер | ||||
Вся группа |