Система использования журнала "Мурзилка" для развития младшего школьника

Разделы: Начальная школа


Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: “Учитель должен нести из литературного наследства то, что любит сам”.

Среди множества детских изданий давней любовью для меня является журнал “Мурзилка”. В домашней библиотеке хранятся номера за 1973-1976 годы, которые родители мне выписывали, когда я была ученицей начальных классов. “Мурзилка” выдержал проверку временем, ведь он издаётся с 1924 года. По-прежнему интересен, полезен и нужен нынешнему поколению школьников. Гарантом качества публикаций являются известные в мире детской литературы фамилии в редакционном совете журнала: Я.Аким, Г.Макавеева, С.Михалков, М.Москвина, Р.Сеф, А.Смирнов, И.Токмакова, А.Усачев, В.Чижиков.

С апреля 2006 года выходит с почётным знаком отличия “Золотой фонд прессы”. Издания, отмеченные этим знаком качества, можно смело приобретать, потому что материалы в них добрые, интересные и познавательные. На Международной выставке “Пресса 2006”, проходившей под девизом: “Возродим духовность России”, редакция журнала за творчество, выдумку, неиссякаемую фантазию в создании доброго, весёлого, привлекательного для малышей журнала получила диплом национальной премии “Золотой лотос”.

Ежемесячный литературно-художественный журнал помогает мне развивать своих учеников. Широкий спектр тем помогает при подготовке уроков и даёт пищу для внеурочных занятий. О значении журнала в круге детского чтения говорю на первом родительском собрании и всегда нахожу поддержку среди родителей. Начиная с первого класса, покупаем, выписываем журнал для каждого учащегося. Само многообразие направлений и рубрик журнала даёт возможность обратить внимание ребёнка-читателя на то, как многомерен и необычен его окружающий мир.

Журнал пробуждает читательские интересы детей, даёт им направления. Чтобы удовлетворить этот интерес, ребёнок вынужден обратиться к книгам, чтобы найти ответы на вопросы, возникшие у него при чтении журнала.

Основой журнала является художественная литература, которая выполняет главную задачу – воспитать в ребёнке лучшие нравственные качества – доброту, честность, правдивость, отзывчивость.

Система использования журнала “Мурзилка” для развития учащихся

1. Журнал “Мурзилка” на уроках гуманитарного цикла.

В учебниках “Литературное чтение” В.Ю.Свиридовой и Н.А.Чураковой расширен круг авторов, наряду с известными, включены произведения С.Козлова, Л.Петрушевской, Г.Сапгир, Т.Собакина, О.Кургузова, Ю.Коваль, чьи биографические данные трудно найти в методических пособиях. Журнал помогает восполнить этот пробел своими рубриками “Поздравляем юбиляра” и “Наши любимые писатели”, где представлены фотография, библиографические сведения и избранные произведения автора с иллюстрациями, обложки книг (Приложение № 1).

Так, читая во 2 классе, отрывок из сказки О.Пройслера “Маленькая Баба Яга” мы обратились к журналу № 10/ 03, где узнали, что 20.10.2003 знаменитому немецкому писателю Отфриду Пройслеру исполнилось 80 лет, прочли о его наградах, известных героях книг, всмотрелись в портрет писателя, познакомились со сказкой “Не забудь самое дорогое”.

Произведения нашего современника Сергея Козлова встречаются в учебниках с 1 по 4 класс 9 раз. Журнал помог организовать заочную встречу с автором на своих страницах, публикуя в 2003 году в № 1, 3, 4, 6, 7, 11 его сказочные истории, а в 8/04 поздравил его с 65-летием. Его новые сказки “Сова – сова”, “Шотландская баллада” (№ 11, 12, 2005 г.) мы читали как произведения хорошо знакомого друга.

2 апреля 2005 года – 200 лет знаменитому датскому сказочнику Г.К.Андерсену. Журнал сделал своим читателям подарок, посвятив № 2 этому событию. Мы не только побывали в Дании, вместе с корреспондентом журнала, познакомились с биографическим очерком о сказочнике, вспомнили любимые сказки, которые читали самостоятельно, отгадывая кроссворды, но и рассмотрели, сравнили иллюстрации художников Б.Диодорова, В.Алфеевского, В.Чижикова, Н.Салиенко, М.Бычкова к сказкам Андерсена, прочли сказку “Дурень Ганс”, проверили свои знания, ответив на 10 вопросов викторины, выявив самого внимательного читателя журнала. На уроке труда с удовольствием делали игрушки-дергунчики для инсценировки сказки “Огниво”, “Снежная королева”, “Русалочка” (из вкладки “Сделай сам”). А приложение – игра “Стойкий оловянный солдатик” стала анонсом к чтению этой сказки на уроке по учебнику. Завершилась неделя литературного чтения КВН по звёздочкам “Сказочник из Дании”, где проигравших не было.

В 1999 году страна отмечала 200 лет со дня рождения А.С.Пушкина. Журнал предоставил возможность узнать жизненный путь поэта в рассказе В.Коржикова “Наш любимый Пушкин”: № 1- “Детство”. № 2 – “Лицейские годы” . № 3- “В ссылке”. № 4 –“Женитьба и дуэль”; побывать в памятных пушкинских местах с Н.Ермильченко: № 1- “Захарово и Большие Вяземы”, № 3- “Михайловское”, № 5- “Болдино”, № 6- “Квартира на Мойке”. С А. Смирновым окунуться в мир пушкинских строк: № 2- “Я памятник…” № 4- “Но наше северное лето…” № 5- “И. И. Пущину” № 7- “Няне” № 9- “Люблю тебя, Петра творенье…” и узнать историю их создания. Вспомнить сказки поэта (№ 5, 7, 8, 10, 11) в рисунках В.Чапли и проверить себя, разгадав кроссворды в № 6, рассмотреть иллюстрации, нарисованные читателями журнала, присланные на конкурс, всмотреться в портреты современников Пушкина. Материал, опубликованный 8 лет назад, помогает проводить пушкинские уроки: 19 октября – день открытия лицея и 10 февраля – день памяти поэта, использовать при изучении произведений поэта на уроках литературного чтения.

Произведения авторов-современников В.Степанова, И.Антоновой, Л.Яхнина, А.Усачева, М.Дружининой, Л.Улицкой, Э.Успенского, В.Бахревского весёлые и умные, смешные и поучительные интересны читателям тем, что эти поэты и писатели живут сейчас и пишут именно для детей 21 века. С нетерпением ждём декабрьского номера журнала, ведь “Мурзилка” поздравит с юбилеем – 70-летием Э.Успенского. Современная детская игровая поэзия развивает в детях чувство слова, стимул к творчеству, фонематический слух, чувство ритма, так как прочесть современное стихотворение с листа не всегда удаётся, это стихи Т.Собакина, А.Усачева, А.Шибаева, зарубежная детская поэзия в переводах Г.Сапгира, М.Яснова и других.

Читая стихи поэтов-классиков и наших современников, дети сами пробуют себя в поэтическом творчестве. Убеждаются в том, что это или дар, или кропотливый труд.

Литературные сканворды, кроссворды, викторины И.Сухина печатаются в журнале с 1999 года ежемесячно. Они помогают разнообразить уроки, начиная с периода обучения грамоте, так как в 2000, 2001 годах были напечатаны кроссворды на каждую букву алфавита. Темы рубрики “Кроссворды Мурзилки” различны: “Овощи”, “Шахматные фигуры”, “Головные уборы литературных героев”, “Новогодний”, “Русские народные загадки”, “Все работы хороши”, “Планеты” и т.п. Отгадывая, ребёнок удовлетворяет познавательный интерес, развивает и мышление. Печатаются они на клапанах, ребята собирают их в отдельные книжечки. Дети отгадывают, потом учатся составлять сами, оформлять.

Рубрика “В книжном клубе “Мурзилки”, где печатаются литературные викторины, помогает заинтересовать незнакомым произведением, обратиться к первоисточнику. Так в № 7- 2006 г. викторина к сказке Ю.Олеши “Три толстяка”; в № 1- 2007 г. – В.Губарев “Королевство кривых зеркал”; в № 6- 2007 г. – Гауф “Карлик Нос”. Впервые в № 6- 2007 г. был опубликован рекомендательный список книг для летнего чтения..

В 2007 году редакция журнала в № 2 опубликовала анкету “Кто ты, сегодняшний читатель?”.

Российская Академия художеств решением Президиума академии от 9.03.2004 выразила благодарность редакции журнала “Мурзилка” за большую работу по воспитанию эстетического вкуса подрастающего поколения. Больше 10 лет в журнале ведётся рубрика “Галерея искусств Мурзилки”. Она знакомит детей с особенностями творчества выдающихся художников, репродукциями картин, являющимися шедеврами отечественной и мировой живописи, центрами декоративно-прикладного искусства, жанрами изобразительного искусства. Комментарии искусствоведов помогают формировать эстетические взгляды читателей (приложение № 2).

На уроках ИЗО знакомлю с художниками-иллюстраторами детских книг: И.Билибин - № 12/97, Ю.А.Васнецов - № 9/99, Е.Рачёв - № 1/2000, В.М.Канашевич – № 12 /01, А.М.Каневский - № 5/04, Е.Чарушин - № 11/01, с художниками, создавшими картины на сказочные сюжеты: № 3/96, № 1/97 – В.М.Васнецов, № 2/01 – М.Врубель, № 3/01 – Н.Рерих.

Рубрика “Наши любимые художники” знакомит с творчеством современников: В.А.Чижиков, Л.Токмаков, В.Н.Лосин, Н.А.Устинов, Б.А.Диодоров, Г.Н.Юдин, Г.А.Макавеева и другие (Приложение № 1)

Представляя на уроке книгу, обязательно указываю фамилию художника-иллюстратора, показываю особенности художественного почерка художника. Мои ученики могут отличить иллюстрации сказок Е.Рачева от Ю.Васнецова, В.Сутеева от В.Чижикова, знают анималистов Е. и Н.Чарушиных. Знакомлю с примерами новых содружеств художника и писателя в современных изданиях: художник-мультипликатор Н.Шер создал цикл иллюстраций к простоквашинской эпопее Э.Успенского. Художники В.Пивоваров, Б.Диодоров – создатели неповторимых зрительных образов к сказкам Андерсена. Радует, когда ученик, рассказывая о прочитанной книге, указывает художника её оформлявшего и показывает понравившиеся иллюстрации.

Репродукции полотен художников-мастеров использую при чтении исторических произведений. Таких как: “Ванька” А.П.Чехова - “Свидание” В.Маковского, “Петька на даче” Л.Андреева- “Окно парикмахерской” М.Добужинского. Они помогают зрительно воссоздать историческую обстановку, показать костюмы, детали быта и жизни людей прошедших эпох. Причём, чем дальше историческое событие стоит от личного опыта ребёнка, тем более необходимо использование наглядности. Аппарат учебников “Литературное чтение” снабжён “Картинной галереей”, которая помогает приблизить шедевры живописи к ребёнку.

При чтении поэтических произведений обращаюсь к картинам пейзажам Левитана, Поленова, Остроухова, Шишкина. Ведь зрительный образ-главное без чего невозможно развивать мышление человека. Ещё К. Д. Ушинский обращал на это внимание: “Чем вы возбудите мысль ребёнка и вызовите у него самостоятельное слово, как, не показав ему какой-нибудь предмет или изображение предмета”.

Расширению лингвистических представлений читателя служат рубрики “Прогулка со словами”, “Поиграем в слова”, “Детективное агенство Мурзилки”. Писатели И.Токмакова, Л.Яхнин, А.Смирнов, М.Дружинина создают такие художественные произведения (сказки, стихи, скороговорки), которые способствуют овладению русским языком, культурой речи, учат нормам правописания. Циклы рассказов А.Смирнова “Дар Владимира Даля” (№ 1-6/2001), “Неугомонный Петербург” (№ 7-12/1998), “Возок” (№ 6-10/2007), “Письмо от Агапки” (№ 6-10/2005) открывают просторы русской речи, вводят в науку топонимику, занимательные вопросы, задания, конкурсы помогают в проведении предметных недель, КВН, игр, побуждают учащихся к активной учебной деятельности.

Таким образом, применение журнала на уроках гуманитарного цикла, позволяет мне развивать интерес к чтению, совершенствовать интеллектуально-информационные умения, обогощать мир чувств, эмоций детей.

2. Журнал “Мурзилка” на уроках “Мы и окружающий мир”

Для уроков “Мы и окружающий мир” также можно найти многообразный материал. Любознательность, интерес к явлениям природы, окружающей действительности – отличительная черта младшего школьника. Рубрики “Зелёный мир”, “Это интересно”, “Соседи по планете”, “Птичий калейдоскоп”, “Сорока на хвосте принесла” развивают интерес к миру, расширяют границы знаний, эрудицию, помогают формировать гуманное отношение к природе, воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Рассказы В.Коржикова, С.Сахарнова, Г.Снегирёва, В.Кологрив, А.Дорофеева прекрасно иллюстрированные позволяют знакомить учащихся с жанром научно-познавательной литературы, который не представлен, к сожалению, в учебнике “Мы и окружающий мир” Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, но был в учебниках “Естествознание” И.П. Товпинец.

Рубрика “Сорока на хвосте принесла”, где даются фенологические наблюдения и допущены ошибки, которые дети должны найти, ставит познавательные задачи: надо понаблюдать, увидеть несоответствие написанного и происходящего в действительности, сформулировать ответ. Постоянно наблюдая явления окружающего мира, приобретая чувственный опыт, ребёнок учится анализировать, устанавливать связи и зависимости, классифицировать, сравнивать, обобщать наблюдаемое и делать выводы.

Современные дети хотят стать банкирами, директорами, “крутыми”, моделями. Растущая личность находится под сильным влиянием тех изменений, которые происходят на её глазах в обществе. Поэтому так важны рассказы о героических подвигах, путешественниках, исторических деятелях, современниках, достойных уважения и подражания.

Рубрика “Путешествия и открытия”. О.Тихомирова знакомит с выдающимися путешественниками прошлого, великими географическими открытиям (приложение № 3).

Новая рубрика “С чего начинается Родина?” с 2006 года помогает в становлении гражданина, позволяет совершить путешествие по стране, познакомиться с городами и их достопримечательностями.

Но и до этого “Мурзилка” путешествовал:

  • № 8/1994 - в Японию;
  • № 11- 12/1998 – в Финляндию, к Санта-Клаусу;
  • № 9/1999 - в Санкт-Петербург к писателям и художникам;
  • № 5/2003 – в Санкт-Петербург на 300-летие;
  • № 12/1999 – в Великий Устюг на родину Деда Мороза;
  • № 5-2001 – в Красноярск к В.Астафьеву;
  • № 3/2002 – в Амстердам;
  • № 9/2002, № 2/2005 – в Данию, в город великого сказочника;
  • № 12/2002 – на Вологодчину;
  • № 7/2003 – в Псков на 1100-летие;
  • № 12/2003 – в Кострому на родину Снегурочки;
  • № 6/2004 – в Индию;
  • № 7,8/2005 – на 100-летие Казани.
  • Игры-приложения “Все флаги в гости к нам” № 4/2003, “Гербы российских городов” в № 4/2007 помогли в проведении уроков-путешествий. Исторический материал:
  • - Л.Александровой “Что такое Кремль?” в 1995: № 1– “Кремлёвское зодчество, Псковский Кремль”; № 4– “Кремли Новгорода и Ростова Великого”; № 7 – “Московский Кремль, Грановитая палата”;
  • - Л.Яхнина “ Кремль-град” в № 9,10/2003;
  • - А.Смирнова. “Почта к празднику” в № 10,11/2003;
  • - М.Новицкой. “ Народный календарь:
  • № 3/1997 – Сороки - весеннее равноденствие
  • № 4/1997 – Светлый праздник
  • № 8/1197 – Праздники августа
  • № 2/1998 – Широкая Масленица
  • № 6/1998 – Зелёные Святки – Троица”

Журнал позволяет приобщать к культурным и нравственным ценностям народа.

“Мурзилка” - единственный детский журнал, который был признан победителем в номинации “Александр Матросов” в IV Всероссийском конкурсе “Патриот России” за цикл публикаций, посвящённых 60-летию Победы в 2005 году. Неоценимый материал, выходивший в № 1,3,4,5,6,7, так как в учебниках “Литературное чтение” нет произведений, посвящённых Великой Отечественной войне, в “Мы и окружающий мир” в 1 классе – 1 статья “Сталинградская битва”, в 4 классе – 1 статья “Великая Отечественная война”. Этого мало для воспитания гражданина страны, который обязан знать историю своего государства. Материалы журнала раскрывают лучшие черты национального характера в годы испытаний, способствуют воспитанию патриотизма, гордости за свою Родину.

Таким образом, используя журнал на уроках “Мы и окружающий мир”, я расширяю кругозор учащихся, развиваю познавательную активность, воспитываю гражданские качества.

3. Журнал “Мурзилка” на уроках риторики, ОБЖ, труда.

“Мурзилкины советы”, “Уроки этикета”, “Поговорим по душам” дают темы для бесед на уроках риторики. Разнообразные задания способствуют развитию у детей психологических свойств (воображения, памяти, внимания), помогают в решении жизненных ситуаций, подсказывают выход из проблемы, т. к. дети часто испытывают трудности в общении, не могут наладить отношения с одноклассниками, не знают как поступить правильно. Тут на помощь приходит “Мурзилка”: “Как запомнить стихотворение”, Хочу дружить”, “Учимся отвечать у доски”, “Первый раз в новый класс”, “Как бороться с ночными кошмарами” и т.д.

На уроках ОБЖ неоценимы “Уроки школы безопасности”(статьи И. Соковня, С. Лежнёвой, С. Семёнова), которые позволяют провести урок ярко, интересно, нескучно. К журналу через некоторое время можно вернуться – проверить себя.

Вкладка “Сделай сам” развивает пространственное мышление и навыки самостоятельной работы. Позволяет создавать поделки и сувениры в классе и дома. “Театр на столе” - декорации к сказке Пушкина “О царе Салтане”; герои А.Толстого “Приключения Буратино”; “Двенадцать месяцев” С.Маршака, Дом Андерсена, Казанский Кремль, Английский Биг- Бен – вот малая толика, сделанная за 4 года.

В начальном образовании нет главных и неглавных предметов, каждый предмет значим для общего развития ребёнка. Я рада, когда могу использовать разнообразный материал, на любом уроке для раскрытия эмоционально-волевых, познавательных, эстетических возможностей ребёнка.

4. Использование журнала во внеурочной деятельности.

Рубрика “Весёлая математика” способствует развитию логического мышления и пространственного воображения ребёнка. В занимательной, часто в стихотворной форме, даются интересные задачи, чертежи, задания, которые привлекают не только ребят, но и взрослых.

С 2002 года появилась рубрика, посвящённая спорту – “Физкульт-Ура!” В ней можно прочесть о выдающихся спортсменах, об олимпийских играх и чемпионах; советы, как стать сильным и достичь успехов в спорте; познакомиться с новыми видами спорта и играми; в ней также много занимательных вопросов и загадок, которые привлекают ребят и заставляют размышлять.

Развивающие игры, раскраски, загадочные картинки, японский кроссворд помогают с пользой организовать досуг. Вкладка “ Головоломки, игры, затеи” пользуется популярностью на переменах. В каждом номере ребята могут участвовать в разнообразных конкурсах, в том числе и семейных. Так в 2007 году мы приняли участие в конкурсах:

  • № 2 - Кто ты, сегодняшний читатель?
  • № 3 - Самый читающий класс.
  • № 4 – Мы гуляем по Москве.
  • № 5 – Самая волшебная викторина.

Конкурсы позволяют сделать жизнь интересной и насыщенной, творческой и полной событий. Подготовка конкурсных материалов объединяет, позволяет удивляться, размышлять, отбирать нужное – развивает.

В журнале печатают циклы материалов, посвящённые знаменательным датам:

  • 1997 год—850 лет Москве;
  • 1999 год—200 лет со дня рождения А. С. Пушкина;
  • 2000 год—2000 лет Иисусу Христу;
  • 2003 год—300 лет С-Петербургу;
  • 2004 год—80 лет “Мурзилке”;
  • 2005 год—60 лет Великой Победе;
  • 2007 год—860 лет Москве.

Такие подборки позволяют систематизировать знания, облегчают подготовку к занятию по определённой теме.

Журнал знакомит читателей с актуальными событиями жизни:

  • № 4-2004г.— “Он в космос ходил на разведку”(к 40-летию полёта Ю. А. Гагарина).
  • № 5-2006г.— Герои Олимпиады в Турине.
  • № 3-2007г.— “Курские соловушки” (сёстры Толмачёвы—победители детского конкурса “Евровидение—2006”.
  • №5-2007г.—85-летие пионерской организации.
  • № 10-2007г.— Москве—860 лет.

Редакция журнала следует принципу сезонности в оформлении обложки, подборке стихов, рассказов. Это помогает в подготовке праздников. К новогоднему карнавалу “Здравствуй, год-2005!” каждый ребёнок смог выучить в подарок Деду Морозу стихотворение (не одно, разные и по желанию), благодаря №12/04: авторам А. Усачёву “Азбука Деда Мороза”, В. Орлову, С. Олексяку, И. Мазнину.

Система работы, при которой ученик включается в активную читательскую деятельность, помогает развиваться его личности. Результативность я вижу не только в освоении и усвоении знаний, а в изменении психической деятельности ребёнка, его восприятия художественной и научно-познавательной литературы, образного мышления, эмоциональной сферы. Наряду с расширением знаний, накоплением ярких представлений о мире, на первый план выступают человеческие взаимоотношения. Приобщение детей к искусству слова оказывает влияние на их общий духовный уровень, развивает воображение, потребность в творческой деятельности, способность к осознанию себя.