Место урока в изучении темы: Урок № 9 в теме “Основы генетики и селекции”.
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид учебного занятия: Индивидуально-групповое обучение с применением компьютерных технологий.
Технология: критического мышления.
Цели урока:
- формировать навыки использования методов и средств информационно - коммуникационных технологий в изучении предмета биология;
- обеспечить сознательное выполнение самостоятельной работы учащихся на продуктивном уровне.
Задачи предметные:
- расширить и углубить знания по генетике путем включения информации, отсутствующей в учебнике и необходимой в жизни;
- определять основные типы наследования;
- решать задачи на моногибридное, дигибридное и сцепленное наследование признаков.
Задачи метапредметные:
- самостоятельно искать новую информацию с применением конструкций и правил поиска в Интернете, некомпьютерных источниках (литературе);
- структурировать информацию, анализировать, обобщать и сопоставлять различные источники;
- интегрировать знания;
- представлять информацию в виде мультимедиа продукта с системой ссылок;
- приобретать опыт сотрудничества и работы в группе;
- вносить свою информацию на страницы Интернет;
- учиться задавать вопросы в режиме on line;
- проводить публичные выступления.
Оснащение: урок “Наследственные болезни человека” проводится в компьютерном кабинете с доступом в Internet, использованием двух веб-камер, интерактивной доски, гость и участник Интернет-конференции в режиме on line врач-педиатр.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая (в паре), коллективная.
Для работы на уроке формируются 2 группы:
- 1 группа - 10 человек – работают в Internet (попарно);
- 2 группа - участвуют в Интернет-конференции в режиме on line, решают генетические задачи, заслушивают и обсуждают работы, созданные 1 группой.
Сценарий урока
1 этап урока - вызов. (Предназначение - вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности, побудить ученика к активной работе на уроке и дома).
Презентация “Наследственные болезни человека” с комментариями учителя.
- Один из величайших авторитетов рода людского Л.Н. Толстой сказал в романе “Анна Каренина”, что все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему, посмею все же не согласиться с ним до конца. Бесспорно, с социальной точки зрения это так. А с биологической? Исходя из многообразия наследственных признаков, счастье всех счастливых семей столь же разнообразно, отлично друг от друга, как и несчастье несчастных. Такова, увы, жизненная аксиома. С точки зрения генетики несчастливыми семьями считаются те, в которых есть дети с наследственными болезнями.
Каковы причины этих несчастий?
Причины кроются в наследственности, одном из фундаментальных свойств жизни. Речь идет о мутациях (изменениях), накопившихся в популяциях человека в результате эволюции и возникающих вновь уже в наши дни. Существует понятие “генетического груза” популяций человека. Ежегодно в мире рождаются 5 млн. детей с тяжелыми врожденными дефектами развития. Наследственные аномалии прослеживаются на протяжении многих поколений и даже веков. К их числу, например, относится сращение костей пальцев, передававшееся у потомков знаменитого английского полководца Джона Тальбота на протяжении 14 поколений, или знаменитая челюсть у семейства Габсбургов. Не менее интересный пример - люди-альбиносы, лишенные пигмента меланина, живущие в джунглях Африки, способные вести только ночной образ жизни. Недаром их называют “Дети Луны”. Есть примеры и в истории России.
“Трех лет от роду, играя в парке, цесаревич Алексей упал и получил ранение, вызвавшее кровотечение. Вызвали придворного хирурга, который применил все известные медицине средства для того, чтобы остановить кровотечение, но они не дали результата, царица упала в обморок. Ей не нужно было слышать мнения специалистов, чтобы знать, что означает это кровотечение: это была ужасная гемофилия - наследственная болезнь мужского поколения ее рода в течение трех столетий. Здоровая кровь Романовых не могла победить больной крови Гессен - Дармштадтских, и невинный ребенок должен был страдать от той небрежности, которую проявил русский двор в выборе невесты Николая II”, - писал великий князь Александр Михайлович.
Нам в начале XXI века повезло больше, чем семье русского царя, так как в арсенале современной медицины существуют методы диагностики, профилактики и лечения многих наследственных патологий. И не воспользоваться ими сейчас - это уже настоящая небрежность, за которую человек будет расплачиваться всю жизнь.
- Сегодня на уроке мы с вами постараемся разобраться в причинах появления наследственных болезней, узнаем некоторые экзотические, редко встречающиеся формы аномалий, поговорим о профилактике и лечении наследственных болезней человека, коснемся проблем нашего города, естественно, с использованием современных компьютерных технологий.
Второй этап – осмысление. (Эта стадия позволяет ученику - получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями).
Инструкция для первой группы:
- Вам необходимо найти новую информацию в поисковой системе Google, или иной другой. http://www.google.ru/
- Посетить открытую энциклопедию- Wikipedia. http://ru.wikipedia.org
- Провести инвентаризацию всего материала, который найдете по заданной теме (тексты, рисунки, фотографии и др.)
- Отобрать материал для создания своего продукта.
- Отредактировать его.
- Сделать презентацию из 3-4-х слайдов, соблюдая все правила её создания.
- Последний слайд в виде синквейна,
представляющего синтез всей информации в
лаконичной форме.
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). - Время работы -15 минут
- Публичное представление своей работы. (1,5-2 минуты)
- Компьютер №1, №2 - “Синдром Шерешевского-Тернера”
- Компьютер №3, №4 - “Синдром Клайнфельтера”
- Компьютер №5, №6 - “Прогерия”
- Компьютер №7, №8 - “Ахондроплазия”
- Компьютер №9, №10 - “Болезнь Альцгеймера”
Так как информация о синдроме Клайнфельтера в Wikipedia (открытой энциклопедии) отсутствовала, то ученики заранее приготовили ее, взяв другой источник- книгу “Генетика для врачей” Лильин Е.Т. и др., написав статью дома.
Во время урока необходимо зарегистрироваться, ввести пароль и набрать статью на странице http://ru.wikipedia.org.
- Презентация “Синдрома Марфана” - домашняя работа ученика.
- 2 группа решает генетические задачи самостоятельно и у доски.
Интернет-конференция в режиме on line с врачом-педиатром, заведующей поликлиникой - Н.В. Майстренко.
(Вопросы, касающиеся проблем нашего города).
- Встречаются ли наследственные болезни у жителей нашего города?
- Какие болезни встречаются наиболее часто?
- Имеет ли место рост наследственных болезней?
- Можно ли спрогнозировать красоту, умственные способности будущего ребенка?
- и др.
Третий этап – рефлексия. (Основным является целостное осмысление, обобщение полученной информации, присвоение нового знания, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу).
- Публичное представление своих работ группой №1.
Вопросы, уточнения.
- Заполнение рефлексивной карты
Завершающий синквейн, сотворчество с учениками
Человек
Разумный, несовершенный.
Живет, созидает, страдает.
Он, конечно, достоин счастья!
Бесспорно.
Домашнее задание.
- Доработать созданный на уроке материал,
- Подготовиться к конференции по данной теме.
Приложение 2 "Наследственные болезни"
Приложение 3 "Генетические задачи"
Источники информации.
- http://www.google.ru/,
- http://ru.wikipedia.org.;
- www.Krugosvet.ru;
- Бадалян Л.О. Невропатология М., “Просвещение” 1982;
- Бологова И.В Сборник задач по общей биологии для поступающих в вузы М., “ОНИКС21 век”, 2005;
- Бочков Н.П.Гены и судьбы М., “Молодая гвардия” 1990;
- Лильин Е.Т. и др. Генетика для врачей М., “Медицина”,1990;
- Фогель Ф. Генетика человека, М., “Мир”,1989;
- Хелевин Н.Х. Задачник по общей и медицинской генетике М. “Высшая школа”, 1990 и др.