Природоведение, 3-й класс. Игра "Счастливый случай"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тема: Организм человека и охрана его здоровья.

Цели:

1. Повторить изученный материал. Дать общее представление об органах кровообращения и об их значении в жизни человека.
2. Воспитывать ответственность за своё здоровье.
3. Развивать умение анализировать, обобщать.

Оборудование: фишки, мешочек и бочонки, недорисованная таблица “Органы дыхания”, таблицы “Органы кровообращения”, “Органы пищеварения”, аншлаги со словами “альвеолы”, “сердце”, “кровеносные сосуды”, “трахея”, рисунок ребуса, учебники, книги по теме “Организм человека и охрана его здоровья”, бинт, йод, вата.

Ход урока.

1.Вводная беседа, сообщение темы, целей урока.

(Детей разделить на две команды. Перед уроком каждый ребёнок на листочке рисует рожицу весёлую или грустную – всё зависит от настроения).

- Каждый нарисовал рожицу. У вас они получились разные. У кого-то весёлые, у кого-то

грустные. А как вы думаете, что может влиять на настроение человека? От чего зависит настроение? А здоровья может повлиять на настроение?

- Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек по- настоящему может познать радость жизни. Ему легко работать, учиться. Одного мудреца спросили: “Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?” Подумав, мудрец ответил: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля”.

- Что необходимо знать, делать уже сейчас для укрепления здоровья?

- Молодцы! А ещё мы должны научиться проводить самонаблюдение.

2. Практическая работа.

- Покажите, где находится у вас желудок, печень, прощупайте кости, мышцы. Покажите, где находится трахея.

- Что происходит во время вдоха? (Грудь поднимается).

- Что происходит во время выдоха? (Грудь опускается).

- Почему мы должны умет проводить самоанализ?

( Самонаблюдение помогает узнать строение организма. Человек, умеющий наблюдать за собой, помогает врачу поставить правильный диагноз).

- Сегодня мы повторим то, что узнали уже о строении нашего организма. Урок проведём в виде игры “Счастливый случай”.

3. Работа по теме урока.

Первый гейм “ Разминка”.

- Каждой команде задаётся по три вопроса. За правильный ответ даётся фишка.

1) Какие части тела вы можете назвать у человека? ( Голова, руки, ноги, туловище).

2) Чем покрыты все части тела? (Кожей).

3) О каких свойствах кожи вы узнали? (Гладкая, мягкая, легко растягивается).

4) Какое значение имеет кожа? (Защищает от различных повреждений).

5) Какое значение имеет скелет? (Обеспечивает определённое положение тела- осанку и

его подвижность).

6) Назовите главное свойство мышц. (Способность сокращаться и расслабляться).

Второй гейм “Заморочки из мешочка”.

- По одному человеку из каждой команды из мешочка достают бочонок с номером задания.

1) На таблице нарисована система “Органы дыхания”, но что-то отсутствует.

– Дорисуйте! (Дорисовывают альвеолы).

2) На таблице нарисован силуэт человека и даны вырезанные органы пищеварения.

– Закончите таблицу!

3) Вы поранили палец. Расскажите и покажите, что необходимо делать при этом.

4) Как сохранить правильную осанку?

-Дайте несколько советов.

5) Проведите физминутку.

Третий гейм “Ты мне, я тебе”.

-Проверка домашнего задания. (Необходимо было придумать по два вопроса каждой команде своим соперникам).

Четвёртый гейм “Тёмная лошадка”.

- Внимание, тёмная лошадка!

Отгадайте этот ребус и вы узнаете, о чём пойдёт речь дальше. ( На доске ребус слова “кровь”).

- Как вы думаете, для чего нужна кровь?

- Какое значение она имеет?

Самостоятельная работа.

- Каждая команда получает по одному вопросу. Для ответа на вопрос необходимо прочитать параграф в учебнике “Органы кровообращения” на с. 140-143.

Вопросы:

- Назовите органы кровообращения.

- Как сохранить сердце здоровым?

Пятый гейм “Гонка за лидером”.

-Отвечает тот, кто быстрее поднимет руку.

1) Самые твёрдые части твоего организма. Поменять старые на новые человек может только один раз в жизни. (Зубы)

2) Он помогает нам издавать нужные звуки, есть. (Язык)

3) Твой мозг- командный пункт организма. И природа охраняет его так же заботливо, как моряки свою боевую рубку, в которой находится командный пункт корабля. О какой боевой рубке твоего организма идёт речь? (Череп)

4) Какой мозг защищен позвоночником? (Спинной)

5) Они похожи на большую розовую губку. Какой мощный дыхательный аппарат создала человеку природа? (Лёгкие)

6) Это тот неутомимый мотор, который непрерывно гонит в сосуды кровь и заставляет её оббегать всё тело. (Сердце)

7) Верхние конечности. (Ноги)

8) Сколько у человека зубов? (32)

9) Одежда, которая не промокает, не мнётся, не выцветает; носить её можно хоть сто лет. (Кожа)

10) Главное отделение твоей “внутренней кухни”. (Желудок)

11) Это наш единственный орган вкуса. (Язык)

12) Главный командный пункт организма. Чтобы человек е делал, всем управляет он.

(Мозг)

13) Бежит она очень быстро: за двадцать шесть секунд успевает оббежать всё тело и побывать в каждом его уголке. (Кровь)

14) Нижние конечности. (Ноги)

4. Итог урока.

Подведение результатов игры.

– Считают количество фишек, набранных командами. Каждая команда получает листок, на котором выставляют отметки каждому члену своей команды за работу.

- О чём мы говорили на уроке?

- Почему необходимо знать строение организма?

- Что понравилось вам на уроке?

- А вы хотите быть здоровыми и красивыми? Бодрыми, сильными, энергичными? Хотите, чтобы вас никогда не покидало хорошее настроение, а на уроках всех поражала ваша удивительная, неиссякаемая трудоспособность?

- Тогда вам помогут эти книги. Обратите внимание на выставку книг по данной теме.