Цели: формирование представления о природно-ресурсных возможностях Кемеровской области, о проблемах экологии на региональном и локальном уровнях; ориентирование подростков на разумную, экологически обоснованную деятельность, способствующую рациональному использованию и охране природных ресурсов и окружающей природной среды; развитие речи, внимания; воспитание любви к природе, родному краю.
Форма: устный журнал-эстафета.
Подготовительная работа.
Каждый класс создает творческую группу. Творческая группа готовит одну страничку для журнала на заданную тему. Учащиеся работают над созданием экологических газет, рисунков, презентаций.
Темы страниц журнала:
- Природа и природные ресурсы Кузбасса.
- Источники загрязнения окружающей среды.
- Экология и здоровье человека.
- Охрана природы.
- Экологические сценки, частушки, стихи.
Оформление кабинета.
Кабинет оформлен экологическими рисунками, газетами. На доске – слайд с названием темы, афоризмами о природе и проблемах её охраны. На каждом столе – странички “Знаете ли вы…” (см. Приложение 1). Приготовлен телевизор и видеомагнитофон для просмотра видеофильма, оборудование для мультимедийного сопровождения.
Ход мероприятия:
(Каждое выступление сопровождается мультимедийным слайд-шоу)
Ведущий: Здравствуйте! Сегодня мы с вами совершим уникальное заочное путешествие по Кемеровской области. А каким получится это путешествие, грустным или веселым, радостным или печальным, каждый ответит себе сам. В результате, у нас должен получиться живой журнал о родном крае.
Родной край. Здесь мы родились и живем, здесь мы впервые ощутили ласковый свет солнца, здесь мы начали узнавать окружающий мир. На всю страну славится Кемеровская область богатством своих недр и выпускаемой на заводах и фабриках продукцией. О Кузбассе слагают стихи. Вот один отрывок:
Кузнецкая наша земля.
Богата родная Россия,
Но прямо скажу без прикрас,
Что края любого красивей
Наш юный, могучий Кузбасс.
Люблю его твердую поступь,
Дыханье заводов и шахт,
Огней яркозвёздную россыпь
В его молодых городах.
И сталью и углём богата
Родная сторонка моя.
Любимая, как хороша ты,
Кузнецкая наша земля!
О. Жилина.
А вот ещё один отрывок. Он тоже о Кузбассе.
В микрорайоне “А”.
В микрорайоне “А” ход жизни прост.
Район построен в зоне производств,
В санзоне производств, больших и малых.
Дымится едкий мусор на отвалах.
Химический неверный воздух душен:
Наполовину фтором он разрушен.
Ни красок жизнь не знает здесь, ни лака.
Куда ни глянешь – всюду горы шлака.
Но человеку здесь жильё дано.
И человек живёт здесь всё равно.
Любовь Никонова.
Так, какой же он, наш родной край? С гордостью мы говорим о нём, или с печалью?
Итак, первая страничка нашего журнала посвящается природе и природным ресурсам Кузбасса.
Выступление творческой группы … класса (см. Приложение 2).
Ведущий:
Информация этой странички заставляет нас гордиться своим краем.
Я предлагаю вам ответить на такой вопрос:
- Как выглядит Кузнецкая котловина из космоса?
Есть варианты ответов:
а) привлекательно;
б) очень красиво;
в) выглядит безобразно.
Какой вариант вы выберете? Объясните свой выбор.
Правильный ответ: вариант – в).
Космонавт Алексей Леонов родом из Кемерова, не мог не “полюбоваться” родным домом. И увидел…, что висит над Кузбассом туча черная и лохматая из черного концентрированного дыма – смога. Сколько ни летало потом космонавтов, вид на “дом” Леонова нисколько не изменился. Низина плохо проветривается и все газовые выбросы “индустриальной гордости” Сибири всегда на месте.
Следующая страничка нашего журнала посвящена источникам загрязнения окружающей среды.
Выступление творческой группы … класса (см. Приложение 3).
Ведущий:
Таким образом, Кемеровская область относится к числу экологически неблагоприятных регионов России. Неудовлетворительная экологическая обстановка в области отражается на здоровье населения.
Следующая страничка посвящена экологии и здоровью.
Выступление творческой группы … класса (см. Приложение 4).
Ведущий:
Негативные изменения природной среды поставили перед человеком проблему выживания его как биологического вида. Мы живем в эпоху планетарного экологического кризиса, и это надо осознать. Надо приложить все усилия, чтобы сохранить окружающий мир.
Следующая страничка посвящается охране природы.
Выступление творческой группы … класса (см. Приложение 5).
В 1989 г. создан заповедник “Кузнецкий Алатау”. Мы предлагаем посмотреть видеофильм об этом заповеднике.
………………………………………………………………………………………
Ведущий:
И на последней страничке нашего журнала расположены экологические сценки, частушки, стихи.
Выступление творческих групп от каждого класса (см. Приложение 6).
Ведущий:
Наша жизнь и наше будущее зависят от каждого из нас,
И надо действовать сегодня.
Надо действовать сейчас!
- Пусть это будет посаженное твоими руками дерево.
- Или незагубленный уголок природы.
- Вовремя потушенный пожар или костер.
- Заботливо расчищенный ручеек.
- Защищенные гнезда и муравейники.
Сохранность природы зависит от нашей культуры, нравственности и милосердия!
Литература:
- Балабанова В.В. и др. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград: Учитель, 2002. – 154c.
- Владимирова Е., Шин С. Сценарии школьных праздников, конкурсы, игры, беседы и материалы к классным часам для учащихся 9-х классов. Наполним радостью сердца. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2002.
- Алексеев. В.А. 300 вопросов и ответов по экологии – Ярославль: “Академия развития”, 2004/ (Серия “Расширяем кругозор детей”)
- Соловьев. География Кузбасса. Природа.