Комбинированный урок с элементами интерактивного обучения по биологии на тему "Ответственен ли я за своё здоровье?"

Разделы: Биология


Цели урока: Формирование сознательного отношения к своему здоровью, профилактика употребления наркотических веществ.

Учебно-воспитательные задачи:

  1. Обобщить и углубить знания учащихся о наркотических веществах.
  2. Сформировать представления об отрицательных последствиях употребления наркотических веществ.

Тип урока: комбинированный урок с элементами интерактивного обучения.

Методы и методические приемы: частично-поисковый, проблемный, объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: плакаты с изображением “Дерева жизни”, циферблата “часы жизни”, звездочки.

Эпиграф: Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе. (П. Фосс, немецкий валеолог).

Ход урока.

I. Организационный момент.

Сообщение темы, задач и цели урока. Предварительно разделенному на команды классу напоминаются правила работы в группах, и объясняется система учета активности.

II. Вводная часть.

Учитель. Ребята вы любите жизнь? Жизнь у нас одна и как мы ее проживем, зависит только от нас с вами. ( Беседа об эпиграфе).

Сколько лет вы хотели бы прожить?

Представьте себе, что перед вами часы жизни, и каждый из вас может вписать в них- то количество лет, которое он хотел бы прожить. (На циферблатах, каждый со своей стороны вписывает цифру – количество лет).

Как бы вы их хотели прожить?

Впишите в циферблаты каждый самостоятельно 3 слова, наиболее значимые для вас понятия. (Например: быть знаменитым, богатым, счастливым и т. д.).

Затем представитель, каждой команды после обсуждения (2-3мин.) зачитывает вслух, а учитель выписывает на доске 3 наиболее часто встречающиеся слова. Учащиеся выстраивают их по степени значимости. Учитель акцентирует внимание на слове “здоровье”. Подводит учащихся к тому, что без здоровья, нельзя достичь целей в жизни. ( Команда, в списке которой было слово “здоровый” получит звездочку).

III. Проверка домашнего задания.

Каждой группе было заранее предложено нарисовать “дерево жизни”, на котором ребята должны были отразить то, что они хотят, могут и должны сделать для того чтобы сохранить свое здоровье. Плакаты вывешиваются на доску и сравниваются с плакатом предложенным учителем. Обсуждение.

IV. Рассказ учителя.

Здоровы ли мы и люди, нас окружающие? Ответственны ли мы за свое здоровье?

Наверное, многие из вас думают: достаточно того, что родители и врачи заботятся о вашем здоровье. Вы дети, и вам об этом думать еще рано.

Так ли это? Давайте обратимся к статистике. Население нашей страны 145 млн. человек, по прогнозам специалистов к 2050 году нас может остаться всего около 102 млн. Одна из причин – низкая продолжительность жизни. В среднем мужчины в России живут до 57 лет, женщины- до 71-72 лет. Почти в 2 раза увеличилось количество смертей от сердечно-сосудистых заболеваний. Саратовская область стоит на 3 месте по числу раковых заболеваний. Увеличилось количество смертей мужского населения в возрастной группе от 12-25 лет.

Основные причины: отравления суррогатами алкоголя, передозировка наркотиков, пьяные разборки, дорожно-транспортные происшествия на почве пьянства, убийства и самоубийства.

Отчего зависит, сколько проживет человек? Будет ли зависеть это от него самого?

Ученики высказывают свое мнение по данному вопросу, приводят аргументацию.

От того, как человек себя ведет, какие жизненные решения он принимает, зависит его здоровье и качество жизни. От этого зависит, сумеет ли он реализовать свои мечты.

V. Причины и последствия употребления наркотиков.

Учитель. Одной из серьезных проблем человечества являются наркотики. Что такое наркотики? (Ответы учащихся).

Выращивание растений, их которых впоследствии получают наркотики, наносит смертельный вред окружающей среде. Огромные площади лесов в Южной Америке варварски вырубаются и выжигаются, чтобы освободить место для кустарника коки, тысячи кубометров токсических химических веществ выбрасываются в реки как побочный продукт очистки наркотиков. Животные и птицы отравляются и умирают медленной, мучительной смертью, чтобы люди в тысячах километрах от них могли получить свою дозу наркотика. Люди, продающие наркотики, несут смерть и горе. Невозможно отличить слабый наркотик от сильного – это знает только продавец. Только он знает, что подмешано в наркотик. Известно много случаев. Когда человек, в первый раз попробовав наркотик, погибал из-за опасной примеси. Наркоманы – люди без будущего, они думают только о наркотике, сам наркотик разрушает их мозг, легкие, печень, а мысли о нем отбирают силы и разум. Тяжелее всего наркотики сказываются на психике, среди наркоманов много самоубийц. Многие наркоманы болеют вирусными инфекциями, вызывающими гепатит Б и СПИД.

Работа в группах.

Каждая команда письменно перечисляет отрицательные последствия употребления наркотиков. Затем представители команд зачитывают их, а учитель выписывает на доску, которая поделена на равные части (записывается в левую часть). Другие команды пополняют этот список. Команда, назвавшая наибольшее число отрицательных последствий, поощряется звездочкой.

Учитель. (Дополняет: преступность, ранняя смерть, нарушение отношений, крах карьеры и др.) Почему все-таки люди употребляют наркотические вещества?

Обсуждение в командах (3 мин.). Представители команд зачитывают их ответы, а учитель выписывает мотивы потребления на доску (записывается в правую часть). Лучшая команда поощряется.

Учитель. В основном люди с помощью наркотиков рассчитывают взбодриться или расслабиться. Принимая их, человек чувствует возбуждение, прилив сил, готов бодрствовать целые сутки. Другие вещества – героин, алкоголь, вещества входящие в состав некоторых клеев – называют “успокоителями”, они оказывают расслабляющее действие. Известно, что вдыхание паров клея каждый год уносит жизни около 150 молодых людей. ЛСД и так называемые “волшебные грибы” создают зрительные и слуховые образы, которых нет на самом деле, т.е. галлюцинации.

На одной из московских дискотек без устали танцевала 13-летняя девочка, позже ее подруга сказала, что она приняла какую-то капсулу, очень маленькую. Вдруг девочка упала на пол.

“Скорая помощь” приехала во время, но спасти ее не удалось, не приходя в сознание, она умерла в машине. Что бы ни было причиной употребления наркотиков – скука, подражание друзьям, неумение отказать – результат, скорее всего, будет трагичным.

Вы видите, каковы страшные последствия употребления наркотиков, но некоторые люди ради вот этих (выдвинутых классом) эффектов, пытаясь заглушить боль, грустные мысли забывают о страшных последствиях.

VI. Подведение итогов урока.

Давайте еще раз обратимся к эпиграфу нашего урока. Как вы его поняли (обсуждение). Он говорит нам о том, что здоровье в наших руках.

Домашнее задание: каждой команде придумать 10 вариантов занятий, которые помогут человеку отвлечься от грустных мыслей.

Подведение итогов.