Прослушайте стихотворение
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо – тихо,
И во всем была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотепа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.
-Какие части речи неправильно употреблены без НЕ? Как звучит правило написания на эти случаи? Какие еще существуют правила написания НЕ с прилагательными и существительными?
-Рассмотрите, пожалуйста, таблицу “Правописание НЕ с наречиями на –о,-е”
Слитно |
Раздельно |
Если слово не употребляется без НЕ: неотлучно | Если в предложении есть противопоставление с союзом а: не хорошо, а плохо |
Если слово с НЕ можно заменить синонимом без НЕ: недалеко = близко | Если есть слова, усиливающие отрицание: вовсе не, далеко не, ничуть не и другие: вовсе не аккуратно |
- Какие сведения из таблицы вам уже известны? (Правило написания НЕ с наречиями на –о,-е такое же, как и с именами прилагательными и именами существительными.)
-Запишите алгоритм, с помощью которого вы сможете определять, когда НЕ будет писаться слитно с наречиями на –о, -е, а когда раздельно.
Алгоритм
НЕ с именами существительными, прилагательными и наречиями на –о,-е.
1. Какой частью речи является?
Пишу раздельно:
храбрость, а не трусость;
проблема не простая, а сложная;
ехать не быстро, а медленно
4. Есть ли сочетание ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, ОТНЮДЬ НЕ, отрицательные местоимения?
ДА | НЕТ |
Пишу раздельно: вовсе не безопасно, | |
Вовсе не безопасная дорога, | |
Поет отнюдь не плохо. |
5. Можно ли заменить синонимом?
ДА | НЕТ |
Пишу слитно | Пишу раздельно |
Несчастье = беда, ненастный = хмурый, | |
недалеко = близко |
- Сделайте вывод о написании НЕ с именами существительными, прилагательными и наречиями на –о,-е.
-Запишите следующие слова, объясните правописание НЕ (комментированное письмо).
Нередко, необычный, неуклюжий, нисколько не громко, непрерывно, несчастье, далеко не простое решение, невзрачно, неожиданность, не ум, а глупость.
-Распределите слова в два столбика (работа на доске и в тетрадях одновременно)
СЛИТНО |
РАЗДЕЛЬНО |
Не дружелюбно, а враждебно, нелегкий, невежливость, недюжинный, не дорогой, а дешевый, небурно, не вредно, а безвредно, недоверчивость, невозвратно, неразлучный, несерьезно, нерадивость, несостоятельно, немногословный, невежа, невзрачный.
-Физкультминутка
Для проведения физкультминутки учащиеся должны встать со своих мест.
Если слово пишется с НЕ слитно, делаем кивок головой вперед, наклоняем туловище вперед, если слово пишется с НЕ раздельно, делаем кивок головой назад, наклоняем туловище назад.
(Модно придумать другие команды: встали – сели, кивок влево – вправо, хлопок в ладоши и т. д.)
Невежливость, взгляд не добрый, а злой, неискренность, не радость, а грусть, неразумный, далеко не просто, неаккуратно, отношения невраждебные, не глубокая, а мелкая.
- Составьте рассказ из 5-7 предложений на тему “Прекрасный день”, употребляя в нем наречия с НЕ.
-Заслушиваем некоторые рассказы.
-Музыкальный диктант. Учащимся предлагается прослушать аудиозапись песни “Облака”, выписать все услышанные слова с НЕ, объяснить написание.