Тема: Решение задач.
Цели урока:
- Учить решать простые задачи с помощью числовой прямой.
- Повторить правила работы с числовой прямой.
- Воспитывать чувство коллективизма (умение работать в группах).
Оборудование:
- листы с заданием (для каждой группы)4
- маркеры;
- листы бумаги для работы в группах;
- модели пройденного материала.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем гостей и начнем работу. ( Поворачиваются к гостям, кивком приветствуют гостей)
2. Работа над пройденным материалом.
У. С какой геометрической фигурой мы работали на последних уроках математики?
Д. Прямая.
У. Как из прямой сделать числовую прямую?
Д. Отметить направление, начало отсчета, единичный отрезок . У.Теперь поработайте в группах. Я раздаю вам листы с изображением прямых. Среди них выберите числовые прямые и обоснуйте свой выбор. ( Каждой группе дается лист с заданием, на котором дети находят правильный ответ и обводят его. Затем листы с выполненным заданием вывешиваются на доске.. Представитель от каждой группы объясняет их выбор.)
(Дети должны выбрать прямую под номером 4 )
У. Какие операции мы умеем выполнять на числовой прямой?
Д. –Сравнивать числа
- Находить соседей числа
У. Посмотрите на модель, которую мы составляли с вами на предыдущих уроках.
3. Работа над новым материалом.
Д. Да, мы перечислили все операции, которые умеем выполнять на числовой прямой. Но у нас остался один луч. Почему? Наверно, он лишний.
У. А может, с помощью числовой прямой можно еще что-то выполнять?
Д. ?
У. Давайте около свободного лучика поставим вопрос и постараемся на него ответить.
Послушайте меня и скажите, что я вам прочитала.
1, Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает.
2. В коробке лежало 6 карандашей, а в пенале 4 карандаша. Где карандашей было больше и на сколько?
Д. Первое- это загадка, а второе- задача.
У. Да, вы правы. А можно ли отгадку изобразить на числовой прямой?
Д. Наверное нет. Или вместо чисел надо взять какие-то знаки.
У. Но у нас числовая прямая. А не знаковая.
Д. тогда получается, что отгадку на числовой прямой изобразить нельзя.
У. Согласна. А задачу решить с помощью числовой прямой можно? А давайте попробуем
Чтобы начать работу на числовой прямой, что необходимо сначала сделать?
Д. Построить эту прямую.
У. Стройте. И приступайте к работе.
(Далее идет работа в группах. Где ребята предлагают свои способы решения на отдельных листах.
6-4=2 (к.)
6 больше 4 на 2
Ответ. В коробке было на 2 карандаша больше.
Листы с решением вывешиваются на доске. Сравниваются и анализируются
У. Получилось решить задачу с помощью числовой прямой или нет?
Д. Да получилось. Ведь мы числа в задаче сравнивали, а сравнивать их на числовой прямой мы умеем.
У. Хорошо, одну задачу мы с вами решили. Эта задача получилась, но ведь у нас есть и другие задачи. Попробуем решить другую задачу с помощью числовой прямой?
Д. Да.
У. В зале в первом ряду сидели 9 человек, а во втором на 3 человека меньше. Сколько человек сидело во втором ряду?
Данное задание выполняется тоже в группах. По завершении работы каждая группа показывает свои результаты на доске.
9 - 3 = 6 (чел.)
Ответ. Во втором ряду сидело 6 человек.
У. И эта задача получилась. Хорошо. Какую новую операцию мы выполняли с помощью числовой прямой?
Д. Решали задачи.
4. Итог урока.
У. Можем ли мы с вами в своей модели это отметить?
Д. Да.
У. А около какого луча?
Д. Там, где мы поставили вопрос.
У. Значит, я могу стереть вопрос и написать около этого луча “ решение задач” ?
Д. Да.
У. Можно решать задачи с помощью числовой прямой?
Д. Да.
У. Доказали мы это?
Д. Да.
У. Чтобы убедиться в этом еще раз предлагаю вам еще и такую задачу:
У Кости было 4 диска с играми, а У Бори на 2 диска больше. Сколько всего дисков у мальчиков?
Д.?
В данном задании дети могут решить задачу, а на числовой прямой не показать. Могут показать не правильно. У них возникает вопрос. Им чего-то не хватает.
У. Получается, что мы с вами не ответили на вопрос, поставленный в начале урока?
Д. Почему? Мы ведь решили две задачи с помощью числовой прямой.
У. Как же нам поступить?
Д. А давайте поставим еще один вопрос.
У. Где? В нашей модели нет больше лучиков.
Д. Давайте дорисуем еще один, поставим около него вопрос и будем на него отвечать.
У. Но сегодня на уроке мы уже не успеем.
Д. Тогда давайте сделаем это на следующем.
У. Я согласна. У нас возник еще вопрос. И он, наверное, не последний. Так, что работы впереди у нас еще много.
Далее учитель предлагает оценить свою работу на уроке по шкалам:
Первая шкала - “понятно”.
Вторая шкала - “трудно”.
Третья шкала - “интересно”.
Благодарит детей за работу.