Цели:
- правильное произнесение и различение согласных звуков “Н”, “Нь” по артикуляционным и акустическим признакам;
- формирование умения выделять звуки “Н”, “Нь” из слоговых рядов и из слов;
- упражнение в определении позиции заданного звука в слове;
- закрепление в речи предлога “на” в составе предложения;
- совершенствование умения в образовании прилагательных от существительных;
- усвоение в речи существительных в родительном падеже;
- знакомство с буквой “Н”;
Развитие:
- зрительного, слухового восприятия. памяти и внимания;
- воображения и творческой фантазии; предупреждение дисграфии;
- совершенствование умения определять направления, ориентироваться в пространстве;
- формирование эмоциональной готовности к обучению в школе.
Оборудование:
- демонстрационный материал:
- фигурки трёх поросят, домики поросят, фигурка волка;
- письмо-таблица; таблица – герои сказок; кубики и слоговая таблица Зайцева.
- Раздаточный материал:
- индивидуальные зеркала, звуковые линейки, карточки с двумя полосками, наборы цветных пуговиц; кружки-красные, синие, зелёные; кассы букв; фломастеры, перфокарты.
- Т.С.О. – музыкальное сопровождение из сказки "Три поросёнка”.
Ход занятия
1. Организационный момент
Прослушивание музыки из сказки “Три поросёнка”.
– Из какой сказки эта мелодия? (Выставляются фигурки поросят).
– Как звали поросят?
Психологический настрой.
Каждый день, всегда, везде, На занятиях, в игре Смело, чётко говорим. И тихонечко сидим.
– Поздоровайтесь как поросята: потритесь носиками, хвостиками, похлопайте глазками, улыбнитесь, покивайте головками.
2. Введение в тему.
- Вспомните как звали трех поросят?
– Одинаково ли звучат первые звуки в именах Наф и Ниф?
3. Сообщение темы и цели занятия.
– Сегодня мы будем учиться произносить и различать звуки “Н” и “Нь”. Характеристика звуков: “Н”, “Нь”:
Произнесение звука “Н” перед индивидуальными зеркалами. Наблюдение за артикуляцией звука.
Напряжённо языком
На десну, наверх нажмём.
Н! – мы звонко произноси
Звуку помогает носик.
Характеристика звуков:
“Н” – согласный, твёрдый, звонкий, носовой; “Нь” – согласный, мягкий, звонкий, носовой.
4. 3вуко-буквенный анализ.
“4 лишний”- найти лишний слог в слоговых рядах:: На- но- ну- ма ; ну- на- са- но; со-ну-ни-на.
Анализ слогов НА, НИ.
Выкладывание слогов с использованием букв, кружков красного, синего, зеленного цвета.
Анализ слогов НА, НИ;
Работа двух детей у доски.
Самостоятельная работа детей на индивидуальных карточках.
Проверка выполнения задания.
5. Определение позиции звуков “Н”. “Нь
Работа по картине-таблице.
– С какими сказочными героями дружили поросята? (Незнайка, Буратино).
– Определение позиции звука в словах: Незнайка, Буратино. Работа со звуковыми линейками.
6. Чтение письма-рисунка.
Ориентировка в направлении, ориентировка в пространстве.
Кто ещё из героев был в сказке “Три поросёнка”? (Волк).
Волк хотел помириться с поросятами, но так как он не умел писать, то он нарисовал своё письмо. <Приложение>.
Словарная работа: напрямик.
7. Физкультминутка.
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой - раз, правой - раз,
Посмотрите все на нас.Все захлопали в ладоши
- Дружно, веселей!
Застучали наши ножки
Громче и быстрей!
По коленочкам ударим
- Тише, тише, тише.Ручки, ручки поднимаем
Выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки,
Снова опустились.
Мы на месте покружились
И остановились.
(Соответствующие движения).
8. Знакомство с буквой “Н”.
Ножка, ножка
Поперёк наложили поясок.
– На что похожа буква “Н”?
Дети выбирают картинки похожие на букву “Н”.
– Из каких элементов состоит буква “Н”? -Нахождение буквы “Н” на кубиках Зайцева.
Игра “Запомни, повтори, положи”.
– Положите столько пуговиц. сколько вы увидите букв “Н”.
– Выкладывание буквы из пуговиц (по заданному цвету).
– Письмо буквы “Н” пальчиком в воздухе.
– Дописать недостающий элемент буквы “Н”. Работа по индивидуальным карточкам.
Работа по перфокартам.
– В пустых клеточках напишите фломастером букву “Н”.
– Красным фломастером обведите буквы “А, У, И” какие это буквы? - (гласные).
– Синим фломастером обведите твёрдые твердые согласные буквы “Н, Ф”, какие это буквы?
– Зелёным фломастером обведите мягкие согласные буквы “Нь”.
Прочтите из обведённых букв имена поросят. Кто выполнил правильно задание у того в окошке домика появятся портреты поросят.
9. “Подарки для поросят”.
Сегодня у поросят день рождения, выбирите подарки:
Первая команда выбирает подарки-сладости со звуками “Н” или “Нь”.
Вторая команда выбирает подарки-игрушки со звуками “Н”, “Нь”.
10. Итог занятия.
С какими звуками мы сегодня знакомились и учились различать?