Цели занятия
Обучающие:
- Применять знания, умения и навыки при решении задач практической направленности.
- Расширение кругозора в области математики, химии.
- Показать прикладную направленность математики и химии.
Развивающие:
- Развитие логического мышления, интереса к предметам, познавательной активности детей.
- Развитие общеучебных навыков и умений.
Воспитательные:
- Воспитание потребности и умений учиться математики и химии
- Воспитание ответственного отношения к своей деятельности и выбору будущей профессии.
Методы:
- Вербально-образный
- Наглядный
- Активный
- Частично- поисковый
- Диалоговый
Формы:
- Работа в группах
- Фронтальная
- Индивидуальная
Этапы:
- Организационный
- Применение ЗУН
- Обобщающий
Тип урока: интегрированный
Ход занятия
I. Организационный момент.
(Представление гостей, темы урока, девиз урока, постановка цели занятия). Презентация
Учитель математики: “Построить химическую корпорацию на основе математики”.
II. Разминка.
- Процентом называют….
- Знак процента?
- Десятую часть процента называют…
- Представить десятичную дробь в процентах: 0,5; 0,87.
- Представить проценты в виде десятичных дробей 2%, 510%.
- Чему равно процентное отношение 50%; 200%; 5%.
- Выбрать формулу концентрации смеси (сплавы):
III. Мозговой штурм
Содержание | а | б | в | г |
40 % от 60 составляет | 2,4 | 35 | 24 | нет |
2 % числа составляет 120 | 240 | 600 | нет | 6000 |
Сколько % составляет 120 от 600 | 20% | 72% | 50% | нет |
Концентрация сахара в водном растворе 5 %. Известно , что в нём 30г сахара. Найдите массу воды, добавленную к сахару | 600г | 120г | 570г | 500г |
m(р-ра)=100г m (BaCl2)=20г |
20% | 40% | 5% | 10% |
m(р-ра)=200г m (NaCL)=10г |
10% | 5% | 25% | 20% |
m(сахара)=15г m(воды)=120г m(р-ра)-? |
200г | 135г | 150г | 140г |
IV. Подведение итога . Ответы: В,Г,А,В А,Б,Б
V. Рекламная пауза. Презентация
VI. Лабораторная работа.
Инструкция
Основные правила по технике безопасности при проведении практических работ
- Не производить фронтальных работ и отдельных опытов, не ознакомившись с общими правилами техники безопасности в кабинете химии.
- При работе пользоваться только чистой, сухой и исправной посудой.
- Ничего не пробовать на вкус. Принимать пищу в кабинете химии запрещается.
- Не наклоняться над посудой, в которой что-либо наливают во избежание в глаза брызг растворов.
- При случайном повреждении посуды осколки убирать самостоятельно запрещается.
- Не закрывать пробирку пальцем при взбалтывании находящейся в ней жидкости. Взбалтывать следует, держа пробирку за верхнюю часть, слегка покачивая.
- Рассыпанные твёрдые вещества нельзя собирать обратно в исходный сосуд, тем более руками.
- Закончив эксперимент привести рабочее место в порядок.
Практическая работа
Тема: “Приготовление определённого объёма раствора с заданной молярной концентрацией”
Оборудование: техно-химическик весы, разновесы, мерные колбы, цилиндры, химический стакан, стеклянные палочки, воронки, пипетки, пробирки.
Реактивы: хлорид натрия, медный купорос, вода.
Алгоритм приготовления определённого объёма раствора с заданной молярной концентрацией
- Рассчитать массу растворяемого вещества и воды. С(х)= m(х)/М(х)*Vр-ра; m(х)=С(х)*М(х)*Vр-ра
- Взвесить на весах рассчитанную навеску растворяемого вещества.
- Перенести навеску через воронку в мерную колбу необходимой ёмкости.
- Прилить в колбу необходимое количество воды и перемешать до полного растворения вещества.
- Налить в мерную колбу воды до мерки на горле колбы. Доведение уровня воды до метки в колбе производить по каплям. Нижний край мениска жидкости должен совпадать с меткой.
- Закрыть колбу пробкой, перемешать раствор.
Задание
Номер задания |
Растворяемое вещество |
Объём раствора |
Молярная концентрация |
1 | CuSO4 | 0,5мл | 0,1моль/л |
2 | NaCL | 0,2мл | 0,5моль/л |
Сделать вывод по приготовлению определённого объёма раствора с заданной молярной концентрацией.
VII. Интеграция математики и химии. Решение задач.
Задача. В каком массовом соотношении нужно смешивать 5% и 60% растворы, чтобы приготовить 220 г 20% раствора?
Решение:
1способ)
Составляем диагональную схему:
Таким образои: 60% и 5% растворы надо смешивать в соотношении 15:40=3:8
3+8=11 (массовых частей)
Отсюда следует, одна весовая часть составляет 220:11=20
Ответ: для приготовления 220г 20% раствора требуется 60г 60% раствора и 160г 5% раствора.
2 способ)
Составляем уравнение
Пусть х г-I раствор
Тогда ( 220-х) г-II раствор
Отсюда следует уравнение
0,05х+ (220-х)*0,6=44
Х=160
Значит 5% - 160г
60% - 60г
Ответ: 160г, 60г.
VIII. Профориентация.
Показ видеофильма. Презентация. Стихи “Хвала процентам”.
На рынках, в банках, в магазинах
Без процентов там ни как,
Даже на улицах, на афишах всё в процентах, а не в рублях.
Проценты очень нам удобны,
Мозги не надо напрягать,
Их без калькулятора можно даже подсчитать.
Они помогают нам в работе и подсчитывают всё.
Проценты – это то что надо, с ними всё быстро и легко!Во что мы числа превращаем? Что подсчитывает всё?
Что нам в жизни помогает?
Везде проценты и больше ничего!
Проценты помогают нам во всём.
В магазинах – выручку всю подсчитать,
В банках – людям всем кредиты раздавать,
В науках во многих помогают,
Ту же самую задачу по математике решить.
А ведь вся работа сил огромных стоит,
В жизни и в работе нас выручат всегда,
Проценты нам везде помогут, какая бы не была беда!Что такое проценты?
Числа, цифры или знаки,
Символ, мера измерения
Или грань изменения?Проценты и тут и там,
Они ходят за нами по пятам.
Вошли в нашу жизнь и без него,
Нет движения и вправо и влево.Всё что вокруг меняется,
В процентах измеряется.
Рост цен или инфляции
Увеличения доходов нации.
Статистика на дорогах,
Запас мест в вагонах,
Доля качества в товарах,
Даже люди в погонах.И рождаемость, и смертность,
И богатство, и бедность.
И красота, и лепость,
Даже неоправдаемая смелость.И счастливые браки,
И производственные браки,
И крепость в вине,
Даже яркость на луне.Можно ещё перечислять,
И в проценты вычислять.
Вывод один и тот же
Без процентов, жизнь на земле быть не может!
Знаете ли Вы.
- Какова норма % в организме.
- Сколько % Вы спите, едите, работаете.
- С какой единицей измерения можно сравнить %.
IX. Подведение итогов.