Цель занятия: Познакомить детей с понятиями “звуки речи”, “буква”, дифференцировать понятия – “звук” и “буква”.
Задачи:
- Познакомить с понятиями и показать отличие – “звук”, “буква”
- Расширить словарный запас
- Способствовать развитию внимания, воображения, творческих способностей, мелкой моторики
- Развивать умения говорить и слушать
- Пробудить интерес к самому процессу обучения, используя игру как основную форму
Оборудование:
- Кабинет со столами, аудиомагнитофон, кассета с записью звуков природы, доска магнитная, карандаши цветные.
- Космическое приключение.
1. ОРГМОМЕНТ
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Т.И. А вас?
Вы знаете, зачем вы сюда пришли? Чем мы будем заниматься?
2. ХОД ЗАНЯТИЯ:
Но кто это нам мешает? Это мои игрушки: лисенок, ежонок. А у них есть знакомая мудрая сова, которая всегда сообщает им много интересного. Но что случилось?
Ежик и лисенок решили рассказать вам сказку о планете звуков и букв. А вы знаете, что такое звуки речи и буквы?
Послушаем их сказку? Узнаем, какие бывают звуки и буквы. Придется совершить космическое путешествие.
Нам понадобиться транспорт, – какой?
Рисуем ракету.
3. ЗВУКИ.
МОЖЕМ ОТПРАВЛЯТЬСЯ, ЗАКРОЙТЕ ГЛАЗА – (появляется космическое пространство с планетами.)
Планета звуков невидимая и очень большая. Она окружает нас повсюду, потому что звуки есть везде, но их нельзя увидеть. Их можно услышать и произнести.
Закройте глаза – что вы слышите? Аудио запись.
Как работает наша ракета? Вы правы, мы слышим это. А это значит, что мы уже приближаемся к планете звуков.
Мы пролетаем созвездие Льва – как он с нами здоровается?
Овена-барана?
Большая и малая медведицы?
Это звуки, которые издают животные, а люди произносят звуки речи. Из звуков речи состоят слова. И мы прекрасно понимаем друг друга.
4. ФИЗМИНУТКА
Космонавт не ленись,
Вправо, влево повернись,
Руки вверх, руки вниз
Наклонись, назад прогнись,
На одной ноге постой,
На другой ноге постой -
Это сделать нелегко.
Теперь прыгай высоко.
5. ЗВУКИ ГЛАСНЫЕ
Какие же они звуки речи?
Однажды солнышко придумало им имена. А случилось это так. На одной стороне планеты жили звуки, их пригревает солнышко и они пели, гласили – А О У Э Ы И. Да, эти звуки мы произносим с помощью только голоса. И называли их - гласными звуками.
6. ЗВУКИ СОГЛАСНЫЕ
На обратной стороне звуки - не умели петь, живли не весело, солнышко их не грело. Звуки страдают и при этом одни кряхтели – КККККК, гневались – ГГГГГ, рычали – РРРРР, шипели – ШШШШ, пыхтели – ППППП. Да, здесь уже одного голоса не достаточно, а есть звуки, которые произносятся без голоса. Что же помогает нам с вами произносить эти звуки речи. Отгадайте загадки: когда мы едим – они работают,
Когда не едим – они отдыхают,
Не будем их чистить - они заболят. (Зубы)Посильней ты их раздуй.
На горячее подуй. (Щеки)Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
А отдыхает, когда мы спим. (Язык)
Да, эти звуки мы произносим с помощью губ, зубов и языка. Солнышко сказало им: “Негоже вам так жить. Гласные дружные и веселые. Вам надо с ними подружиться и стать опять счастливыми.
- Согласны? – улыбнулось солнышко. – Согласны. Согласны! – хором ответили звуки, которые так и назвали со-гласные. Теперь гласные и согласные станут опять жить в мире, дружбе и со-гла-сии.
7. БУКВЫ
Затем звуки – невидимки – мы же их только произносим и слышим, захотели показать себя. Тогда они стали надевать красивые костюмчики и так появились буквы, которые мы пишем, видим и читаем.
Звуки мы произносим и видим, а буквы пишем и читаем.
Обведите буквы, которые вы знаете. (Обводим буквы.)
8. ИТОГ
- Какие звуки речи мы знаем?
- Как произносятся гласные звуки?
- С помощью чего произносятся согласные?
- Чем звуки отличаются от букв?
У вас получилась очень красивая планета. И мне хочется поблагодарить вас помощь и внимание.