“Воспитание достигло своей цели,
когда человек обладает силой и волей
самого себя образовывать и знает способ
и средства, как это осуществить”.
А. Дистерверг
1. Актуальность формирования социального опыта в современном обществе
Молодежь – это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значителен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно реализуется.
Современное общество, развиваясь быстрыми темпами, предъявляет все более высокие требования к подрастающему поколению. Молодое поколение, призванное реализовывать социальные реформы, порой не в состоянии адекватно реагировать на запросы реформируемого общества. В социальной сфере резко интенсифицировались политические, экономические, энергетические, экологические и другие процессы, принимая подчас кризисный характер. Это вынуждает человека многопланово усиливать свою жизненную активность, проявлять все способности к выживанию и развитию.
Эффективность воспитания в условиях социального обновления общества определяется не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи. Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению.
Стабильность гражданского общества во многом зависит от уровня готовности членов общества к жизни в условиях социальных свобод, то есть от степени гражданской зрелости, активности гражданской позиции человека.
В связи с процессами глобализации и значительного расширения масштабов межкультурного взаимодействия особую важность приобретает формирование коммуникабельности и толерантности как важнейших качеств личности. В концепции модернизации образования отмечается, что развивающемуся обществу нужны “современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за свою страну” [1].
Обществу сейчас нужен новый человек – человек активный, способный творчески мыслить, созидать, преобразовывать не только себя, но и общество. Формирование такой личности есть не только процесс естественного развития, но и результат воспитания ребенка, вступившего во взаимодействие с окружающим миром.
Самоопределение в ценностях у современных школьников осуществляется в условиях, когда их сознание особенно уязвимо, так как жизненный опыт недостаточен, представления о морально-нравственных ценностях неустойчивы, имеет место дисбаланс при наличии взрослых потребностей и недостатке адекватных возможностей для их достижения. Именно поэтому сейчас во главу угла ставится задача гуманизации образовательного процесса, который включает воспитание, обучение и развитие личности, причем приоритет отдается воспитанию. Чтобы обеспечить каждому ребенку полноценное личностное развитие, необходимо расширение его социального опыта.
Причины противоречий между запросами современного общества и существующей ситуацией, на наш взгляд, лежит в недостаточности социального опыта, навыков общественного поведения у детей.
Поэтому цель своей деятельности я вижу в расширении социального опыта учащихся с помощью игры.
2. Обоснование выбора цели и пути ее реализации
Давно замечено, что по характеру детских игр можно довольно точно судить о типе общества, в котором живут дети. Их игры, как в зеркале, отчетливо отражают суть и антологию событий макро- и микросоциума.
Сегодня все чаще подрастающий ребенок, вступая в жизнь, начинает с неотчетливым страхом и досадой отмечать, что ему катастрофически не хватает качественных навыков для переложения их на реальную действительность, казалось бы, знакомых игровых ситуаций. Он начинает понимать, что в жизни все далеко не так, как было в предлагавшихся ему играх, чаще компьютерных, а сам он не располагает запасом необходимого опыта для ожидаемых от него поведенческих реакций. В итоге из-за недостаточности опыта и знаний, накапливаемых ребенком в процессе жизнедеятельности, начинает замедляться его реальное взросление.
3. Психологическое обоснование
Основным условием психического развития ребенка является его деятельность “…главным процессом, который характеризует психическое развитие ребенка, является специфический процесс усвоения или присвоения им достижений предшествующих поколений людей. Этот процесс осуществляется в деятельности ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в котором воплощены эти достижения человечества” (А.Н. Леонтьев). Формирование личности происходит под влиянием ведущей деятельности, которая обуславливает главные изменения в психических процессах ребенка.
Ребенок органичен в сфере игры, игра – это способ его бытия, источник эмоций, окно в большой неизведанный мир.
Игра вызывает у ребенка ответную реакцию – активность, творение самого себя и предметного мира, как условие и фактор развития. Необходимо выделить два вида активности:
- активность объекта (процесс
социальной адаптации);
- активность субъекта (психическое качество
человека, активное осознание личностью себя,
своего Я – самосознание, самоанализ, самооценка).
Современные социально-воспитательные технологии не всегда обеспечивают условия, стимулирующие субъективную активность детей и подростков. Хорошо известен эффект выученной беспомощности. Он возникает в строго контролируемом распорядке жизни. Суть его в том, что ребенок, убедившись в невозможности изменить ход событий, вообще отказывается от поиска. Неотъемлемыми его чертами становятся подчинение и исполнительность.
Ребенок зависит от взрослых, но при этом он находится на пути самоопределения и построения своей жизненной перспективы. Содержательную сторону жизненной перспективы составляет система ценностных ориентаций, выражая личностную значимость тех или иных областей жизни. В то же время построение ребенком своей жизненной перспективы непосредственно связано с его представлениями о доступности тех или иных ценностей в обозримом будущем. Если оценка подростком важности той или иной сферы жизни не совпадает с его представлением о доступности этой сферы для себя, то можно говорить о наличии у него психологических проблем в этой области, причем эти проблемы могут быть двоякими:
- в случае если какая-либо жизненная
сфера обладает для подростка большой ценностью,
но при этом он оценивает ее как недоступную для
себя, то можно говорить о наличии внутреннего
психологического конфликта: “Я считаю, что это
для меня очень важно, жизненно необходимо,
значимо, но при этом я не могу обладать этим”.
- в случае если какая-либо жизненная сфера
оценивается подростком как очень доступная, но
при этом совершенно незначимая, то имеет смысл
говорить о наличии внутреннего психологического
вакуума: “Я могу достичь этого в любой момент как
только пожелаю, мне ничего не стоит обладать
этим, но мне это совершенно не нужно”.
И в том, и в другом случае у подростка возникают некоторые трудности социальной адаптации: в первом случае у него формируется сверхценность какой-то одной жизненной сферы, собственные возможности в достижении успехов в этой сфере представляются незначительными, соответственно, падает самооценка и самоуважение подростка, а во втором – напротив, какая-то жизненная сфера совсем “выпадает” из его системы ценностей, нивелируется и перестает играть хотя бы какую-то роль в построении им жизненных перспектив и планов. Очевидно, что чем меньше степень расхождения между доступным и желаемым для подростка, тем больше его внутренняя гармония и соответственно, степень его социальной адаптированности.
Возникает резонный вопрос, как нам узнать, насколько далеко готов устремиться ребенок в своем развитии? Ответ прост. Ребенок сам совершает либо не совершает выбор в пользу развития. Никто не может решить за него, по какому пути он должен идти. Все, что мы можем сделать, – это предложить ему возможные варианты пути, при этом с уважением отнестись к любому выбору ребенка, признав за ним право на страх и медлительность или отклонения в развитии.
4. Социальный опыт
Согласно А.В. Мудрику и Н.Ф. Головановой, социальный опыт ребенка – это процесс и результат организованного усвоения общественного опыта.
Организация усвоения социального опыта осуществляется через организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп (коллективов); организацию взаимодействий, а также обучение ему; стимулирование самодеятельности в формализованных группах и влияние на неформальные микрогруппы (неформальные объединения).
Индивидуальный социальный опыт – это единство различных знаний и способов мышления, умений и навыков, норм и стереотипов поведения, ценностных установок, запечатленных ощущений и переживаний, усвоенных и выработанных способов взаимодействия, самопознания, самоопределения, самореализации.
Диапазон путей формирования социального опыта широк, так как соответствует видам человеческой деятельности: учению, труду, общению, досугу, но когда эта деятельность организована в форме игры, то его усвоение наиболее продуктивно.
5. Игра как средство формирования социального опыта (теория)
Исходя из опыта работы, мы считаем, что игра является оптимальным средством формирования социального опыта ребенка.
Литература об игре и игровом поведении к настоящему времени огромна. Поскольку в жизни совершенно невозможно обойтись без игры, каждое время, каждая эпоха, даже каждое поколение пытается выразить свое отношение к игре. От игры нельзя избавиться – она постоянно побуждает как к действию, так и к мышлению.
Мы рассматриваем педагогическую игру как средство формирования социального опыта.
При этом нами не преследуется цель создания еще одной новой теории игры, в нашу задачу входит освещения роли игры в формировании социального опыта ребенка в летнем оздоровительном лагере на основе опыта работы педагогических коллективов, участником которых я являлся.
Мы в своей работе исходим из деятельностного подхода, определяющего игру как форму деятельности в условных ситуациях, направленную на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры [15].
Являясь формой условной деятельности людей, игра выступает как идеальный феномен человеческой культуры. В игре дети прибегают к условному моделированию окружающей среды, в которой они находятся, и решают сложные для себя проблемы, которые, в силу незнания, возникают у них. Ребенок не только отражает действительность в игре, но и моделирует этот мир под себя, то есть творит, он видит мир таким, каким хочет. Педагог, пользуясь игрой как средством формирования социального опыта, моделирует условные ситуации, которые дети должны сами решить.
Ребенок, как субъект игровой культуры, непременно должен располагать арсеналом игр, построенных не на идее пропаганды низменных инстинктов (типа “догони и пристрели”), а на принципах, способствующих его грядущему социальному успеху в гражданском обществе.
Сущность игры – имитация, то есть деятельность, предполагающая создание относительно достоверной модели действительности. В этом смысле игра по своему значению выходит за рамки простого обучения: репродукция накопленного социального опыта, социально одобряемых форм поведения является одним из важнейших способов реального овладения культурой.
Таким образом, игра – насущная объективная потребность процесса познания мира, человеческой культуры в целом.
Игровая имитация предполагает ролевое поведение участников. Роль должна нести не только конструктивную функцию в сценарии игры, но и способствовать формированию социально ценных качеств личности, развитию социального опыта ребенка.
Несмотря на многообразие в понимании роли игры в воспитании, все исследователи приходят к определению общих закономерностей педагогического воздействия игры на личность и коллектив. Эти закономерности можно объединить в следующие группы:
- изменение позиции личности в
коллективе;
- корректировка взаимоотношений в совместной
деятельности;
- влияние на характер участия детей и подростков
в деятельности.
Педагогические работы этого направления и наш опыт дают право утверждать, что активное включение ребенка в игру оказывает положительное влияние на его реальную позицию в системе межличностных отношений (Е.С. Махлах, [13] Э.В. Паничева, М.Г. Яновская [22]).
Механизм этого влияния заложен в привлекательности игровой роли. Благодаря игре, меняется осознание ребенком своей роли в жизни общества – индивидуально-личностной, социальной, – обогащается его опыт, осуществляется реальное овладение социальными отношениями и процессами, которые моделируются. Смысл обучающей игры – пробуждение творческого потенциала ребенка, что отвечает духу и основным идеям педагогики сотрудничества.
Известно, что одной из особенностей игры является двуплановость поведения. С одной стороны, играющий всегда остается самим собой, с другой стороны – выполняет функции и обязанности того человека, роль которого принимает на себя. Когда ребенку удается проявить в игре еще неизвестные его товарищам качества, место его в коллективе значительно изменяется.
Игра – это многоплановое, многоцелевое образование и в каждом конкретном случае выбор ее основных целей и задач зависит от конкретных обстоятельств. Любую игру нельзя повторить, потому что она отличается уникальностью каждого игрового взаимодействия.
Кроме того, игра выступает всегда в двух временных измерениях: в настоящем и в будущем. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворению назревших актуальных потребностей. С другой – игра направлена в будущее, так как в ней моделируются какие-то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.
Вышесказанное позволяет нам сформулировать принципы формирования социального опыта с помощью игры:
1. Личностно-деятельностный подход. Формирование социального опыта возможно только в деятельности, он вырабатывается и развивается при активном взаимодействии личности с окружающей средой, определяется качеством деятельности. Кроме того, социальный опыт определяется не только индивидуальными свойствами субъекта, но и объективными требованиями действия, поэтому он и формируется в деятельности.
2. Целенаправленность. При формировании социального опыта необходимо стремление самой личности найти наиболее эффективные способы и системы действий. Социальный опыт реализуется лишь тогда, когда личность выступает как субъект деятельности, вырабатывающий оптимальную тактику и стратегию.
3. Наличие зоны операционной неопределенности деятельности. Объективное условие зоны операционной неопределенности заключаются в том, что одни и те же объективные требования могут быть осуществлены при помощи различных промежуточных операций. Субъективные условия характеризуются тем, что субъект, ориентируясь в объективных требованиях, может выбрать более или менее адекватные операции, в большей или меньшей степени эффективные. Следовательно, только при наличии зоны операционной неопределенности деятельности мы можем говорить об индивидуализации социального опыта.
Таким образом, игра – это:
- основной вид деятельности ребенка;
- средство общения, накопления опыта, выражения
эмоций и формирования отношений;
- средство формирования социального опыта
ребенка.
6. Условия летнего оздоровительного лагеря для использования игры как средства формирования социального опыта ребенка
Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени детей, поэтому лето для них – разрядка накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к социокультурным и образовательным ценностям, вхождение в систему социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворение индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности (развлечение, игры).
Деятельность, предлагаемая детям в летних лагерях, призвана устранить имеющееся в учебном процессе школы определенное отставание от возрастных потребностей подростков в активных формах познавательной деятельности (коллективные, игровые), в разнообразных самостоятельных и достаточно сложных видах работ (поиск, наблюдение, конструирование и др.), в материализации результатов деятельности (выполнение практических заданий), в диалоге. Если в школе важны информационные отношения (ценность имеют знания, эрудиция, точность выполнения заданий), то в лагере на первый план выходит способность строить социальные отношения (коммуникабельность, практичность, мобильность, самоуважение и прочее).
Здесь нет насилия над ребенком, нередко встречающегося в жизни.
Характерной особенностью жизнедеятельности в летних лагерях является индивидуальный подход к каждому ребенку, организация его деятельности с учетом возможностей и особенностей, ситуация успеха. Создавая детям условия для развития их талантов, дарований, способностей, можно определить перспективу творческого роста каждого из них, помочь разработать программу саморазвития. В лагере ребенок приобретает новых союзников в лице взрослых. Происходит конструктивное сотрудничество: в лагере взрослый становится ребенку товарищем.
Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных занятий, богатый арсенал используемых форм позволяет обеспечить целостный подход к развитию личности.
В лагере мы моделируем организованную социальную среду, основными характеристиками которой являются:
- относительно пространственная
автономность существования;
- сборность состава;
- отсутствие предыстории и возможность изменения
позиций и социальных ролей;
- доминирование коллективного характера
жизнедеятельности, разнообразие форм, видов,
способов осуществления деятельности, создающих
возможности для разностороннего проявления
свойств и качеств личности, ее самореализации и
самоутверждения;
- насыщенность жизнедеятельности;
- интенсивность общения;
- благоприятные возможности для развития
инициативы и самодеятельности подростка,
включая участие в управлении сообществом.
Получая новые впечатления, дети приобретают социальный опыт и начинают общаться друг с другом совершенно иначе. Игры помогают обогатить общение душевной теплотой, чувствованием другого человека, уважением.
7. Игра как средство формирования социального опыта (практика)
“Лето – это маленькая жизнь”. Для меня это действительно так, “маленькая жизнь” длиною в жизнь. С начала года начинается подготовка к лагерю: идет разработка программы; подбор педагогических кадров, вожатых; составление сметы и так далее. Затем – сама смена с ее открытиями, счастьем встреч и горестями расставания. По окончании смены еще один период – подведение итогов, анализ работы. И вновь разработка планов на будущее лето.
За время педагогической деятельности мною накоплен опыт работы в пришкольных, загородных лагерях, как в профсоюзных сменах, так и авторских. Как организатор летнего отдыха, я состоялся в результате многолетней работы в областном лагере комсомольского актива “Комсорг” имени А.Н. Лутошкина под руководством А.И. Тимонина.
На основе своего опыта работы мною будут раскрыты возможности различных видов игр, используемых в лагере, которые способствуют формированию социального опыта ребенка.
Подбор игр в каждой смене лагеря неповторим. Это обусловлено целями и задачами смены, подготовленностью педагогического состава, местом расположения лагеря и многим другим. Игра может быть как формой организации всей жизнедеятельности смены лагеря, например, сюжетно-ролевая игра “Волшебники Изумрудного города”, так и ее элементом.
В первые дни смены важно заинтересовать, увлечь детей интересной деятельностью. Для этого целесообразно направить все усилия на знакомство, сплочение детей. В этом помогут игры на знакомство (приложение 1), так как они способствуют формированию умения представлять себя окружающим людям, умения слушать. Совершенствуется способность к общению, развивается потребность во взаимопонимании с окружающими.
Навыки бесконфликтного общения, способность к сотрудничеству закладываются в играх на сплочение группы (приложение 2). В них формируется коммуникабельность и толерантность, умение работать в группе.
Подвижные игры (приложение 3) всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах, помогают лучше познакомиться с ребятами. Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий, коллективный характер. В подвижных играх формируется умение действовать вместе с командой в непрерывно меняющихся условиях. Проявляется и корректируется культура поведения: честность, уважение, справедливость, взаимопомощь. Игры способны поднять творческую активность, пробудить фантазию и одновременно с этим развивают внимание, навыки коллективной слаженной деятельности.
Для успешной работы в начале смены важно найти надежных помощников среди ребят, тех, кто сможет организовать, увлечь, повести за собой. В этом помогут игры на выявление лидера (приложение 4). В этих играх у ребят появляется необходимость совместной работы, чувство принадлежности к одной команде. Эти игры учат быть внимательным к людям, видеть, кто есть кто. Ребята приобретают опыт разрешения конфликтных ситуаций, они проявляют инициативу, координируют действия группы, берут управление на себя, несут ответственность за принятые решения. Приобретается опыт отстаивания своей точки зрения, умения слушать и слышать, ценить чужое мнение, работать сообща, оставаясь доброжелательными. Эти умения могут кардинально изменить позицию ребенка в группе. Как правило, лидеры, проявившиеся в лагере, затем становятся лидерами в школьной жизни.
Одно из ведущих направлений деятельности любой смены лагеря – оздоровление. Лагерь не может обойтись без игр-эстафет (приложение 5, приложение 6), спортивных игр (футбол, волейбол, баскетбол и других). Эти игры формируют чувство коллективизма, в них ребята проявляют свою находчивость и изобретательность. Формируется позитивное отношение к здоровому образу жизни, ценность здоровья. Такие игры развивают координацию движений, сосредоточенность, формируют согласованность действий членов группы в условиях совместных действий.
Лето – это время, когда большую часть времени, в том числе и в лагере, дети проводят на свежем воздухе. Народные игры (приложение 7) проводятся обычно на открытой площадке, участвовать в таких играх могут ребята самых разных возрастов от дошкольников до старшеклассников. В этих играх проявляется находчивость, смекалка, ловкость, упорство, они отлично закаляют тело и душу. Также формируется чувство гордости за свой народ, страну. Часто в смене участвуют ребята разных национальностей, поэтому можно провести фестиваль народных игр, что воспитывает чувство толерантности, расширяет кругозор ребенка, помогает по-другому относиться к окружающим его людям.
Порой летом бывают хмурые дни, дождливая погода. В этой ситуации помогут игры за столом. Игры за столом (приложение 8) – это не только развлекательные, но и развивающие игры. Они дают возможность расслабиться, повеселиться, но вместе с тем и поупражняться в разного рода умениях. В этих играх ребята проявляют свои творческие и интеллектуальные способности. Опыт, приобретенный в лагере, ребята используют в учебное время.
Малые формы работы – это творческое соревнование между детскими микроколлективами (приложение 9). Они рассчитаны на небольшое число детей и на непродолжительный временной отрезок. В данной форме ярко проявляются творческие натуры, лидеры. Они помогают ребятам самоутвердиться, развивают чувство принадлежности к группе, к детской общности, а если в играх участвуют взрослые – появляется чувство причастности к “взрослой” жизни, при этом возрастает значимость игровых занятий. У ребенка возникает чувство устойчивости мира, защищенности, уверенности в себе.
Когда отряд или лагерь собрались в зале перед началом дела, а действо еще не началось, и каждый из ребят пришел с разным настроением, и все пока разобщены, тогда нам поможет игра с эстрады (приложение 10). Она позволит сконцентрировать внимание ребят, создать необходимый эмоциональный фон. Дети участвуют в совместной деятельности, приобретая опыт коллективного сопереживания.
Общелагерные дела, мероприятия для нескольких отрядов также можно организовать в форме игры (приложение 11). В зависимости от содержания подобных игр-испытаний, праздников, шоу раскрывается творческий потенциал ребенка, происходит самопознание, самореализация детей. В ходе этих игр дети раскрепощаются, формируется культура поведения на сцене, умение публичного выступления.
Для того чтобы реализовать интересы каждого ребенка в лагере, чтобы каждый мог себя проявить, необходима организация различных игр. Интеллектуальные игры (приложение 12) способствуют самоутверждению, самореализации в интеллектуально-творческой сфере. В этих играх ребята приобретают опыт взаимодействия в группе, получают умение использовать свой интеллектуальный потенциал. Создают условия для умственного напряжения при решении важной проблемы. Происходит воспитание волевых качеств, скорости реакции. Подобные игры способствуют социальной мобильности участников, так как быть лидером в небольшой группе значительно труднее. Такие игры способствуют формированию научной организации труда, умению вырабатывать общее решение. Участники постепенно преодолевают стеснительность, зажатость, растерянность.
Тренинг (приложение 13) – это способ специально организованного общения детей. Тренинговые занятия дают возможность сопоставить себя с другими, интенсивно осваивать эффективные способы взаимодействия, помогают каждому участнику выразить себя. Занятия тренингом раскрывают возможности для самопознания ребенка, влияют на отношение к самому себе, сверстникам, к миру в целом. Тренинг позволяет формировать гражданскую позицию детей, их готовность проводить значимые изменения в собственной жизни и жизни окружающих. Расширяются социальные связи: контакты и взаимодействие. Во время тренинговых упражнений ребенок может активно экспериментировать с различными стилями общения, усваивать и отрабатывать коммуникативные умения и навыки. В ходе тренинга формируется культура общения: взаимное уважение, полное доверие друг другу, готовность выслушать собеседника, признать его право иметь свою точку зрения, тактичность.
Деловая игра (приложение 14) строится на выработке управленческого решения. С помощью деловой игры дети учатся выбирать наиболее ценные идеи, предложения. Игра дает опыт ведения дискуссии, сотрудничества в малой группе. Учит планировать свою деятельность, разрабатывать программу по ее реализации. В ней формируются умения анализировать ситуацию, принимать самостоятельные решения, нести ответственность за них. Происходит знакомство с социальными ролями, этикой делового общения.
Сюжетно-ролевая игра (приложение 15) может быть использована как форма организации всей смены лагеря, так и как ее элемент. В ней моделируются все отношения реальной жизни (того или иного времени и места), описание которых дается в ситуации, также обязательна система органов управления в игре. Данная модель динамична. Взаимодействие участников предопределено сценарием игры, в ходе которой игроки в соответствии с предписанной ролью вырабатывают приемлемое решение проблемы, указанной в ситуации. Оценка итогов игры осуществляется по результатам достижения функциональных ролевых целей, а также игровых целей отдельных участников, если таковые были поставлены в ходе игры. Сюжетно-ролевые игры позволяют формировать социальную установку, то есть мотивы деятельности личности и ее активности в определенной ситуации. Происходит знакомство с различными социальными ролями. Отрабатываются позитивные способы разрешения конфликтов. Возрастает социальная мобильность, так как ребенок становится участником различных групп, объединений. Расширяется круг общения, контактируя с все большим количеством людей, появляется избирательность в общении. Ребенок становится более независимым, приобретает опыт самостоятельных действий, контролирует свои поступки, легче приспосабливается к изменениям окружающей обстановки, активно заявляя о своих правах. У ребенка формируется представление о себе, своем социальном положении. Осваиваются различные стили и способы общения, этика поведения.
Таким образом, все игры без исключения имеют правила, их соблюдение, безусловно, формирует умение пользоваться свободами демократического общества. Игры создают условия для развития человека свободного и ответственного за свои поступки – гражданина.
Игра открывает путь к освоению культуры. В игре формируется эстетическая, физическая, интеллектуальная, профессиональная, нравственная, правовая, политическая, экологическая культура. Игра является естественным регулятором всесторонности (полноты и гармоничности) жизни и развития ребенка и определяет его образ жизни.
В процессе игры дети стремятся к преодолению трудностей, сами ставят задачи и решают их. В игре, “как в фокусе увеличительного стекла”, содержатся все тенденции развития ребенка.
Игра есть форма научения, формирующая наглядные представления человека о реальном мире; она готовит человека к столкновению с действительностью, формирует способность ориентироваться, помогает усвоению социального опыта, формирует навыки трудовых действий, необходимых для полноценного участия в различных сферах общественной жизни. Игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни.
Литература
1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 1987.
2. Афанасьев, С.П. Что делать с детьми в загородном лагере / С.П. Афанасьев. – Кострома: ИМЦ “Вариант”, 1993.
3. Афанасьев, С.П., Коморин С.В. Сто отрядных дел / С.П. Афанасьев, Коморин С.В. – Кострома: МЦ “Вариант”, 2000.
4. Берн, Э. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. – М.: Прогресс, 1988.
5. Букатов, В.М., Ершова, А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: Книга для учителя / В.М. Букатов, А.П. Ершова. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2000.
6. Деятельность, общение, игра в развитии коллектива и формировании личности школьника / Под ред. А.В. Мудрика. – М., 1983.
7. Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре / Р.И. Жуковская. – М.: АПН РСФСР, 1963.
8. Игры – обучение, тренинг, досуг…/ Под ред. В.В. Петрусинского // В четырех книгах. – М.: Новая школа, 1994.
9. Каникулы, игра, воспитание: О педагогическом руководстве игровой деятельностью школьников: Книга для учителя // Под ред. О.С. Газмана. – М.: Просвещение, 1988.
10. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России: Сб. приказов и инструкций Министерства образования РФ – 2002. – № 6. – С. 12.
11. Куприянов, Б.В. Подготовка лидеров к организаторской деятельности средствами ситуационно-ролевой игры // Психолого-педагогические проблемы подготовки организаторов и лидеров детских и юношеских объединений / Б.В. Куприянов. – Кострома: КГПУ им. Н.А. Некрасова, 1994.
12. Лутошкин, А.Н. Как вести за собой / А.Н. Лутошкин. –Старшеклассникам об основах организаторской работы. – М.: Просвещение, 1978.
13. Махлах, Е.С. Творческая игра и ее роль в воспитании пионеров / Е.С. Махлах. – М.: АПН РСФСР, 1963.
14. Поломис К. Дети на отдыхе / К. Поломис. – М.: Культура и традиции, 1995.
15. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990. – С. 127.
16. Рогачев, В.В. Педагогические условия включения старшеклассников в социальную деятельность / В.В. Рогачев. – Ярославль, 1994.
17. Тимонин, А.И. Формирование готовности будущего учителя к использованию игры как педагогического средства / А.И. Тимонин. – Ярославль, 1995.
18. Фришман, И.И. Выигрывает тот, кто играет! / И.И. Фришман. – Н. Новгород: Педагогические технологии, 2001.
19. Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа, 1994.
20. Щуркова, Н.Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для работы с детьми / Н.Е. Щуркова. – М.: Новая школа, 1994.
21. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1987.
22. Яновская, М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Метод. пособие / М.Г. Яновская. – М.: Просвещение, 1974.
Рисунок