Цель:
- Развитие общеинтеллектуальных умений на материале, дополняющем школьную программу, с формированием навыков саморазвития.
Задачи:
- научить владеть полученной суммой знаний, применяя их в нестандартных ситуациях;
- развить межпредметные связи, активно используя знания, полученные при изучении одного предмета в другом;
- привить навыки саморазвития, акцентируя речевую культуру, аналитическую потребность, логическое мышление;
- развить навыки саморегуляции и самоконтроля своей психофизической деятельности;
- привить интерес к познавательной деятельности;
- проверить творческие способности учащихся, познания в области покорения космоса.
Оборудование: Слайд-проектор, фонограмма песни А. Пахмутовой “Знаете, каким он парнем был!!!, жетоны-награды, фонограмма космической музыки.
Ход урока
Учитель:
12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Это всенародный праздник. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли, В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать, “что тут особенного”? Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике. И вот 4 октября 1957 года началась новая эра – эра освоения космоса.
12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле “Восток” совершил полет первый космонавт планеты. Им был наш гражданин Юрий Алексеевич Гагарин.
Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена людей, открывших новую сферу человеческой деятельности. В этом созвездии имен одни из самых ярких – имя первого космонавта планеты Юрия Гагарина и имя главного конструктора академика Сергея Павловича Королева.
Сейчас вы станете свидетелями космического путешествия трех экипажей. И пусть это не настоящий космический полет, но ведь, возможно, наши сегодняшние “Космонавты” через 10-15 лет поведут корабли к другим планетам или будут создавать эти корабли.
Ладонью заслоняясь от света,
Сидит мальчишка.
Тишина.
И вдруг волшебное:
- Ракета
Достигла станции Луна. -
И оторвавшись от тетрадок,
Сказал с достоинством:
- Порядок.-
Как будто так и быть должно.
Должно быть так,
А не иначе.
И удивительного нет,
Что это нами,
Нами начат
Штурм неразгаданных планет.
Его за скупость не корите:
Мальчишка сдержан потому,
Что продолжение открытий
Эпоха верила ему! (Л. Татьяничева)
Встречаем экипажи. Наши космонавты прошли строгий отбор. Представляются экипажи: Командир корабля…….. бортинженер………., художник…………, математик……….., ученый…………, исследователь…………….., писатель-фантаст…………, астроном……. .
На протяжении всего полета за их работой будет наблюдать Центр управления полетом (жюри) и даст оценку готовности экипажей к выполнению различных заданий. Экипажам доложить о готовности.
Докладывают: Экипаж корабля “Гагаринец” (“Земляне”, “Марс-25”) к космическому рейсу готов. Командир экипажа….
Дорогие члены экипажей, сейчас мы с вами совершим увлекательное космическое путешествие. Во время игры мы выясним, чья команда лучше знает историю покорения космоса. Очень многое будет зависеть от вашей организованности, внимания, быстроты.
Вас, как и настоящих космонавтов, ждут неожиданности. Будьте готовы к ним. Экипажи должны пройти последнюю проверку на Земле.
1-й этап. Проверим физическую подготовку.
а) по 2 члена экипажа крутятся 5 раз, глядя на правую вытянутую руку, затем идут вдоль прямой. Такую проверку проходят все члены экипажа.
б) Во время полета срочно нужно перейти из одного отсека в другой. (Кто быстрее всем экипажем пройдет сквозь обруч)
Ну что ж, физически вы хорошо подготовлены.
2-й этап. А сейчас проверим ваше внимание, наблюдательность.
На столе изображено 10-15 предметов, через 5-7 секунд экипажи должны перечислить предметы и желательно по порядку расположения. Предметы записать, чья команда быстрее перечислит все предметы.
3-й этап. Конкурсы (см. приложение №1)
(Слайд)
Они были первыми. На слайде фотографии:
1. Ю. Гагарин
2. В. Терешкова
3. А. Леонов
4. С. Королев
5. Н. Армстронг
6. К. Циолковский
7. С. Савицкая
Задание: Поднять номер правильного ответа.
1. Первый пилотируемый полет в космос (1)
2. Первый выход в открытый космос (3)
3. Первый разработчик теории космического полета (6)
4. Первый полет женщины в космос (2)
5. Первый шаг на Луне (5)
6. Первая женщина в открытом космосе (7)
7. Конструктор первого космического корабля (4)
№2 (Слайд)
Задание: Напишите как можно больше слов, получающихся из слова КОСМОНАВТ.
Время выполнения задания – 2 минуты.
(сок кот кон мост коса оса сом том мот сон нос воск носок сота тоска тон нота стон сова остов ток сват акт танк сток восток кант скот откос скат сонм квант окно атом наст стан окот моток ком кома мак мат)
№3.
Задание: Вспомнить и записать космические корабли. Кто больше.
Проверка - слайд.
Пока экипажи выполняют задания, задания болельщикам.
Давайте еще раз повторим, кто же может попасть в отряд космонавтов?
1. Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит (труд)
2. Только сильных звездолет может взять с собой в (полет)
3. Очень дружно мы живем. Скучных в космос (не берем).
Загадки:
Летит жар-птица, хвостом гордится (комета)
Днем спит, ночью глядит. (Луна)
Планета Солнечной системы
Мое начало составляет.
Нет для фантастов лучшей темы,
Она их тайной привлекает,
А слог второй под Новый год
Любовно люди украшают
Что в целом, отгадает тот
Кто город Франции узнает. (Марсель)
Раскинут ковер,
Рассыпан горох,
Ни ковра не поднять,
Ни горох не собрать. (звездное небо)Егорка – Егорка упал в озерко,
Сам не потонул,
И воды не всколыхнул. (месяц)Украшал ночную синь серебристый апельсин,
А прошла неделька только – от него осталась долька. (луна)
Первый космический день позади, нашим космонавтам пора отдохнуть, а болельщики исполнят для своих экипажей песни со словами “звезда”, “Земля”, “космодром”.
№4 (Слайд) Выбери ответ. Подними карточку.
1. Кто первым предположил, что Земля имеет форму шара?
а) Аристотель
б) Пифагор
в) Птолемей
2. Самая маленькая планета Солнечной системы?
а) Марс
б) Земля
в) Плутон
3. Ближайшая к нам звезда?
а) Сириус
б) Альдебаран
в) Солнце
4. Сколько длился полет Юрия Гагарина?
а) сутки
б) 36 часов
в) 108 минут
5. Какая наука изучает небесные тела?
а) биология
б) анатомия
в) астрономия
6. В каком месяце года Земля находится ближе всего к Солнцу?
а) Июль
б) май
в) январь
7. Сколько планет Солнечной системы можно увидеть невооруженным глазом?
а) десять
б) пять
в) одну
Ответы: 1-б 2-в 3-в 4-в 5-в 6-в 7-б
№5
Перечислите все известные вам созвездия – чья команда назовет последнее созвездие, та команда и победила.
Задание: Установите соответствие. Назовите созвездие и самую яркую звезду этого созвездия. Поднимите карточки. (Слайд)
1. Близнецы 1. Арктур 2. Возничий 2. Альдебаран 3. Волопас 3. Альтаир 4. Дева 4. Бетельгейзе 5. Лебедь 5. Вега 6. Лев 6. Денеб 7. Лира 7. Капелла 8. Орел 8. Кастор 9. Орион 9. Регул 10. Телец 10. Спика
Ответы: 1-8 2-7 3-1 4-10 5-6 6-9 7-5 8-3 9-4 10-2
№6
Решите анаграммы и исключите лишнее слово.
ЛОВАПОС РИССУИ ИРОНО КАРАТЕ
Ответ: Волопас Сириус Орион Ракета. Лишнее слово – “ракета”; остальные слова – названия созвездий.
№7
Творческий конкурс. Переводчики.
С помощью жестов объяснить инопланетянам, что вам нужно.
Карточки:
- Вы хотите залезть на высокую гору;
- Вы хотите купить трех зайцев;
- Вы хотите полить цветы;
- Вы хотите поиграть в футбол.
№8
Отвечаем на вопросы двумя словами ДА и НЕТ. Команды по очереди.
1. Самая большая планета Солнечной системы – Юпитер? (да)
2. Только Земля имеет спутник? (нет)
3. Солнце – это звезда? (да)
4. Первым космонавтом был Юрий Гагарин? (да)
5. Первым в открытый космос вышел американец? (нет)
6. Ближайшая к Земле звезда – Венера? (нет)
7. На Луну уже летали американцы? (да)
8. Планета – это относительно холодное небесное тело? (да)
9. Космонавты летали на Марс? (нет)
10. Первая женщина- космонавт Светлана Савицкая? (нет)
11. Полет Гагарина Длился сутки? (нет)
12.Планете Земля примерно 4,6 миллиарда лет? (да)
13. Ассирийцы и вавилоняне впервые выделили на небе знаки зодиака? (да)
14. Самая маленькая планета Солнечной системы – Меркурий? (нет)
15. Созвездие – это участок неба? (да)
№9 “Что бы это значило?”
В нашей речи часто встречаются выражения, а правильнее сказать фразеологические обороты, связанные с темой космоса. Все ли из вас знают точный смысл этих выражений, мы сейчас проверим.
Выражения записаны на карточках (каждой команде по три выражения). Задача: раскрыть смысл этих выражений.
1. “Путеводная звезда” - то, что направляет, определяет чью-либо деятельность.
2. “Звезда первой величины” - известный человек, прославившийся в какой-либо области знаний или деятельности.
3. “Восходящая звезда” - человек, начинающий приобретать славу, получать известность в какой-либо области знаний или деятельности.
4. “Звездный час” - переломный, решающий момент в жизни человека.
5. “Родиться под счастливой звездой” - быть удачливым, счастливым, везучим во всем.
6. “Хватать звезды с неба” - отличаться выдающимися способностями, дарованиями, умом и т. д. совершать что-либо выдающееся, из ряда вон выходящее.
7. “Между небом и землей” - быть в неопределенном положении, без жилья, без крова, без пристанища.
8. “Как небо и земля” - ничего похожего, полная противоположность.
9. “Небо коптить” - жить бесцельно, без пользы для других, не делать ничего полезного.
№10
Конкурс частушек.
1.
Нас послушайте, ребята,
Вам частушки пропоем.
Только правду вам расскажем
И нисколько не соврем.
2.
Что за грохот, что за шум?!
Стены все качаются!
Это наш ведь класс шестой
В космос собирается3.
Я учусь сегодня в школе,
Быстрей вырасти хочу,
Накоплю побольше денег,
Туристом в космос полечу.4.
Ну, а я хочу учиться,
Быть ученым я хочу,
И я в космос не туристом
Космонавтом полечу.5.
Раньше мамы нам читали
Про зайчат и про лису.
А теперь читаем сами
Мы про звезды и луну.6.
Вы красивые девчонки
Прямо как те звездочки.
И глаза горят огнем,
Затмевают солнце днем.7.
Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.8.
Звезды в космосе дружны,
Мне ребята все важны,
Будем вместе много знать,
В космос надо нам слетать.
Экипажи покидают Марс и направляются к Земле. И наконец можно подвести итог вашей совместной работы. Программу полета наши космонавты выполнили полностью. С благополучным возвращением!
Центр управления полетом подведет итоги полета, назовет победителей, вручит награды. “Космонавт читает стихотворение.
Когда последний закруглен виток.
Так хорошо сойти на Землю снова
И окунуться после всех тревог
В живую красоту всего земного.
Галактика в свеченье звездных трасс,
Нам на нее глядеть, не наглядеться,
Но, поднимаясь в небо, всякий раз
Своей Земле мы оставляем сердце.
Из 40000 профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Это настоящий подвиг. Подвиг научный, технический, организационный, но прежде всего – чисто человеческий. Завоевание космоса только начинается.
Литература.
1. Эрудит (толково-этимологический словарь иностранных слов). М: Школа-пресс, 1995
2. Забуслаев В. Н., Хейфец Б. Л Игры со словами (с дидактическим приложением), 1997
3. Своя игра. Выпуск 1-3
4. Любимая Книга для умных и веселых. – Киев: Сталкер, 1998
5. Волина В. В. Игры с буквами и словами. – М: АСТ – ПРЕСС, 1998