Предмет: “Художественная культура Красноярского края”.
Класс: 6 класс.
Тип урока:
- Урок изучения и применения знаний.
Цели урока:
- воспитание чувства любви и уважения к своему краю, городу;
- формирование устойчивого интереса к архитектурному наследию родного города, края;
- развитие художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы учащихся;
- овладение практическими навыками понимания и оценки стилей архитектуры.
Задачи урока:
- знать характерные особенности разных архитектурных стилей и узнавать их в памятниках зодчества;
- уметь выделять общее и специфическое в культуре Красноярского края, соотносить с культурой России и мира;
- уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Методы: частично-поисковый, иллюстративно-репродуктивный.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Форма проведения: урок с применением ИКТ.
Оборудование: презентации учителя и учащихся, персональные компьютеры для детей, компьютер для учителя, проектор, экран, карточки с кроссвордом.
Заблаговременно класс делится на 5 групп. Каждой группе дается задание: найти наглядный материал по определенному архитектурному стилю (Египет, готика, барокко, классицизм, модерн), выявить его характерные особенности (с помощью учителя или самостоятельно) и презентовать иллюстративно или с применением ИКТ.
Данный урок может проводиться как в специальном компьютерном классе, так и в обычном с применением компьютера для учителя и проектора во фронтальном режиме.
Ход урока
1. Оргмомент.
Сообщение темы, цели, плана урока. (1 слайд. Приложение 1)
2. Ввод в тему.
Учитель: Архитектурой Красноярска принято восхищаться. В своих интервью приезжие знаменитости непременно отмечают, что попали в очень красивый город. В истинность их высказываний поверить легко - в плане архитектуры нам действительно есть чем гордиться.
Давайте и мы с вами совершим небольшую экскурсию по улицам нашего города. Демонстрация архитектурных памятников г. Красноярска.
3. Усвоение новых знаний.
(2 слайд. Приложение 1)
Вопросы для обсуждения:
- Эти здания похожи?
- В чем их отличия?
На основе данного обсуждения вводится новое понятие: “архитектурный стиль”.
Преставление презентаций учащихся, выполненных в группах, по заранее заданному архитектурному стилю, с целью выявить его характерные особенности и познакомить с ними остальных учащихся.
1 группа “Египет”.
Ученик. В ходе исследования архитектуры древнего Египта мы заметили, что при строительстве храмов и дворцов сложились определенные традиции. Это строгая симметрия и геометричность форм. Фасад выглядел в виде усеченных пирамид (пилоны), которые обязательно украшались росписями.
Вопрос для закрепления: перечислить характерные особенности фасадов египетских храмов.
2 группа “Готика”.
Ученик: Готический стиль возник в западно-европейском искусстве в 13 – 14 вв. Этому стилю неизменно характерны вертикальность композиций, их устремленность ввысь, к Богу, виртуозная деталировка, органическая связь архитектуры и скульптуры, стрельчатые (а не полукруглые) арки, обширные интерьеры с огромными прорезными окнами, украшенными многоцветными витражами, пышный декор с широким использованием золотой краски, резьбы по дереву, резной и раскрашенной религиозной скульптуры.
Вопросы для закрепления: сравнить фасады готических соборов и египетских храмов.
3 группа “Барокко”.
Ученик: “Барокко” в переводе с итальянского звучит как причудливый, странный. Это стиль конца 16 – середины 18 вв. Главными отличительными особенностями этого стиля, которые мы заметили, это грандиозность и пышность фасадов. Здесь вы не увидите симметрии и строгой геометричности. Стены и крыши меняются по высоте, форме, объему. Еще этот стиль отличает богатый декор и множество скульптурных украшений.
Вопросы для закрепления: выявить отличия в декоре фасадов стилей “барокко” и “готики”.
4 группа “Классицизм”.
Ученик: Классицизм – стиль европейской архитектуры второй половины 18 – начала 19 вв. Формы этого стиля основаны на мотивах античной архитектуры: все здания очень похожи на древнегреческие храмы. Главной отличительной особенностью которых является ордерная система (несущие части: колонна, капитель, база и несомые части: архитрав, фриз, карниз). Фасады отличает строгая планировка и ясность объемов, которые еще украшает скульптура.
Вопросы для закрепления: сравнить скульптурные украшения на фасадах “барокко” и “классицизма”.
5 группа “Модерн”.
Ученик: “Модерн” в переводе с французского означает “новейший, современный”. Это стиль в европейском американском искусстве конца 19 – начала 20 вв. Здесь мы можем увидеть архитектурные элементы разных стилей. Здесь главное – индивидуальность изобретательности архитектора. Архитектурные элементы должны быть не только красивым, но и нести определенные функции. Здесь всегда много использованы стекло и металл. Металлические ограждения имеют вид орнамента с криволинейными очертаниями.
Вопросы для закрепления: найдите повторение криволинейных очертаний орнамента на фасадах зданий стиля “модерн”.
4. Закрепление знаний.
Учитель: Ребята! Мы познакомились с вами с разными стилями, сложившимися в архитектуре за долгую историю существования человека. Все эти стили представлены и в зданиях нашего родного города. Давайте посмотрим, сможем ли мы их узнать.
Выполнение теста (Слайд 3. Приложение 1) во фронтальном режиме вместе с учителем.
5. Обобщение и систематизация знаний.
Учитель. Сегодня на уроке, ребята, мы с вами познакомились с различными архитектурными стилями, выявили их характерными отличия, научились их узнавать в зданиях города Красноярска. Давайте еще раз посмотрим на них (демонстрируются слайды 3 – 8). А теперь покажите насколько наш урок получился продуктивным, применив свои знания на практике самостоятельно и узнайте оценку за урок.
6. Контроль и самопроверка знаний.
Учащиеся самостоятельно выполняют тест (Приложение 2) , если урок проводится в компьютерном классе, или решают кроссворд “Архитектурные стили Красноярска” по карточке (Приложение 3) - в обычном кабинете.
7. Подведение итогов урока.
Учитель. Дорогие ребята! Сегодня на занятии вы узнали характерные особенности разных архитектурных стилей и научились узнавать их в памятниках зодчества. Убедились, что культура мира и России нашла свое отражение в культуре Красноярского края. Теперь, гуляя по улицам нашего города и любуясь его красотой, вы сможете сами определить, в каком стиле построено то или иное здание. Ведь не зря наш город называют городом тысячи архитектурных стилей! Любите свой город и гордитесь им!
8. Домашнее задание.
Нарисовать здание города (по представлению или с натуры), принадлежащее к определенному архитектурному стилю.