Цели урока:
- уяснить связь деления с умножением
- развивать умение решать задачи, навыки логического мышления
- пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру, логические задания
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: карточки 1, карточки 2, картинки Ивана-царевича, Василисы Прекрасной, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, Соловья-разбойника, 4 башни из геометрических фигур.
Ход урока
1. Организационный момент .
- Встали ровненько: Вспомните что-нибудь приятное, настройтесь на работу. Садитесь.
- Сегодня тема нашего урока – связь умножения и деления. Но урок будет проходить необычно. Мы очутимся в сказке. На нашем пути встретятся разные препятствия и поэтому нам понадобятся смекалка, взаимовыручка, умения решать задачи, знания таблицы умножения, логическое мышление.
2. Повторение и закрепление изученного материала.
Итак, в путь...
- В некотором царстве, в Тридесятом государстве жили- были Иван-царевич и Василиса Прекрасная. Однажды Василиса исчезла. Иван-царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти? Кто похитил Василису? Мы узнаем это, выполнив первое задание.
1)
3 | о | р | е |
2 | й | д | к |
1 | щ | з | л |
1 | 2 | 3 |
(3;2) | (1;3) | (1;1) | (3;3) | (1;2) |
(дети отгадывают слово "Кощей")
Кто же похитил Василису? Правильно, Кощей. А мы знаем, как трудно с ним справиться. Поэтому давайте проверим знание таблицы умножения, которая понадобиться нам в пути.
2) (Работа по таблице)(см.рис.1)
1 множитель В3 | 2 множитель Д 4 | произведение? (Б 2) |
1 множитель Ж 5 | 2 множитель Б 6 | произведение? (В 1) |
произведение Е 4 | 1 множитель Д 4 | 2 множитель? (Б1) |
делимое Ж 6 | делитель Д 7 | частное ? (А 4) |
делимое Г 2 | делитель А 4 | частное ? (Ж 1) |
делитель Е 6 | частное Е 5 | делимое ? (Е 5) |
(фронтальная работа) |
Иван-царевич отправился в путь. Но его уже поджидает Змей Горыныч, посланный Кощеем. Кто сразиться со змеем? Нужно победить все 3 головы Змея, а время дорого, поэтому каждый ряд будет бороться со своей головой
3) отработка вычислительных навыков
1 ряд (инд. карточки - повышенной сложности) Найди закономерность и продолжи ряд еще двумя числами.
2 4 8 16 (32, 64 -числа умножаются на 2)
3 6 10 13 17 (20, 24-прибавляется 3, потом 4)
60 50 41 33 26 (20,15-отнимается 10, затем 9,8 и т.д.)
1 3 9 (27, 54-умножается на 3)
10 8 11 9 12 10 13 (11,14-отнимается 2, прибавляется 3)
2 4 7 11 16 (22, 29-прибавляется 2,эатем 3, 4,5 и т.д.)
2 ряд (фронтальная работа)
Решите примеры удобным способом устно.
16+13+27+34=(16+34)+(13+27)=50+40=90
36+99=36+(100-1)=136-1=135
59+39=(60-1)+(40-1)=100-2=98
(27+12)/3=9+4=13
3 ряд (индивидуальные карточки-цепочки)
3. Работа по теме урока
Итак, путь для Ивана-царевича свободен. Но что это? Соловей разбойник своим посвистом повалил 4 ряда деревьев по 6 берез в каждом ряду. Сколько деревьев погубил не любящий природу разбойник?
Открываем тетради, записываем: число, задача
Что известно? Что нужно узнать? Что означают цифры 6 и 4?
Можем мы сразу ответить, сколько берез всего повалил разбойник? (да)
6*4=24(б) – всего
Ответ: 24 березы.
Составьте обратную задачу на деление,
(Соловей повалил несколько рядов берез, по 6 берёз в каждом ряду. Сколько рядов леса пропало, если известно, что всего было 24 березы?)
24:4=4 (р)
24:4=6 (б) (аналогично)
Какие это задачи? (взаимообратные)
Вывод: деление связано с умножением.
Хорошо ли поступил разбойник?
Как исправить такую беду?
(посадить деревья) – а как правильно посадить деревце? (ответы детей)
Физминутка
Ивану-царевичу нужно торопиться, а мы в это время поможем ему посадить березы.
Мы посадили 8 рядов по 6 берез в каждом ряду. Сколько всего деревьев мы посадили?
(1 ученик у доски)
- составьте и запишите каждые обратимые задачи.
(повторение вывода)
На сколько берез мы посадили больше? (На 24,)
Во сколько раз берез больше мы посадили? (В 2 раза.)
Вот и добрались мы до Кощея. Он встретил Ивана-царевича такими словами: "раз ты смог до меня добраться, посостязайся со мной умом, выполни мои задания, и Василиса – твоя! А не выполнишь – голова с плеч".
1 ряд (самостоятельно)
63/9*3= 25/5*2=
20/4*8= 3*8/4=
49/7*8= 5\1*11=
2 ряд (фронтальная работа)
х/6=18-10 у*9=6=75 (2 ученика у доски)
3 ряд (задания индивидуальные - взаимопроверка)
проверка 1 ряда
- Назовите пример, в результате которого получается круглое число (40)
- Назовите пример, в ответе у которого одинаковое число десятков и единиц (55)
- Назовите пример, ответ которого на 2 меньше, чем 30 (28)
- "Ну вот, Иван-царевич, забирай Василису", - сказал Кощей. "Вот тебе последнее условие – отгадай задуманное мной число".
Из наибольшего двузначного числа отними наибольшее однозначное, затем прибавь наименьшее двузначное и отними наименьшее однозначное.
(99-9+10-1) = 99
- Ну что ж, бери Василису. Только догадайся, где она. У меня 4 башни. Первая пустая, Василиса не в самой высокой башне. Где она? (в башне номер 3)
-Из каких геометрических фигур построены замки?
3. Итоги и выводы
Наконец, Иван–царевич нашел свою Василису
Сказочные герои благодарят вас и прощаются.
- Что нового узнали?
- Какие выводы сделали?
Как связаны умножение и деление?
(оценивание) рефлексия- Дети, похлопайте, если вам интересно было на уроке или потопайте, если данный урок не принёс вам никакой пользы.
Д/З стр. 84 № 20, № 21
Очень жаль, что путь недолог
Возвращаться нам пора
Но на следующем уроке
Вновь продолжится игра!