Урок математики в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. уяснить связь деления с умножением
  2. развивать умение решать задачи, навыки логического мышления
  3. пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру, логические задания
  4. воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: карточки 1, карточки 2, картинки Ивана-царевича, Василисы Прекрасной, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, Соловья-разбойника, 4 башни из геометрических фигур.

Ход урока

1. Организационный момент .

  • Встали ровненько: Вспомните что-нибудь приятное, настройтесь на работу. Садитесь.
  • Сегодня тема нашего урока – связь умножения и деления. Но урок будет проходить необычно. Мы очутимся в сказке. На нашем пути встретятся разные препятствия и поэтому нам понадобятся смекалка, взаимовыручка, умения решать задачи, знания таблицы умножения, логическое мышление.

2. Повторение и закрепление изученного материала.

Итак, в путь...

- В некотором царстве, в Тридесятом государстве жили- были Иван-царевич и Василиса Прекрасная. Однажды Василиса исчезла. Иван-царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти? Кто похитил Василису? Мы узнаем это, выполнив первое задание.

1)

3 о р е
2 й д к
1 щ з л
  1 2 3
(3;2) (1;3) (1;1) (3;3) (1;2)
         

(дети отгадывают слово "Кощей")

Кто же похитил Василису? Правильно, Кощей. А мы знаем, как трудно с ним справиться. Поэтому давайте проверим знание таблицы умножения, которая понадобиться нам в пути.

2) (Работа по таблице)(см.рис.1)

1 множитель В3 2 множитель Д 4 произведение? (Б 2)
1 множитель Ж 5 2 множитель Б 6 произведение? (В 1)
произведение Е 4 1 множитель Д 4 2 множитель? (Б1)
делимое Ж 6 делитель Д 7 частное ? (А 4)
делимое Г 2 делитель А 4 частное ? (Ж 1)
делитель Е 6 частное Е 5 делимое ? (Е 5)
(фронтальная работа)    

Иван-царевич отправился в путь. Но его уже поджидает Змей Горыныч, посланный Кощеем. Кто сразиться со змеем? Нужно победить все 3 головы Змея, а время дорого, поэтому каждый ряд будет бороться со своей головой

3) отработка вычислительных навыков

1 ряд (инд. карточки - повышенной сложности) Найди закономерность и продолжи ряд еще двумя числами.

2 4 8 16 (32, 64 -числа умножаются на 2)

3 6 10 13 17 (20, 24-прибавляется 3, потом 4)

60 50 41 33 26 (20,15-отнимается 10, затем 9,8 и т.д.)

1 3 9 (27, 54-умножается на 3)

10 8 11 9 12 10 13 (11,14-отнимается 2, прибавляется 3)

2 4 7 11 16 (22, 29-прибавляется 2,эатем 3, 4,5 и т.д.)

2 ряд (фронтальная работа)

Решите примеры удобным способом устно.

16+13+27+34=(16+34)+(13+27)=50+40=90

36+99=36+(100-1)=136-1=135

59+39=(60-1)+(40-1)=100-2=98

(27+12)/3=9+4=13

3 ряд (индивидуальные карточки-цепочки)

(см. рис. 2)

3. Работа по теме урока

Итак, путь для Ивана-царевича свободен. Но что это? Соловей разбойник своим посвистом повалил 4 ряда деревьев по 6 берез в каждом ряду. Сколько деревьев погубил не любящий природу разбойник?

Открываем тетради, записываем: число, задача

Что известно? Что нужно узнать? Что означают цифры 6 и 4?

Можем мы сразу ответить, сколько берез всего повалил разбойник? (да)

6*4=24(б) – всего

Ответ: 24 березы.

Составьте обратную задачу на деление,

(Соловей повалил несколько рядов берез, по 6 берёз в каждом ряду. Сколько рядов леса пропало, если известно, что всего было 24 березы?)

24:4=4 (р)

24:4=6 (б) (аналогично)

Какие это задачи? (взаимообратные)

Вывод: деление связано с умножением.

Хорошо ли поступил разбойник?

Как исправить такую беду?

(посадить деревья) – а как правильно посадить деревце? (ответы детей)

Физминутка

Ивану-царевичу нужно торопиться, а мы в это время поможем ему посадить березы.

Мы посадили 8 рядов по 6 берез в каждом ряду. Сколько всего деревьев мы посадили?

(1 ученик у доски)

- составьте и запишите каждые обратимые задачи.

(повторение вывода)

На сколько берез мы посадили больше? (На 24,)

Во сколько раз берез больше мы посадили? (В 2 раза.)

Вот и добрались мы до Кощея. Он встретил Ивана-царевича такими словами: "раз ты смог до меня добраться, посостязайся со мной умом, выполни мои задания, и Василиса – твоя! А не выполнишь – голова с плеч".

1 ряд (самостоятельно)

63/9*3=         25/5*2=

20/4*8=         3*8/4=

49/7*8=         5\1*11=

2 ряд (фронтальная работа)

х/6=18-10 у*9=6=75 (2 ученика у доски)

3 ряд (задания индивидуальные - взаимопроверка)

(см. рис. 3)

проверка 1 ряда

- Назовите пример, в результате которого получается круглое число (40)

- Назовите пример, в ответе у которого одинаковое число десятков и единиц (55)

- Назовите пример, ответ которого на 2 меньше, чем 30 (28)

- "Ну вот, Иван-царевич, забирай Василису", - сказал Кощей. "Вот тебе последнее условие – отгадай задуманное мной число".

Из наибольшего двузначного числа отними наибольшее однозначное, затем прибавь наименьшее двузначное и отними наименьшее однозначное.

(99-9+10-1) = 99

- Ну что ж, бери Василису. Только догадайся, где она. У меня 4 башни. Первая пустая, Василиса не в самой высокой башне. Где она? (в башне номер 3)

(см. рис. 4)

-Из каких геометрических фигур построены замки?

3. Итоги и выводы

Наконец, Иван–царевич нашел свою Василису

Сказочные герои благодарят вас и прощаются.

- Что нового узнали?

- Какие выводы сделали?

Как связаны умножение и деление?

(оценивание) рефлексия- Дети, похлопайте, если вам интересно было на уроке или потопайте, если данный урок не принёс вам никакой пользы.

Д/З стр. 84 № 20, № 21

Очень жаль, что путь недолог
Возвращаться нам пора
Но на следующем уроке
Вновь продолжится игра!