Проблема: В большинстве школ действуют методические объединения линейно-функциональной структуры. Такая структура из-за малой гибкости может хорошо работать только в режиме функционирования при относительно стабильной ситуации. Исследователи такой структуры Т.Бернс и Г.Сталкер выделяют следующие характеристики:
- в ней существует глубокое деление управленческой деятельности по функциям и должностям;
- она предусматривает строгое следование иерархической субординации в отношениях начальник и подчиненный;
- более важное значение придается полномочиям и должности, чем квалификации и опыту;
- каждый специалист решает свою задачу как нечто обособленное от реальных задач, стоящих перед школой в целом.
Аналитическое обоснование проекта: Стратегическая линия управления в идеальном виде – превращение школы в “саморазвивающийся организм”. (Никишина И.В.). Одним из инструментов для достижения этой цели является создание условий для профессионального и личностного саморазвития учителя – носителя нового типа педагогической деятельности.
Управлять – значит четко, критериально и зримо предвосхитить и реализовать требуемый тип методического процесса.
В нашем ОУ это – ориентация на:
- компетентность и творчество учителя;
- свободу и профессиональную ответственность;
- потребность в участии, авторстве;
- культ индивидуальности учителя и учащихся;
- открытости и неформальности в общении;
- создание команды единомышленников;
- привлечение к участию в жизни школы компетентных специалистов, ученых.
Новая стратегия порождает и новые методы управления. Это – многопараметральное системное проектирование авторской общешкольной методической системы, в результате которого у нас получилась “Органическая модель управления методической работой в ОУ”
Актуальность: Воспитать человека с современным мышлением, способного самореализоваться в жизни, может только педагог, который является активным субъектом процесса самосовершенствования. А этого может обеспечить именно органически устроенная модель организации НМР. Для школ, работающих в инновационном режиме оптимальным на наш взгляд, являются проблемные (проектные) группы, созданные для решения наиболее актуальных на данный момент проблем школы. Ее смысл в том, чтобы собрать в одну команду группу сотрудников, способных решить поставленную задачу. Это позволяет лучше использовать кадровые ресурсы, ускоряет принятия решений.
Хорошо отлаженная горизонтальная коммуникация между проблемными группами и достаточно высокий уровень демократического стиля руководства могут значительно снизить количество возникающих трудностей в реализации проекта.
Гипотеза: Такая модель выполняет ряд важных функций. Прежде всего, функции адаптации и социализации. Участвуя в работе проблемных групп каждый учитель решает проблемы профессионального роста, развивает стиль своего педагогического мышления, таких его черт как системность, комплексность, конкретность, гибкость, мобильность. В ходе этой деятельности педагог избавляется от устаревших взглядов, становится более восприимчивым к внешним изменениям.
Объект исследования: условия для повышения научно-методического уровня педагогов.
Предмет исследования: Структура НМР, обеспечивающая становления учителя как субъекта самосовершенствования.
Цель: Создание органической модели управления МР в ОУ.
Задачи:
- Анализировать результативность МР в школе
- Изучить теоретические вопросы по проблемам повышения профессионального роста педагогов
- Разработать модель НМР оптимально действующей в условиях современной сельской школы.
Теоретико-методологическую основу проекта составляют:
- Технология внедрения педагогической системы Эльконина-Давыдова
-Теория управления образованием (Лазарев В.С., Симонов В.П., Поташник М.Н.)
- Исследования, посвященные проблемам методической службы в школе (Немова Н.В., Ильенко Л.П., Моисеенко А.М.)
Критерии оценивания эффективности новой модели:
- разработка и внедрение интерактивных форм методической работы, через которые учитель переходит на новый уровень профессионализма.
- создание индивидуальных авторских методических педагогических систем.
- увязание воедино знание, творчество, индивидуальность педагога и стандарта.
Принципы создания органической модели НМР:
- Коллективность (коллегиальность)
В современных условиях, когда поток научной, учебной, технической и иной информации практически удваивается с каждым годом, одному очень трудно уследить за всем новым. Выход один – коллективная работа. Успешная методическая работа – плод только коллективного труда.
- Учет индивидуальных особенностей каждого педагога.
Опора на инициативу, интересы, возможности и способности личности – существенно важное условие эффективности методической работы в целом.
- Комплексный подход к решению проблемы
позволяет определить основные реальные и
генеральные направления деятельности.
- Конкретность и актуальность содержания
методической работы.
Критерии оценивания результативности деятельности проблемных групп:
- ответственность;
- сработанность;
- включенность в деятельность;
- единство ориентаций;
- совместимость;
- потенциальная стабильность.
Теоретическая значимость:
Органическая модель управления НМР школы является более гибким и приспособленным для решения нестандартных задач и работы в нестабильных условиях
Практическая значимость:
Предложенная модель методической службы будет эффективно и результативно работать в ОУ с численностью педколлектива до 50 человек.
Возможные трудности в реализации проекта:
- решения, принимаемые разными проблемными группами окажутся не согласованными друг с другом;
- вмешательство в структуру муниципальной методической службы и органов управления образованием.
Экспериментальная база:
МОУ “Наяхинская средняя общеобразовательная школа” Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия).
1. Общие положения:
1.1.Данная модель методической службы предполагает работу коллектива учителей в проблемных (проектных) группах, в состав в которых входят педагоги различных специальностей, изъявившие желания совершить свой профессионализм по той проблеме, к которой они проявляют интерес.
1.2.Проблемы проектных групп, которые будет решать педколлектив в ближайшие 2-3 года, очень разнообразны, они должны быть актуальны для данного ОУ.
1.3.Количественный состав групп не должен превышать 6-7 человек. Руководителем избирается высококвалифицированный педагог, но он не имеет административных полномочий.
1.4.Для членов ПГ характерно неформальное общение. Один и тот же сотрудник может одновременно входить в разные группы и подчиняться нескольким руководителям проектов.
1.5.ПГ прекращают свое существование после решения проблемы, так как они возникают при одновременной реализации многих проектов.
2. Управленческий аппарат НМР:
2.1. Управленческим аппаратом НМР является научно-методический совет (НМС), взаимодействующий с проблемными группами. В его состав входят руководители проблемных групп, заместители директора по учебно-воспитательной работе и научно-методической работе.
2.2. НМС утверждает планы работы проблемных групп, рассматривает глобальные, важнейшие вопросы УВП.
2.3. Задача НМС – корректировать поисковую работу ПГ, помогать анализировать результаты обученности и воспитанности школьников, инновационную работу педагогического коллектива.