Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце
Тема: Пришла зима.
Цели:
- дать учащимся представление о характерных признаках зимы в природе;
- развивать наблюдательность;
- прививать любовь к природе.
Оборудование: учебник, книги о зиме, картинки о зиме, таблица «С кем дружит ель?», карточки с названием месяцев, фишки, призы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
III. Повторение пройденного
1. Назовите основные признаки осени.
2. Назовите осенние месяца.
3. Уберите лишнюю картинку: (иллюстрации на тему: «Зима» и одна картинка осени).
– Почему она лишняя.
IV. Работа над новым материалом
1. Рассмотрите внимательно картинки. Обратите особое внимание на небо. Какое оно зимой?
2. Посмотрите в окно. Какое небо у нас сегодня?
3. Посмотрите на доску каким может быть ещё небо зимой?
Таблица.
Пасмурное Снег.
Ненастное
Холодное
Ясное
Солнечное
Низкое
Серое
Облачное
Мутное.
– Что происходит с рекой, почвой?
– Какие изменения произошли в жизни животных?
– Как изменилась одежда людей?
– С чем связаны все эти изменения?
– Какие осадки выпадают зимой?
Вывод и его чтение по учебнику о признаках зимы.
– В форме чего выпадает снег? (Снежинок).
– Рассматривали ли вы снежинки? Что вы
заметили? Из 6 лучиков.
– Рассмотреть рисунок в учебнике.
– Какие бывают снежинки? (Ажурные,
серебристые, нежные, мягкие, холодные, лёгкие,
узорные, пушистые, сверкающие, хрупкие).
– Что вы слышите когда идёте по снегу? (Хруст).
– От чего это происходит? (Ломаются лучики).
– Наблюдали ли вы как идёт снег? (Плавно,
медленно, тихо, кружась, хлопьями).
– Всегда ли снег идёт в форме снежинок? (Крупки,
хлопья).
– Крупки – мелкие шарики-бусинки, крупа.
– Хлопья – слипшиеся снежинки.
4. Какие явления происходят в природе зимой? (Учебник.)
– На первый взгляд – всё одно, снег да мороз.
Только приглядеться надо: она и холодная, и с
оттепелью, и вьюжная.
Оттепель – тёплая погода (зимой,
ранней весной).
Буря – сильный ветер.
Пороша – снежный слой выпавшего с
вечера или ночью снега.
Позёмка – метель без снегопада,
поднимающая снег с поверхности земли.
Сугробы.
Вьюга – снежная буря.
Метель – сильный ветер, со снегом.
Снегопад – выпадание снега (Обильного).
V. Физминутка «Вдоль по улицам метелица метёт»
5. Вспомните сказку «Старик-годовик», в
которой говорится махнёт старик и летят три
птицы со своими названиями – именами.
– Что это за птицы? (Месяцы).
– Назовите зимних птиц? (Карточки в
конвертах).
– Что вы узнали о зиме?
6. Рассмотрите книжные выставки.
7. Послушайте стихотворение^
Зима бела
Нам с собой принесла:
Морозы трескучие,
Снега сыпучие,
Ветры завьюжные,
Метели дружные,
День с Курину пятки!
– О каких признаках зимы говорится в
стихотворении?
– Кто больше запомнил.
– Как вы понимаете выражение «день с Курину
пятки»?
– Снег – первый молодой, хрустящий, мягкий,
липкий, белый, пушистый лёгкий, блестящий,
искристый, вьётся, кружится, падает, мелькает,
валит.
– О каких зимних гостях говорится в этом
стихотворении?
Снежок серебристый,
Морозец хрустящий/
И лёд чистотою собою манящий?
– Почему автор называет их гостями?
VI. Закрепление
Игра «Бывает, не бывает» (+; –).
1) Зимой все деревья стоят зелёные;
2) Зимой кругом лежит снег;
3) ...
VII. Подведение итогов работы
– Назовите признаки зимы.
– А чем вам нравится зима?
– Что особенно примечательно зимой? (Кататься,
игра в снежки, новый год.)
– Чем отличается новый год от других праздников?
VIII. Инсценирование: «С кем дружит ель?»
«Мир вокруг нас» – 1 страница 32-33.
IX. Домашнее задание
1. Задание «Зима приходит неожиданно».
2. Нарисуйте на 1 рисунке: «Зима на земле», на 2
рисунке: «Зима над землёй».