Адаптированнная программа. Внеклассная работа по математике для учащихся 1-го класса в группе продленного дня

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка.

Внеклассная работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по данному предмету. Она содействует развитию психологических процессов младшего школьника: восприятия, представления, памяти, внимания, мышления, речи, воображения, развивает познавательную деятельность учащихся. Программа внеклассных занятий по математике выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса, способствует формированию математических способностей учащихся, а именно: учит обобщать материал, рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать и т.д.

Характерной особенностью адаптированной программы по математике является занимательность изложения материала либо по содержанию, либо по форме.

Цель программы “Внеклассной работы по математике” является развитие детей младшего школьного возраста для успешного и полноценного усвоения программы обучения.

В процессе работы с первоклассниками решаются следующие задачи:

  • Развитие внимания, мышления, воображения, памяти;
  • Развитие тонкой моторики пальцев рук;
  • Обучение приемам логического мышления.

Для учащихся 1-го класса программой не предусмотрены факультативные занятия, но большинство первоклассников нашей школы ходят в группу продленного дня. Поэтому актуальность данной программы определена рядом факторов:

  • общение учителя и ученика,
  • занятие во внеурочное время,
  • развитие навыков общения в коллективе
  • решение логических и нестандартных задач

Основная часть программы имеет уровневое построение. Каждая новая тема по сложности превосходит предыдущую и опирается на ее содержание.

Три внеклассных занятия по математике носят интегрированный характер (математика-история, математика-литературное чтение). Итоговое занятие проводится в форме математического марафона, который поможет проверить знания и умения детей, покажет, как дети умеют рассуждать и доказывать.

Позиция педагога, проводящего внеклассное занятие по математики неоднозначна. Учитель выступает в качестве информатора, инструктора, организатора, аналитика, советника, консультанта, равноправного участника, наблюдателя.

Форма проведения занятий индивидуальная, групповая и фронтальная. Курс рассчитан на 34 часа, один раз в неделю, продолжительность занятий от 20 до 35 минут, что обусловлено психофизиологическими особенностями младшего школьного возраста.

Практическая значимость внеклассных занятий - обучение рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичное, так и в измененные условия.

Прогнозируемый результат

  • Знание названий геометрических фигур;
  • Умение собирать фигуру из заданных геометрических фигур или частей, преобразовывать, видоизменять фигуру (предмет) по условию и заданному конечному результату;
  • Умение ориентироваться в пространстве;
  • Умение проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта, его существенные и несущественные признаки.
  • Самостоятельно составлять и решать нестандартные задачи;
  • Последовательно рассуждать, доказывать.

Тематическое планирование

Тема Кол-во час.
1 Вводные занятия 1 ч .
2 Народные загадки 1 ч.
3 Загадки-задачи в стихах 1 ч.
4 Математические фокусы 1 ч.
5 Математические рассказы 2 ч
6 Спичечный конструктор (счетные палочки) 2 ч.
7. Треугольники 1 ч.
8. Танграм 1 ч.
9 Магическое яйцо 1 ч.
10 Математика и зеркало 1 ч.
11 Математические игры 2 ч.
12 Монеты России 1 ч.
13 Кроссворд-ребус 2 ч.
14 Числовые горизонтали 2 ч.
15 Задачи с одинаковыми цифрами; неизвестными одинаковыми цифрами. Головоломки с повторяющими цифрами 3 ч.
16 Математические дорожки:

а) математические кресты
б) математические квадраты
в) числовое окно
г) цифры в цифрах

2 ч.
17 Задачи-шутки. Задачи-невелички 2 ч.
18 Удивительные квадраты 1 ч.
19 Задачи-смекалки 1 ч.
20 “Считайте” ногами 1 ч.
21 Математическая лесенка 1 ч.
22 Числа в вопросах 1 ч.
23 Превращение фигур 1 ч.
24 Переставляем буквы – получаем числа 1 ч.
25 Математический марафон 1 ч.
Итого 34 ч.

Литература для учителя

  1. Бубнова Я.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005
  2. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Внеурочные занятия с учащимися начальных классов (1-4 классы одиннадцатилетней школы). Министерство просвещения РСФСР, 1988.

Литература для учителя и учащихся

  1. Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Издательство “Первое сентября” - 2004 г.
  2. Дьячкова Г.Т. Математика: внеклассные занятия в начальной школе. Волгоград. Издательство “Учитель”, 2007 г.
  3. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада – 2-е изд., дораб. – М.:Просвещение, 1990.
  4. Калугин М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2000.
  5. Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры). – Волгоград: Учитель. 2003.
  6. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 1-ом классе. – М.:Илекса, 2002.
  7. Сухин И.Г. Книга затей для учеников и учителей: Загадки, скороговорки, кроссворды, литературные и математические задания: 1-4 классы. Тула: ООО Издательство “Астрель”, 2004.
  8. Сухин И.Р. Занимательные материалы: начальная школа – М.: ВАКО, 2004.
  9. Цуканова В.С. Развивающие занятия по моделированию в начальной школе. – Ростов-на-Дону: “Деникс”, 2003.
  10. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Досуг и занятия в группе продленного дня. Начальная школа. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005.