Пояснительная записка.
Внеклассная работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по данному предмету. Она содействует развитию психологических процессов младшего школьника: восприятия, представления, памяти, внимания, мышления, речи, воображения, развивает познавательную деятельность учащихся. Программа внеклассных занятий по математике выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса, способствует формированию математических способностей учащихся, а именно: учит обобщать материал, рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать и т.д.
Характерной особенностью адаптированной программы по математике является занимательность изложения материала либо по содержанию, либо по форме.
Цель программы “Внеклассной работы по математике” является развитие детей младшего школьного возраста для успешного и полноценного усвоения программы обучения.
В процессе работы с первоклассниками решаются следующие задачи:
- Развитие внимания, мышления, воображения, памяти;
- Развитие тонкой моторики пальцев рук;
- Обучение приемам логического мышления.
Для учащихся 1-го класса программой не предусмотрены факультативные занятия, но большинство первоклассников нашей школы ходят в группу продленного дня. Поэтому актуальность данной программы определена рядом факторов:
- общение учителя и ученика,
- занятие во внеурочное время,
- развитие навыков общения в коллективе
- решение логических и нестандартных задач
Основная часть программы имеет уровневое построение. Каждая новая тема по сложности превосходит предыдущую и опирается на ее содержание.
Три внеклассных занятия по математике носят интегрированный характер (математика-история, математика-литературное чтение). Итоговое занятие проводится в форме математического марафона, который поможет проверить знания и умения детей, покажет, как дети умеют рассуждать и доказывать.
Позиция педагога, проводящего внеклассное занятие по математики неоднозначна. Учитель выступает в качестве информатора, инструктора, организатора, аналитика, советника, консультанта, равноправного участника, наблюдателя.
Форма проведения занятий индивидуальная, групповая и фронтальная. Курс рассчитан на 34 часа, один раз в неделю, продолжительность занятий от 20 до 35 минут, что обусловлено психофизиологическими особенностями младшего школьного возраста.
Практическая значимость внеклассных занятий - обучение рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичное, так и в измененные условия.
Прогнозируемый результат
- Знание названий геометрических фигур;
- Умение собирать фигуру из заданных геометрических фигур или частей, преобразовывать, видоизменять фигуру (предмет) по условию и заданному конечному результату;
- Умение ориентироваться в пространстве;
- Умение проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта, его существенные и несущественные признаки.
- Самостоятельно составлять и решать нестандартные задачи;
- Последовательно рассуждать, доказывать.
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во час. | |
1 | Вводные занятия | 1 ч . | |
2 | Народные загадки | 1 ч. | |
3 | Загадки-задачи в стихах | 1 ч. | |
4 | Математические фокусы | 1 ч. | |
5 | Математические рассказы | 2 ч | |
6 | Спичечный конструктор (счетные палочки) | 2 ч. | |
7. | Треугольники | 1 ч. | |
8. | Танграм | 1 ч. | |
9 | Магическое яйцо | 1 ч. | |
10 | Математика и зеркало | 1 ч. | |
11 | Математические игры | 2 ч. | |
12 | Монеты России | 1 ч. | |
13 | Кроссворд-ребус | 2 ч. | |
14 | Числовые горизонтали | 2 ч. | |
15 | Задачи с одинаковыми цифрами; неизвестными одинаковыми цифрами. Головоломки с повторяющими цифрами | 3 ч. | |
16 | Математические дорожки:
|
2 ч. | |
17 | Задачи-шутки. Задачи-невелички | 2 ч. | |
18 | Удивительные квадраты | 1 ч. | |
19 | Задачи-смекалки | 1 ч. | |
20 | “Считайте” ногами | 1 ч. | |
21 | Математическая лесенка | 1 ч. | |
22 | Числа в вопросах | 1 ч. | |
23 | Превращение фигур | 1 ч. | |
24 | Переставляем буквы – получаем числа | 1 ч. | |
25 | Математический марафон | 1 ч. | |
Итого | 34 ч. |
Литература для учителя
- Бубнова Я.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005
- Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Внеурочные занятия с учащимися начальных классов (1-4 классы одиннадцатилетней школы). Министерство просвещения РСФСР, 1988.
Литература для учителя и учащихся
- Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Издательство “Первое сентября” - 2004 г.
- Дьячкова Г.Т. Математика: внеклассные занятия в начальной школе. Волгоград. Издательство “Учитель”, 2007 г.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада – 2-е изд., дораб. – М.:Просвещение, 1990.
- Калугин М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2000.
- Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры). – Волгоград: Учитель. 2003.
- Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 1-ом классе. – М.:Илекса, 2002.
- Сухин И.Г. Книга затей для учеников и учителей: Загадки, скороговорки, кроссворды, литературные и математические задания: 1-4 классы. Тула: ООО Издательство “Астрель”, 2004.
- Сухин И.Р. Занимательные материалы: начальная школа – М.: ВАКО, 2004.
- Цуканова В.С. Развивающие занятия по моделированию в начальной школе. – Ростов-на-Дону: “Деникс”, 2003.
- Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Досуг и занятия в группе продленного дня. Начальная школа. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005.