Энергетический обмен.
Цели урока:
- Выяснить, почему при окислении органических веществ высвобождается энергия;
- Дать характеристику реакциям подготовительного обмена и гликолиза;
- Раскрыть сущность кислородного этапа диссимиляции, определить роль митохондрий в его осуществлении;
- Установить взаимосвязь между строением и функциями митохондрий.
Ход урока
Какие типы питания организмов вам известны?
- Гетеротрофное и автотрофное
Какие организмы называются автотрофными? Приведите примеры.
- Автотрофные организмы используют энергетически бедные вещества и энергию света.
Какие организмы называются гетеротрофными? Приведите примеры.
- Гетеротрофные организмы поглощают вещества, имеющие большой запас химической энергии.
Назовите основной источник энергии на Земле. Как аккумулируется эта энергия?
- Основной источник энергии на Земле- это Солнце. Солнечная энергия в результате сложного многоступенчатого процесса фотосинтеза аккумулируется в виде органических веществ- белков, жиров, углеводов и АТФ.
Животные организмы не способны использовать энергию света и получают её за счёт окисления органических соединений, поступающих с пищей. Для всех организмов характерен обмен веществ или метаболизм.
Вспомните, какие виды обмена веществ вам известны?
- Энергетический и пластический.
С поступлением пищи в организм начинается энергетический обмен. Он состоит из трёх этапов.
Этапы энергетического обмена:
- Подготовительный
- Бескислородный
- Кислородное расщепление.
Первый этап – подготовительный.
Что происходит с органическими веществами в процессе пищеварения?
- Сложные органические вещества расщепляются до простых соединений или мономеров
Белки----------аминокислоты
Липиды--------глицерин + жирные кислоты
Углеводы------глюкоза
Мономеры вместе с кровью поступают в клетки, где претерпевают дальнейшие изменения.
Что такое анаболизм?
Что такое катаболизм?
Как взаимосвязаны анаболизм и катаболизм в едином процессе обмена веществ?
Наиболее энергетически ценными из органических веществ являются углеводы, в частности глюкоза. Образование АТФ происходит главным образом в митохондриях.
АТФ – важнейшее органическое соединение, обеспечивающее энергией все клеточные функции.
АТФ: | аденин ---------- | рибоза ---------- | 3 остатка фосф. к-ты |
азотистое | углевод | ||
основание |
Ковалентные полярные связи между остатками фосфорной кислоты в АТФ очень богаты энергией, поэтому они называются макроэргическими. Молекула АТФ может отщеплять от себя 3-й и 2-й фосфорные остатки, разрывая химические связи между ними. При этом она превращается сначала в АДФ, а затем в АМФ. Это превращение сопровождается выделением больщого количества энергии.
АТФ = АДФ + Н3РО4
АДФ = АМФ + Н3РО4
Второй этап – гликолиз.
Осуществляется без участия кислорода, поэтому его ещё называют бескислородный или неполное расщепление. Образуется промежуточный продукт – пировиноградную кислоту, которая в дальнейшем в животных клетках превращается в молочную кислоту.
С6Н12О6 + 2Н3РО4 + 2АДФ = 2С3Н6О3 + 2АТФ +2Н2О | |||
С6Н12О6 = 2С3Н4О3 +4Н + 2АТФ | |||
С6Н12О6 = 2С3Н4О3 = 2С3Н6О3 | |||
Глюкоза | ПВК | Молочная | Кислота |
Обязательными участниками гликолиза обязательно являются АДФ и Н3РО4. Оба эти вещества всегда имеются в клетке, так как они образуются в результате её жизнедеятельности. В процессе гликолиза из одной молекулы глюкозы образуются 2 молекулы АТФ.
Гликолиз – сложный многоступенчатый процесс, состоящий из 10 следующих друг за другом реакций. Каждую реакцию катализирует свой особый фермент. В результате освобождается небольшое количество энергии порядка 200 кДж/моль глюкозы. 60% данной энергии рассеивается в виде тепла, а 40% - идет на синтез АТФ.
В клетках человека и животных глюкоза расщепляется до молочной кислоты. Этот вид гликолиза присущ некоторым видам бактерий и грибков и лежит в основе приготовления кислого молока, простокваши, кефира и др. молочнокислых продуктов питания.
Дрожжевые грибки в процессе синтеза АТФ расщепляют глюкозу до Этилового спирта и СО2. Происходит спиртовое брожение. Промежуточные реакции гликолиза и спиртового брожения сходны, но конечные продукты различны. На спиртовом брожении основано приготовление вина, пива, кваса. Тесто, замешанное на дрожжах, даёт пористый, вкусный хлеб.
С6Н12О6 + 2Н3РО4 + 2АДФ = 2С2Н5ОН + 2СО2 + 2Н20 + 2АТФ
Выполнить задания:
Задание 1.
Сколько молекул глюкозы необходимо расщепить без участия кислорода, чтобы получить 18 молекул АТФ:
А) 18
Б) 36
В) 9
Г) 27
Задание 2.
На первом этапе своего расщепления глюкоза:
А) окисляется до углекислого газа и воды
Б) не изменяется
В) подвергается брожению
Г) расщепляется до двух трёхуглеродных молекул.
Третий этап– кислородное расщепдение.
Третий этап энергетического обмена – кислородное расщепдение. Данный этап происходит при участии кислорода и воды поэтому его ещё называют аэробное дыхание и гидролиз. Аэробное дыхание осуществляется в митохондриях. Для того, чтобы понять механизм аэробного дыхания, нужно вспомнить строение митохондрий.
(Один учащийся рассказывает о строении митохондрий.)
Аэробное дыхание связано с матриксом митохондрий и внутренней мембраной. В этом процесс принимают участие, кроме субстратов ещё
- ферменты
- молекулы-переносчики
- молекулярный кислород
- вода.
Основное условие нормального течения кислородного процесса - целостность митохондриальных мембран
В процессе аэробного дыхания расщеплению подвергается молочная кислота. Она проникает в митохондрии, где она полностью разрушается.
C3H6O3+3H2O=3CO2+12H
Этот процесс можно разделить на три стадии:
1) Окислительное декарбоксилирование
2) Цикл Кребса
3) Электронтранспортная цепь.
1). Окислительное декарбоксилирование. Пировиноградная кислота соединяется с веществом, которое называют коферментом А, в результате чего образуется ацетилкофермент А. При этом от пировиногадной кислоты отщепляются молекулы СО2 и атомы Н. Атомы водорода запасаются в виде НАД*Н2. НАД*Н2 направляется в дыхательную цепь митохондрии. СО2 удаляется в окружающую среду как побочный продукт реакции.
С3Н4О3 + КоА + НАД = СО2 + Ацетил-КоА + НАД*Н2
2). Цикл Кребса- цикл трикарбоновых кислот, назван в честь англ. учёного Ганса Кребса, открывшего этот процесс. Цикл Кребса протекает в матриксе митохондрий. При взаимодействии ацетил-КоА с щавелево-уксусной кислотой образуется лимонная кислота. Далее осуществляется ряд превращений, заканчивающихся образованием щавелево-уксусной кислоты для нового цикла. Кроме этого выделяется две молекулы СО2, одна молекула АТФ и четыре пары атомов Н. Водородные атомы присоединяются к НАД и попадают в дыхательную цепь.
3). Электронтранспортная цепь осуществляется на внутренней мембране митохондрий. Атомы водорода молекулами-переносчиками переносятся во внутреннюю митохондриальную мембрану, где они окисляются, т.е. теряют электроны.
Н - е = Н+
Электроны и ионы водорода с помощью молекул-переносчиков транспортируются в противоположные стороны: электроны – на внутреннюю сторону мембраны, а ионы водорода – на наружную сторону.
Неповреждённая митохондриальная мембрана для ионов непроницаема, поэтому на наружной стороне мембраны нарастает концентрация ионов водорода. Вследствие увеличения концентрации протонов эта сторона приобретает положительный заряд. Электроны в свою очередь молекулами переносчиками переправляются на внутреннюю мембрану, где они соединяются с кислородом.
О2 + е =О-2
Молекулярный кислород диффундирует в митохондрии из окружающей среды. Следовательно, катионы водорода и ионы кислорода по обе стороны мембраны создают разноимённо заряженное электрическое поле.
В некоторых участках мембраны встроены молекулы фермента, синтезирующего АТФ (АТФ-синтетаза). В молекуле АТФ-синтетазы имеется канал, через который могут пройти протоны водорода. Это происходит только в том случае, если разность потенциалов достигнет порядка 200мВ.При достижении этого значения протоны силой электрического поля проталкиваются через протонный канал в молекуле АТФ-синтетазы на внутреннюю сторону мембраны. На внутренней стороне мембраны протоны водорода взаимодействуют с ионами кислорода и образуют воду:
О-2 + 4Н+ = 2 Н2О
При прохождении ионов водорода через канал в молекуле АТФ-синтетазы происходит синтез АТФ из АДФ и фосфорной кислоты.
Многие реакции кислородного расщепления сопровождаются освобождением энергии. В сумме это довольно большая величина -2600кДж на каждые 2 моля молочной кислоты. 45% этой энергии рассеивается в виде теплоты, а 55% - сберегается в виде АТФ.
Процесс кислородного расщепления выражается уравнением:
2С3Н6О3 + 6О2 + 36АДФ+36Н3РО4= 6СО2 +6Н2О + 36АТФ+36Н2О
Просуммировав это уравнение с уравнением гликолиза получим итоговое уравнение:
С6Н12О6 + 2АДФ + 2Н3РО4= 2С3Н6О3 + 2АТФ+2Н2О
2С3Н6О3 +6О2 +36АДФ+36Н3РО4 = 6СО2+36АТФ+42Н2О
_____________________________________________________________
С6Н12О6+6О2+38АДФ+38Н3РО4=6СО2 + 38АТФ + 44Н2О
Это уравнение показывает, что в результате полного расщепления глюкозы образуются конечные продукты распада – вода и углекислый газ, а самое главное – синтезируется 38 молекул АТФ, в которых запасается большая часть энергии.
Задание 1:
Окисление ПВК при аэробном дыхании происходит в:
A. хлоропластах
B. цитоплазме
C. матриксе
D. митохондриях
Задание 2: Ступенчатость окисления глюкозы позволяет:
A. Получить больше энергии
B. Предохранить клетку от перегрева
C. Экономнее расходовать кислород
D. Сократить количество получаемой энергии.
Таким образом можно сделать выводы:
- Синтез АТФ в процессе гликолиза не нуждается в мембранах. Он идёт в пробирке , если имеются все необходимые субстраты и ферменты.
- Для осуществления кислородного процесса необходимо наличие неповреждённых митохондриальных мембран
- Расщепление в клетке 1 молекулы глюкозы до СО2 и Н2О обеспечивает синтез 38 молекул АТФ
Закрепление:
Задание №1. Заполните пропуски в тексте:
Органические вещества образуются в растительных клетках из __________ и ________ в процессе ______________.
Животные получают эти вещества в _____________________________.
В клетках гетеротрофных организмов при _______________________ органических веществ их энергия переходит в энергию _______________. При этом гетеротрофные организмы выделяют _____________ и __________ .
Задание №2. Укажите пункт, в котором правильно записан процесс расщепления органических веществ в организме животного:
А) белки —> нуклеотиды —> углекислый газ и вода
Б) жиры —> глицерин + жирные кислоты —> углекислый газ и вода
В) углеводы —> моносахариды —> дисахариды —> углекислый газ и вода
Г) белки —> аминокислоты —> вода и аммиак.
Задание №3. На первом этапе своего расщепления глюкоза:
А) окисляется до углекислого газа и воды
Б) не изменяется
В) подвергается брожению
Г) расщепляется до двух трёхуглеродных молекул.
Задание №4. Окисление ПВК при аэробном дыхании происходит в:
A. хлоропластах
B. цитоплазме
C. матриксе
D. митохондриях
Задание №5. Ступенчатость окисления глюкозы позволяет:
A. Получить больше энергии
B. Предохранить клетку от перегрева
C. Экономнее расходовать кислород
D. Сократить количество получаемой энергии
Задание №6. Где протекает синтез АТФ:
A. хлоропластах
B. цитоплазме
C. матриксе
D. митохондриях
Задание №7.Анаэробный гликолиз происходит в:
А) клетках мыщц при накоплении молочной кислоты
Б) митохондриях при образовании АТф
В) эритроцитах человека
Г) хлоропластах в световой фазе
Задание №8. Получают энергию за счёт анаэробного гликолиза:
А) камбала
Б) бычий цепень
В) глюкоза
Г) воробей
Задание №9. Если сравнить АТФ с аккумулятором, то в каком случае “аккумулятор” заряжается, а каком разряжается.