Цели:
- Познакомить учащихся с существительными, которые имеют форму только множественного числа, научить находить и употреблять их в речи.
- Повторить род, число, падеж существительных, написание И – Ы после Ц.
- Отработать орфографические, пунктуационные навыки.
- Расширить кругозор учащихся.
- Привить интерес к урокам русского языка с помощью игры.
Оборудование: графопроектор, карта Ханты – Мансийского Округа.
I. Оргмомент.
II. Сообщение целей, темы урока.
На сегодняшнем уроке мы с вами повторим пройденный материал, познакомимся с новым правилом и даже поиграем.
Повторение.
А сейчас давайте проверим домашнее задание.
Вопрос: Что было задано? (Упражнение 502).
Какое задание?
а) Один ученик определяет род, число, падеж прилагательных и падеж существительных
Яблочное повидло – хорошая начинка для пирожков.
У яблочного повидла приятный вкус. На полке стояла банка
с яблочным повидлом. В буфете продавались пирожки с яблочным повидлом.
б) Грамматический разбор предложения.
Яблочное повидло – хорошая начинка для пирожков.
Вопросы:
- Что называется именем существительным?
- Объясните написание вставленных орфограмм.
- Как пишутся имена собственные?
в) Индивидуальная работа. Карточка.
Задание: Вставить пропущенные орфограммы.
Реш..тка, ш..колад, ш..рох, предл..гать, ц..пленок, расч..ска, распол..жить, ц..рк, милиц..я, Ц..нгалы.
III. Новый материал.
А сегодня мы с вами продолжим знакомство с именем существительным. С начальной школы вы знаете, что имена существительные имеют форму единственного и множественного числа. Давайте приведем примеры (стол – столы).
А вот сегодня мы узнаем еще одну тайну русского языка.
Оказывается, в русском языке есть много слов, которые имеют форму только множественного числа.
Запись числа, темы урока.
2. Работа с учебником. Параграф 94.
(Работа с иллюстрациями).
а) Что мы видим на этих иллюстрациях?
б) Работа по карте.
А сейчас, ребята, попробуйте найти населенные пункты во множественном числе, назовите их.
в) А теперь обратимся к карте нашего Ханты – Мансийского Округа и найдем названия населенных пунктов во множественном числе.
- Цингалы
- Ярки
- Базьяны
- Тюли
Вопросы: Как будем писать названия населенных пунктов?
Запись в тетради.
1. Населенные пункты: Цингалы, Ярки, Базьяны, Тюли.
Вопрос: О какой орфограмме в названии поселка Цингалы мы не должны забывать?
А задумывались ли вы, почему так называется наш поселок? (Сообщение ученика).
Что устали? Может зайдем в кафе.
(Работа с открытками, на которых изображены блюда).
2. Блюда: щи из свежей капусты.
Спагетти под орехово-творожным соусом
Трюфели.
Подкрепились. Заглянем теперь в нашу мастерскую.
(Сообщение ученика об инструментах).
3. Инструменты: тиски, ножницы, плоскогубцы, опилки.
IV. Закрепление. Самостоятельная работа.
Упражнение 509.
Задание: Выписать существительные только во множественном числе.
Ворота, заморозки, похороны, тиски, хлопоты, чернила.
(Проверка с помощью графопроектора).
Кто не допустил ни одной ошибки?
V. Итог. С чем мы сегодня познакомились?
VI. Домашнее задание. Упражнение 507. Объяснение задания, значения слов ворота, чернила. Оценки.