Музей вредных привычек. "Поговорим об этикете" (разработка для 3-х классов)

Разделы: Начальная школа


Музей вредных привычек. «Поговорим об этикете»
(разработка для 3 классов)

Тогда лишь вежливости жесты хороши,
Когда идут у человека от души

.
Цель: формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость; развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей; воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.

(Принимают участие команды по 8 человек, остальные участники - зрители)

Ход мероприятия

Ведущий: Начнем издалека. Ну, скажем, с Тихого oкeaнa. Представьте себе: на какой-нибудь необитаемый остров попал человек. Один-одинешенек! Кругом ни души! Что хочу, то и делаю!
А представьте себе всю жизнь быть одному! Брр! Словом, мы живем в обществе. И как раз потому, что нас так много и мы живем все рядом, мы видим не только самих себя, но и тех, кто нас окружает, все должны жить в мире и согласии и протягивать друг другу руку помощи - вот как раз, поэтому мы не можем делать все, что нам вздумается. Поэтому существуют определенные правила поведения, которые все вместе называются красивым словом - этикет.

Всем испортить настроенье
Может наше поведенье.
Коля с Катей побранились
До сих пор не помирились.
Толя Вадика толкнул ­
Тот в тарелку нос макнул.
И расхвасталась Наташа:
«Я умнее вас и краше!»
Не слыхали эти дети
Ничего об этикете
И плохого в том не видят,
Что кого-нибудь обидят.
Чтобы легче нам жилось,
Часто плакать не пришлось,
Мой вам дружеский совет:
Соблюдайте этикет!

- А как вы думаете, что такое этикет? (Ответы учащихся)

(Этикет - это слово французского происхождения и вошло в жизнь людей в XIV веке, но правила отношений между людьми имеют более длительную историю. Ведь даже первобытному человеку приходилось общаться с себе подобными. Этикет - это воспитанность, умение вести себя в обществе, хорошие манеры, вежливость.)

- А что такое вежливость? доброта?(Ответы учащихся.)

(до 16 в. в русском языке широко употреблялось слово «вежа». Вежа - человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке.)

Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Доброта - это стремление человека дать счастье всем людям, всему человечеству.

Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы,
Вы, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы - то есть сами!
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы,
На тех, кто послабее,
Вы нападать не будете
Пред сильными робея.

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в музей «Вредных привычек».

Ребята, вам нравится это название? Нет! Давайте попробуем избавиться от вредных привычек, которые практически присущи нам всем.

I зал – Говори правильно!

УДАРЕНИЕ (миниатюра)

(3 «В» класс) (Приложение № 1)

Ударный слог, ударный слог,
Он назван так недаром,
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит.
Следи за поведеньем молотка,
Держи в руках его, озорника!

Шутник он, невидимка-молоток,
Тук!- и ударил в безударный слог…
И сразу же исчез огромный за/мок
И появился маленький замо/к.

- Послушай, молоток, не путай слоги,
Опять, озорничая, не солги! -
Нет, снова – тук!.. Шли по морю пи/роги,
Вдруг вместо них поплыли пироги/.

Мы в слове слог ударный
Найдем э-ле-мен-тар-но!
А когда его найдем,
Громче всех произнесём!

Ошибка в ударении
Граничит с преступлением.
Пускай запомнит это млад и стар.
Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно, ставить под удар.

- Правильная, культурная речь – также является частью этикета.

- Задание: Расставить ударение в словах и правильно их произнести.

МУЗЕЙ КИЛОМЕРТ КОНЕЧНО (ШН) СТОЛЯР
СЧАСТЬЕ (Щ) ПОРТФЕЛЬ ЗВОНИТ ЩАВЕЛЬ

II зал – Вежливых слов.

(Сценка 3 «В» класс) (Приложение № 2)

- Владение речевым этикетом предполагает умение правильно выбирать вежливые слова в разных ситуациях.
Вежливость - это выражение добрых отношений между людьми. Правила этикета вырабатывались на протяжении многих столетий. В старину вежливое обращение людей могло звучать иначе, чем сейчас, например, у Пушкина в сказке "О царе Салтане":

"Князь им вымолвил тогда:
- Добрый путь вам, господа!".

Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами:

  • Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … /спасибо/.
  • Зазеленеет старый пень, когда услышит … /добрый день/.
  • Если больше есть не в силах, скажем маме мы … / спасибо/.
  • Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … /здравствуйте/.
  • Когда нас бранят за шалости, говорим … /прости, пожалуйста/.
  • И во Франции, и в Дании На прощанье говорят... (до свидания).

- Итак, почему никак нельзя прожить без вежливости?

Слова: «До свиданья!»,
«Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте» ­
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.
В троллейбусе,
В парке, В школе, И дома.
Слова эти очень
И очень важны.
Они человеку
Как воздух Нужны.
Без них невозможно
На свете прожить.
Слова эти надо
С улыбкой дарить.

- Буратино и Мальвина дарят вам правила вежливости. (Приложение №3)

III зал – Добрых улыбок.

(Сценка «Учтивый разговор В.Левин, 3 «А» класс») (Приложение № 4)

- Мы с вами находимся в непростом зале. Как вы думаете, почему он так называется?
- Читали ли вы когда-нибудь «Вредные советы Г. Остера»? Почему они так называются?
- Давайте мы с вами попробуем переделать эти советы в полезные.

(Приложение № 5)

IV зал – «Достоинства и недостатки»

Если будешь ты стремиться
Распорядок выполнять –
Будешь лучше ты учиться,
Лучше будешь отдыхать.

- А многие из нас не умеют выполнять распорядок дня, не берегут время, зря тратят не только минуты, но и целые часы. А чтобы научиться беречь время, нужно правильно организовать свой режим дня. Посмотрите эту сценку, может быть, кто-то узнает себя в этих персонажах.

(сценка 3 «Г» класса) (Приложение № 6)

1 задание:

- На листочках записаны разные качества характера человека. Выберите только те качества, которые на ваш взгляд присущи вежливому, доброму, культурному человеку.
бережливость, лень, терпение, правдивость, лживость, грубость, плаксивость, гордыня, гордость, драчливость, хвастливость, опрятность, вежливость, самолюбие, самовлюбленность, грызть ногти, шмыгать носом, мыть руки, чистить обувь.

2 задание: «Ваши действия»

Иногда бывает, что мы попадаем в неприятную ситуацию. Как правильно выйти из нее?

  • Друг дал вам поиграть в игру. Вы случайно ее сломали. Ваши действия?
  • Вы разбирались в книжном шкафу, обнаружили книгу, которую друг вам дал почитать и уже забыл, наверное, о ней. Ваши действия?
  • Вы, находясь в гостях, уронили на соседа тарелку с салатом. Ваши действия?
  • Вы спешили на урок и в коридоре столкнулись лбами. Вам ужасно больно. Ваши действия?

V зал – Правила поведения. «Сами создаем правила поведения»

(Сценка 3 «Б» класса) (Приложение №7)

1 задание

- А теперь задачи не на сложение. Задачи на уважение.

  • Мальчик крикнул прохожему: «Сколько время?» Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Какие?

(Мальчик должен был спросить: «Извините пожалуйста, не смогли бы вы сказать, который час?»)

  • Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет?

(Обычно дорогу уступает тот, кто вежливее.)

2 задание

- Сформулировать и записать правила поведения: (на листочках)

- Как вести себя на игровой площадке.
- Как вести себя за столом.
- Как вести себя со взрослыми.
- Как вести себя в транспорте.

- Действительно воспитанный человек знает правила хорошего поведения, в обществе он бесконечно вежлив и думает так же, как поступает. Внутренне он так же порядочен, как и внешне. Я хочу каждому классу подарить правилами этикета. Познакомьтесь с этими «НЕ» повнимательнее. (Приложение № 8)

- Вот и подошло к концу наше путешествие по залам музея. Ребята, а не захотелось ли вам исправить название нашего музея? «Музей ………… привычек».

( Добрых, нужных, хороших… )

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда,
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!

- В заключение нашего мероприятия я всех вас хочу наградить Медалью «Рыцарь Доброе сердце». Я думаю, что сегодня ваши сердца стали добрее. Но мы должны все вместе произнести клятву рыцарей.

Клятва рыцарей.

Клянемся рыцарями быть!
Всегда "спасибо" говорить,
"День добрый ", "До свиданья "!
Нет в мире лучше званья.
Клянемся рыцарями быть!
И лень, и грубость позабыть.
И говорить прилично ­
Клянемся каждый лично!
Клянемся рыцарями быть!
В борьбе со злом добро добыть,
Невежд разить мечом волшебным ­
И строгим словом, и целебным.

(Всем вручается медаль)