Цели урока:
- способствовать развитию навыка правописания не с глаголами;
- содействовать развитию графического навыка и каллиграфического подчерка;
- создать условия для совершенствования знаний о частях речи;
- продолжить работу над фразеологизмами и пословицами;
- закрепить знания о правилах дорожного движения;
- обобщить знания о видах транспорта и о ГИБДД;
- развивать умение работать в группе, умение сотрудничать и помогать друг другу.
Ход урока
Учитель:
Урок с игры я начинаю,
Всех в части речи превращаю.
1 ряд – глагол;
2 ряд – имя существительное;
3 ряд – имя прилагательное.
Учитель: На дом было дано задание составить текст-рассуждение и защитить свою часть речи. Доказать, что
- глагол – самая живая часть речи;
- имя существительное – самая важная часть речи;
- имя прилагательное – самая красивая часть речи.
Ученики работая в группах по рядам, выбирают самые удачные (на их взгляд) предложения. Один из группы защищает свой ряд.
“Все части речи примут активное участие в уроке, но ведущее место займет глагол”, - заключает учитель.
Учитель: Гуляя по улице Рифмы, поиграем в игру “Подскажи словечко”. (см. приложение №1)
Он и в поле, и на стройке,
Он почетный трудовик.
Тяжесть он выносит стойко,
Возит грузы … (грузовик).Я по России протекаю,
Я всем известна, но, когда
Ко мне прибавить гласную с краю,
Своё значенье я меняю
И птицей становлюсь тогда. (и-Волга)3. Напомни ротозею строго:
“Стоп! Здесь проезжая дорога!
Кто так на улице резвится,
Потом окажется в … (больнице).Очень нужен он в пути,
Где дорогу перейти?
Он расскажет “что” и “как”,
Звать его … (дорожный знак).Там, где есть машин поток,
Дорожных знаков много,
Постовой свистит в свисток,
Значит там - … (дорога).
Учитель: В записанных словах поставьте ударение и обозначьте безударную гласную. Объясните её правописание. Составьте из этих слов аббревиатуру.
Получилось: ГБДД (см. приложение №2)
Учитель: Кто из ребят может объяснить значение этого нового слова.
Запись на доске:
Г – государственная;
И – инспекция
Б – безопасного
Д – дорожного
Д – движения
Учитель: С улицы Рифмы мы попадаем на площадь Светофора. Он составил для вас предложение:
Кто меня признает,
Тот в беду попадет.
Учитель: Все ли правильно здесь написано?
Дети объясняют. Предлагают свои варианты:
Кто меня признает,
Тот в беду не попадет
или
Кто меня не признает,
Тот в беду попадет.
- Какой смысл вносит частица НЕ? Как она пишется с глаголом?
Дети самостоятельно предлагают тему и цели урока.
Учитель нацеливает детей на работу:
Дружит НЕ с глаголом?
ВСЕ:
НЕТ! Это вовсе не секрет!
И глагол дружить не стал.
Между ними интервал.
Дети читают еще раз стихотворение Светофора, движениями рук показывают интервал между глаголом и частицей НЕ. Далее учитель дает задание: написать любой вариант загадки. Проверка написанного.
Учитель продолжает: Светофор дает нам мудрые наставления, и мы отправляемся на перекресток Незнайки. Незнайка составил памятку для пешехода, но как всегда все перепутал. Вы должны изменить текст, чтобы смысл в нем был отрицательный, чтобы были глаголы с частицей НЕ.
Чтение всех стихов цепочкой. В тетради записать любые два четверостишья.
Делаем ребятам предостереженье:
Выучите правила движения!
Чтоб волновались каждый день родители,
Чтоб спокойны были за рулем водители.Правил дорожных
На свете немало.
Все бы их выучить
Нам мешало.На мостовой – играть, кататься,
Если здоровым хочешь остаться!
Правила эти помни всегда,
Чтоб случилась с тобою беда!Как бы ни был труден путь,
Ты в дороге вежлив будь.
Место старшим или старым
Уступить позабудь!Странная зебра:
Ест и пьёт,
Но без питья и еды
Умрет. (пешеходный переход)Глупо думать: “Как-нибудь
Проскочу трамвайный путь”.
Никогда забывай,
Что быстрей тебя трамвай!С площадки трамвая сходя, забудь
Направо взглянуть: безопасен ли путь?
Трамвай ты сзади огибай,
Легко под встречный попасть трамвай!Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, желтый, голубой -
Угнаться за тобой!На проезжей части, дети,
Играйте в игры эти.
Бегать можно без оглядки
Во дворе и на площадке.Висни на машине лучше -
Грозит тебе несчастный случай.
Учитель: Нас ждут в тупике Физкультминутки. (Звучит музыка танца “Маленьких утят”)
Ходить по улице опасно.
Когда у вас вниманья нет.
Но есть, друзья, зеленый,
Красный,
И очень нужный желтый свет!
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день, и ночь
Зеленый, желтый, красный!
Учитель: Хорошо знакомые цвета светофора приглашают вас потанцевать. А мы посмотрим, какие вы внимательные. Если горит зеленый, танцуем веселее, активнее двигаясь, если желтый, танцуем медленнее, если красный – погрозим друг другу пальцем: нельзя идти! Стой! Путь опасен!
У учителя в руках действующая модель светофора. Он показывает различные цвета светофора.
Учитель сообщает, что зеленая улица привела класс на поляну Пословиц. Игра “Добавь слово”. Дети добавляют по смыслу слово – глагол.
Работа ТСО. На диапроэкторе высвечиваются пословицы.
Друзей и водой … (не разольешь)
Без беды друга … (не узнаешь)
Дружбу на деньги … (не купишь)
Дружбой дорожи, забывать … (не спеши)
Хорошие друзья в беде … (не оставят)
Новых друзей наживай, а старых … (не теряй)
Учитель: О чем эти пословицы?
- Как вы их понимаете?
- Нам всем надо следовать этим советам.
- Задание: записать глаголы с частицей НЕ.
- Продолжая свой маршрут по зеленой улице, мы подошли к подножию горы Орфография. (см. приложение № 3)
- Определите, на какое правило слова из 1 столбика? Из 2? И т.д.
- Из слов каждой строки составьте предложения, в третью добавьте слово “просторам”.
- Прочитайте получившийся текст.
Сегодня Илья участвовал в спортивном кроссе. Разделил с друзьями радостную долгожданную победу. Вместе с классом шагал по необъятным просторам неизвестного. Давал объяснения, выполнял письменные работы.
Учитель: Докажите, что это текст. Озаглавьте его.
- Но перед нами стоит главная задача: изменить текст, используя частицу не с глаголами.
- Что могло случиться с Ильёй?
- Может ли быть концом текста такое предложение: Хорошо, когда рядом чувствуешь добрые сердца друзей?
Творческое задание.
Учитель: Мы с вами попадаем в парк Творчество.
- Из пословиц, записанных на уроке, выбрать для заголовка такую, которая могла бы быть названием этого текста.
Хорошие друзья и в беде не оставят.
Сегодня Илья не участвовал в спортивном кроссе, не разделил с друзьями радостную долгожданную победу. Не шагал вместе с классом по необъятным просторам неизвестного, не давал устных объяснений, не выполнял письменные работы. Илья болел.
Но друзья не оставили его в беде. Они навестили товарища, развеяли грустные мысли. Подняли настроение.
Хорошо, когда рядом чувствуешь добрые сердца друзей!
- Проверка написания трудных слов.
ИТОГ УРОКА.
Рефлексия: учитель рассказывает притчу о трёх строителях.
Все строители участвовали в строительстве здания.
1 строитель сказал: -Я весь день таскал кирпичи и булыжники.
2 строитель сказал: - Я весь день клал кирпичик к кирпичику.
А 3 строитель сказал: - Я весь день строил храм.
Учитель: Кем вы были сегодня на уроке? Таскали кирпичи? Клали стену? Или строили храм? Какой строитель вам ближе по настроению?