Открытый урок по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Разделы: Математика


Предмет: алгебра и начала анализа.

Класс: 10 А.

Учебник: Алгебра и начала анализа 10 класс. Авторы: Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В., Ткачёва М.В., Федорова Н.Е., Шабунин М.И.. – М.: Мнемозина, 2006г.

Программа: Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5 -11 класс/ Составили Кузнецова Г.Н., Миндюк Н.Г. – М.: Дрофа, 2004 г.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.

Цели и задачи урока.

Образовательные:

  • закрепить навык решения простейших тригонометрических уравнений вида cos x = a, sin x = a, расширить и углубить знания по данной теме.

Развивающие:

  • развитие логического мышления учащихся, развитие памяти, внимания, монологической речи, умения рассуждать, выделять главное, самостоятельно приобретать знания, навыки и применять их на практике,
  • развитие умения давать объективную самооценку,
  • научить применять знакомые формулы в измененных условиях,
  • расширить кругозор сведениями из истории тригонометрии.

Воспитательные:

  • воспитание уважительного отношения к одноклассникам,
  • формирование самостоятельности,
  • развитие эстетического вкуса учащихся, аккуратности, внимательности, создание успеха,
  • оспитание интереса к математике.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор и экран,
  • таблицы с заданиями,
  • магнитная доска с магнитами,
  • портреты математиков,
  • дидактические материалы.

План урока с хронометражем.

Содержание урока Время
1

2

3

4

5

6

7

8

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Доклады учащихся

Закрепление первичных ЗУН

Организация коллективной работы

Самостоятельная работа

Подведение итога урока

Информация о домашнем задании

1 мин

9 мин

5 мин

7 мин

9 мин

12 мин

1 мин

1 мин

Презентация

Ход урока Обоснование деятельности учителя Прогнозируемая деятельность учеников
1. Орг. момент:

Взаимное приветствие учителя и учащихся, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку. Учитель объявляет о рейтинговой системе оценки на уроке, формулирует тему и цель урока.

Цель урока: закрепить навык решения простейших тригонометрических уравнений вида

cos x = a, sin x = a и научиться применять известные формулы для решения более сложных уравнений.

2. Проверка домашнего задания:

Проверка теоретических знаний по материалу §§ 37 – 38 проводится в виде теста.

Тест

Подготовка учащихся к работе на уроке. Готовность класса к работе.

Записывают в тетрадь число и тему урока.

Вариант – I

1) Все корни уравнения находятся по формуле

А) x = (-1)n arccos a + 2; kZk

Б) x = ± arccos a + 2k; kZ

В) x = (-1)n arccos a + k; kZ

Г) x = ± arccos a + k; kZ

2) Решить уравнение

А)

Б)

В)

Г)

3) Найдите корни уравнения

А)

Б)

В)

Г)

4) Дополните формулу

А)

Б)

В)

Г)

5) Укажите решение уравнения:

А)

Б)

В)

Г)

6) Вычислите

А) 0

Б) 3 - 2

В) -3

Г) 3

Вариант – II

1) Все корни уравнения находятся по формуле

А) x = ± arcsin a + 2k; kZ

Б) x = ± arcsin a + k; kZ

В) x = (-1)n arcsin a + k; kZ

Г) x = (-1)n arcsin a + 2k; kZ

2) Решить уравнение

А)

Б)

В)

Г)

3) Найдите корни уравнения

А)

Б)

В)

Г)

4) Дополните формулу

А)

Б)

В)

Г)

5) Укажите решение уравнения:

А)

Б)

В)

Г)

Раздаёт листы с заданиями, оказывает консультации учащимся по заполнению листов с ответами. Знакомятся с тестом, прорешивают задания, заносят ответы в две одинаковые карточки, одну сдают для проверки учителю, вторую оставляют для самопроверки.
6) Вычислите

А)

Б)

В)

Г)

Организует самопроверку.

Ответы на мультимедийном экране.

Выставляют самооценку. Норма самооценки на мультимедийном экране.
3. Доклады учащихся:

Одним из творческих заданий было – подготовить сообщение по истории тригонометрии. Учащиеся выступают с короткими (2-3 мин) сообщениями. На доске – портреты математиков.

Организует работу учеников, заранее выясняет темы сообщений и очерёдность выступлений. Выступают с сообщениями у доски, используя мультимедийный экран.
4. Закрепление первичных ЗУН:

Дидактическая игра “Завод”.

Учащиеся разбиваются на 3 группы по уровню усвоения материала.

1 группа (слабые) “Конструкторское бюро” - придумывают уравнения, записывают их на листах и передают второй группе.

2 группа (средние) “Сборочный цех” - решают уравнения по алгоритму и передают для проверки 3 группе.

3 группа (сильные) “ОТК” - проверяют решение, оценивают его или приводят правильное решение.

Динамическая пауза

Объясняет правила проведения игры, оказывает консультации, делит класс на команды, подводит итог игры. Выполняют поставленные задачи.
5. Организация коллективной работы:

Работа проводится по трём группам.

1 группа выполняет задание “Заполни пропуски”

2 группа выполняет № 763(2), 764(2), 765(2) в тетрадях, по одному человеку выходят к доске.

3 группа делает № 739, 766 в тетрадях.

Даёт задания каждой группе, организует работу на местах, вызывает к доске. Выполняют предложенные задания. 1 группа проводит самопроверку, используя ответы на мультимедийном экране.
6. Самостоятельная работа:

1 и 2 варианты раздаются “слабым” и “средним” учащимся, 3 вариант получают “сильные” ученики.

Вариант - I

Решить уравнения

1)

2)

3)

4)

5)

Оказывает консультацию.  
Вариант - II

Решить уравнения

1)

2)

3)

4)

5)

Вариант - III

Решить уравнения

1)

2)

3)

4)

5)

Рассаживает учащихся по местам, раздаёт дидактические материалы, учитывает внутриклассную дифференциацию. Выполняют самостоятельную работу в тетрадях, сдают для проверки учителю.
7. Подведение итога урока:

Анализируется работа каждого ученика на уроке отдельно и в составе групп, даётся информация о последующих темах.

Комментирует работу учеников на уроке, выставляет оценки за работу у доски, за доклады, за работу в группах. Консультанты заполняют “Лист рейтинга”.
8. Информация о домашнем задании:

Предлагается тренажёр для отработки навыков решения простейших тригонометрических уравнений. <Приложение 2>

Комментирует домашнее задание. Записывают задание в дневник.