Цель:
1) активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации;
2) развивать умения учащихся:
а) самостоятельно определять свои знания-незнания по теме;
б) работать в парах;
в) анализировать полученную информацию;
г) систематизировать материал в кластер.
Применяемая технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Приемы: индивидуальная работа, работа в парах, составление кластера, творческая работа, словарная работа.
Ход урока
1. Лексический диктант.
а) временный или постоянный орган при каком-нибудь учреждении для решения и исполнения каких-нибудь задач, поручений; (комиссия)
б) орган более или менее постоянного типа, образованного для работы в какой-нибудь специальной области; (комитет)
в) в странах Западной Европы – весенний народный праздник, сопровождающийся маскировкой и мимическими играми; (карнавал)
г) собрание, совещание представителей каких-нибудь государств, научных, общественных, учебных организаций для обсуждения каких-нибудь вопросов; (конференция)
д) съезд, преимущественно международного характера, название парламента в США и некоторых других странах (конгресс).
Самопроверка.
2. Учитель: разберем слово художественный по составу, найдем однокоренные слова и тоже разберем по составу (художественно, художественность).
Составим словосочетания с разными видами подчинительной связи.
Итак, тема урока «Стиль художественной литературы».
3) Стадия вызова.
На доске записаны слова:
образность
эмоциональность
живая картина
душа
воображение
воздействовать
- Составьте текст, используя данные слова, все они относятся к теме нашего урока.
(индивидуальная работа) 2-3 человека читают получившийся текст.
4) Стадия осмысления. Дается текст, учащиеся читают, затем составляют кластер, сначала индивидуально, затем работают в парах.
Текст:
Стиль художественной литературы (его называют также художественным стилем, языком художественной литературы) занимает особое место среди стилей русского языка. Писатели в своих произведениях воссоздают человеческую жизнь в ее самых различных проявлениях (т.е. сообщают, рассказывают о чем-то) однако это воспроизведение не является простой фотографией, копией наблюдаемых художником фактов. Писатель, повествуя, стремится одновременно повлиять и на мысли, и на чувства читателей, воздействовать на них путем создания убедительных, запоминающихся образов. Для успешного решения этой задачи, для правдивого, реалистического показа действительности в художественном произведении могут быть использованы самые различные языковые средства. В подобных же целях для создания у читателей отчетливых представлений об эпохе, месте действия, быте писатель может включить устаревшие слова и слова местных говоров, диалектов.
В художественных произведениях широко используются слова в переносных значениях: яркие эпитеты, выразительные метафоры.
Таким образом, состав языковых средств, используемых в стиле художественной литературы, очень широк.
Автор чаше всего не дает прямых оценок событиям, героям или их действиям: Читатель сам должен это сделать. Авторская оценка раскрывается косвенно через портрет героя, речь, пейзаж, интерьер и т.д. Функция убеждения в художественном стиле вторична.
Учитель: вернитесь к тому, что вы знали до прочтения текста. Какие знания подтвердились? Какие не подтвердились?
4. Закрепление. Стадия рефлексии.
Творческая работа. Составление текстов в художественном стиле. Образцы полученных работ.
Ночь в лесу.
Вечереет. В лесу тихо и беззаботно. Только иногда слышится шорох сонной мыши и пугающий вой запоздавшей птицы. Пахнет дождем. Но на небе нет ни тучки. Резко холодает. Набегает ветерок, и под его чутким руководством деревья заводят колыбельную. На лес опускается туман. Сыро. То и дело соскальзываешь на мокрой траве. Вокруг темно, и только просачивающийся сквозь паутину веток лунный свет немного освещает зловещие силуэты деревьев. Один за другим вспыхивает и зажигается колючий огонек звезд. Разбиваешь палатку, разводишь костер. Очумелые мотыльки слетаются на огонек, завораживая своим необыкновенным танцем. Сидишь, любуешься природой, наслаждаешься тишиной. Незаметно пролетает время. Светает. Нехотя собираешься домой.
Зимний вечер.
Зима. Темнеет. На улице веет холодом. Во дворе играют в снежки и лепят снеговиков. Совсем скоро город уснет под белоснежной пеленой. Во многих домах уже начали готовиться к новому году. Да и в городе уже во всю кипит подготовка. На дорогах расчищают снег. В магазины завозят подарки. Начали придумывать программу новогодних празднований. Яркими гирляндами украшают улицы и дома. Казалось бы, простой зимний вечер, но чувство чего-то нового не покидает людей. А всё это зима, снег… Скоро праздники! Будут звонить, и поздравлять с новым годом. Но это всё чуть позже, а пока нужно просто наслаждаться этим чудесным вечером.
5) Подведение итогов.
На уроке я научился, узнал, понял…
Домашнее задание: выучить материал по кластеру.