Самооценка и ее роль

в развитии личности

развитие адекватной самооценки

Формирование способности к самоодобрению.

Сказать себе «Я успешно справился с задачами по физике» —значит, не только подкрепить то, что бы­ло сделано. Это также означает связать слово «успех» со сло­вом «Я» в одно понятие. Чем более положительные высказыва­ния, имеющие своим источником реальные успехи, цели и оцен­ки старшеклассник может отнести к себе, тем большей силой они бу­дут обладать в плане формирования у него позитивной Я-Концепции.

 

Упражнения на позитивное мышление.

Они направлены на развитие умения гордиться своими достоинствами. Без осозна­ния того, в чем твои сильные стороны, можно ли в правильном свете увидеть спои недостатки и двигаться по пути самосовер­шенствования? Слишком часто мы твердим о недостатках своей личности, игнорируя совершенно реальную потребность защи­тить ее достоинство, прежде чем позволить подвергать себя по­рицающей критике со стороны самого себя и других. Как ни странно, но некоторым учащимся очень трудно говорить о себе одобрительно. Но, быть может, ничего странного в этом нет? Определенные установки нашей культуры, акцентирующие не­обходимость скромности, порой вызывают чувство сомнения в собственных достоинствах, и это не следует упускать из виду, в особенности когда речь идет о детях и подростках. Предлагаю упражнения на поддержку:

   более позитивно мыслите и чувствуйте самого себя;

   симпатизируйте себе;

   относитесь к себе с юмором;

   гордитесь собой как человеком;

   описывайте с большей точностью свои достоинства и недо­статки.

 

  Еженедельные отчеты.

Одно из направлений работы по раз­витию Я-концепции учащегося заключается в том, чтобы помочь себе лучше осознать возможности регулировать свою повседневную жизнь. Еженедельные записи помогают убедить­ся, что используются они далеко не полностью. Записывайте как можно чаще ответы на следующие вопросы:

1.   Что было главным событием на этой неделе?

2.   Кого тебе удалось лучше узнать за эту неделю?

3.   Что важного о себе ты узнал на этой неделе?

4.   Внес ли ты какие-либо серьезные изменения в свою жизнь
на этой неделе?

5.   Чем эта неделя могла быть для тебя лучше?

6.   Выдели три решения или выбора, сделанные тобой за эту
неделю. Каковы были результаты этих решений?

7.   Строил ли ты на этой неделе планы по поводу каких-то
будущих событий?

8.   Какие незаконченные дела остались у тебя с прошлой не­дели?

В качестве варианта этой методики можно поощрять учени­ков ежедневно вести дневник своих реакций на происходящие события, характеризуя свои чувства, мысли, поведенческие про­явления, записывая утверждения типа «Я понял...» и т. д. (...)

Чем больше человек узнает о себе, тем многограннее стано­вится его Я-концепция.

 

Воображение успеха.

 Многие авторы убеждены в том, что наибольшей силой в плане изменения человеком самого себя обладает его воображение. Представьте себе, как бы вы захотели заново проявить себя в тех ситуациях, кото­рые в прошлом оказались для вас неудачными. На этой стадии акцентируется понятие «позитивное мышление». Контролируя возникающие у нас мысли, мы способны убедить себя в том, что мы можем, если захотим, стать лучше, чем мы есть сейчас. Нас характеризует то, как мы себя воспринимаем, и мы можем стать именно такими, какими, по нашему убеждению, мы в состоянии стать.

 

Умение понимать и грамотно высказывать свои негативные чувства, прежде всего признаваясь в этом самому себе. Необходимо с кем-либо обсудить эти переживания, чтобы вас поняли и помогли найти выход. Лучше всего обратиться ко взрослому человеку: психологу, учителю, классному руководителю, родителю и т.д.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".