| ||||||
|
| |||||
неадекватно завышенная
Отношение к реальной действительности становится чисто эмоциональным. Рациональное звено оценки выпадает полностью.Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов в работе - как несправедливо заниженная. Неуспех представляется как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.
Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это - следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние - аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки своей личности.
Аффект неадекватности не только препятствует правильному формированию отношения к себе, но и искажает многие связи с окружающим миром. Такие люди часто ждут от других людей подвоха, недоброжелательства. Всякую, даже нейтральную, даже заведомо беспроигрышную ситуацию они склонны воспринимать как угрожающую. Стоит ли говорить, что любая ситуация проверки компетентности — экзамен, тест — для таких людей оказывается просто непереносимой.
В одном эксперименте, направленном на изучение аффекта неадекватности, сравнивались притязания детей на то, чтобы быть сообразительными с их реальной оценкой своих возможностей. Выяснилось, что у всех подростков есть высокие притязания на то, чтобы быть сообразительными. Но когда им предложили пойти на олимпиаду по решению задач на сообразительность, то есть создали ситуацию, которая требовала реальной оценки своих возможностей, лишь немногие захотели участвовать в этой олимпиаде. Иными словами, лишь немногие продемонстрировали соответствие уровня притязаний собственной самооценке. Большинство же отказались участвовать в олимпиаде, причем психологическая природа этих отказов была различна.
Одни мотивировали свой отказ тем, что они не умеют решать такие задачи. Другие, напротив, говорили, что решение задач на сообразительность — для них не проблема, но-пойти па олимпиаду они не смогут, потому что плохо себя чувствуют или заняты какими-то другими делами. И наконец, третьи сказали, что охотно пошли бы на олимпиаду, если бы им дали возможность предварительно потренироваться в решении подобных задач. Наиболее ярким внешним проявлением, по которому можно распознать это весьма опасное для формирования личности явление, выступает неадекватная реакция на свой неуспех. В этом случае неуспех не просто игнорируется школьником, но, что поразительно, может даже повышать его самооценку. Здесь вступает в силу работа различных компенсаторных механизмов. Вместо реального развития способностей, что могло бы привести к успеху, подросток сочиняет себе какой-то вымышленный "образ Я", строит систему психологической защиты. Не решив задачу, ученик объясняет это нетривиальным подходом к решению, который только он, обладая особыми аналитическими способностями, и мог использовать, бросая вызов простому решению, доступному для каждого.
Неадекватная реакция на неуспех обычно возникает в результате определенного воспитания, когда окружающие с детства чрезмерно захваливают ребенка, не только не учат его анализировать свои неудачи, но и сами закрывают па них глаза, находят всякие объективные объяснения его промахам, более того — обвиняют в них кого-то другого. Часто это бывает с «любимчиками» учителей начальной школы, хотя, конечно, обычно это является следствием семейного воспитания.
Нередко аффект неадекватности возникает у детей с хорошими способностями. И тем более обидно, что этот потенциал остается нереализованным, так как все силы у подростка (да и у его родителей или заинтересованных учителей) уходят не на подтягивание уровня возможностей до уровня притязаний (разрыв между ними не допускается в сознание и тем самым как бы вообще не существует), а на выстраивание всяких защитных, компенсаторных механизмов.
Психологические исследования показывают, что конфликтная самооценка, аффект неадекватности не возникают у людей, для которых интерес к делу важнее собственных успехов и неудач.
Завышенная самооценка обнаруживается в преувеличении своих умственных способностей и не только. Старшеклассник готов верить, что в любой умственной работе он будет на высоте положения. То же будет и с успехами в спорте, с признанием его окружающими, хотя на самом деле это будет всего каким-то единичным случаем. Всё это приведёт к отсутствию стремления к самовосприятию. Юноша будет считать, что у него нет недостатков, а если и есть, то они незначительны по сравнению с достоинствами. Завышенная самооценка нарушает самоконтроль. в общении это проявляется в конфликтах. Конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к други млюдям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе им даже мешает заметить, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений. | ||||||
| ||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |