| ||||||
|
| |||||
неадекватно заниженная
Заниженная самооценка нарушает самоконтроль. Это проявляется в общении в виде конфликтов. Такие люди очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что не многие иогут терпеть систематическое "пиление". Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.
При самовоспитании неадекватная заниженная самооценка будет давать положительный результат, так как юноша будет с большей строгостью относиться к себе, с большей настойчивостью добиваться улучшения своих личных качеств, искать своё место в жизни.
Каковы же причины заниженной самооценки? Наиболее простой случай — неверие в свои силы как прямое отражение невысокого мнения о себе, с которым подросток уже успел смириться. В этом случае всякое порицание он воспринимает как естественное, заслуженное, преувеличивает свои недостатки, а успех (который, конечно, радует его) расценивает как незаслуженный подарок судьбы.
Такая самооценка формируется при совершенно определенном типе оценок со стороны окружающих, прежде всего родителей, когда к ребенку предъявляют очень жесткие требования, постоянно указывают на его недостатки, промахи. Это делается сознательно, из благих побуждений, с искренней уверенностью, что только так, не пропуская ни одной ошибки, можно воспитать добросовестного, ответственного, трудолюбивого человека. Очень часто, чтобы подросток не зазнавался, взрослые объясняют все его успехи случайностью, а все неудачи — неумелостью, неловкостью, глупостью. В результате и складывается заниженная самооценка.
Неверие в себя может порождаться и другими причинами, являя собой то, что психологи называют принудительной скромностью. В этом случае за застенчивостью, бросающейся в глаза низкой самооценкой скрываются очень высокие притязания. Такая в существе своем конфликтная самооценка возникает в результате присвоения исходно двойственной и противоречивой оценки окружающих, объединяющей, с одной стороны, очень высокие престижные устремления и соответственно требования взрослых в отношении ребенка, такие высокие, что в большинстве своем они просто недостижимы («мой сын должен всегда учиться только на 5», «никогда не пачкать свою одежду», «всегда быть дисциплинированным», «эта девочка должна добиться в жизни исключительного успеха»), и одновременно, с другой стороны, пессимистическое представление о его возможностях. Причем, это противоречие не осознается взрослыми, и двойственная оценка является подростку то той, то другой своей стороной вне зависимости от реальных успехов и неудач.
У таких детей часто развивается «дискомфорт успеха», который внешне выражается в парадоксальной реакции на успех; школьник бывает смущен и даже недоволен, успех выбивает его из колеи. Психологическая природа этого феномена в том, что из двойственной оценки взрослых подросток, стремясь хоть к какой-то стабильности в представлениях о себе, сознательно или бессознательно присваивает именно низкую (ее по крайней мере можно оправдать) и тем самым еще больше раздражает окружающих. Одновременно в глубине души ребенок сохраняет идею своего «величия», что отличает такую конфликтную самооценку от просто низкой, возникающей в результате последовательно жесткого воспитания.
Различия между двумя описанными типами низкой самооценки отчетливо проявляются в отношении школьников к успехам и неудачам своих сверстников. «Принудительно скромные» дети часто стремятся любыми средствами обесценить успех другого, особенно того, кому они завидуют, с кем себя сравнивают, и втихомолку радуются его неудачам. В то же время подростки, у которых просто тотально низкая самооценка, к успехам и неудачам сверстников обычно относятся адекватно.
Во взаимоотношениях «принудительно скромных» детей со сверстниками часто наблюдается странный вариант дружбы. Подросток дружит с каким-то одним сверстником, причем обязательно «звездой» (признанным всеми эрудитом, спортсменом, дискоманом) и противопоставляет себя вместе с этим блистательным другом всем остальным. Отметим, что этот блистательный сверстник может даже не подозревать, что он является лучшим другом нашего героя. В психологии это явление иногда называют "эффектом прилипалы". Подросток совершенно неосознанно одну сторону своей двойственной самооценки — стремление к успеху, удаче — как бы персонифицирует в другом, действительно удачливом, рассматривая этого другого в каком-то смысле как часть самого себя. «Прилипала» благодаря этому начинает чувствовать большую уверенность в себе, большую защищенность. | ||||||
| ||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |