Самооценка и ее роль

в развитии личности

самооценка и развитие личности

Личность, как известно, социальное явление, в ней выражается всё, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, формируется в процессе усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, в результате культурного и социального развития. Личностью человек становится под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия. Становление личности осуществляется в постоянном взаимодействии и противоборстве между желаниями, возможностями, умениями, навыками (целями, стремлениями, планами). Развитие личности тесно связано с процессом общения и системой представлений о самом себе. Связь общения с системой представлений о себе отчётливо выступает в подростковом возрасте.

 

Анализ научной, публицистической литературы показывает, что общение со сверстниками прямым или косвенным образом влияет на развитие подростка как личности. Следовательно, развивая общение, мы можем оказывать влияние на развитие личности, самооценки и самопознания. В свою очередь это должно повысить компетентность подростков в разных сферах деятельности, в частности учебной.

Индивид становится личностью, если он в состоянии осознать своё место в окружающем мире, себя самого и поступки, и в соответствии с этим поступать сознательно, целенаправленно.
Человек не рождается личностью, но превращается в личность в онтогенезе путём активного врастания в общественные отношения (сначала в значительной мере под конкретным руководством взрослых и при постоянном взаимодействии с ними).

 

В отечественной психологии личность рассматривается как особое социальное качество человека, присваиваемое им в социокультурных отношениях в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических, философских и психологических концепциях личность — это «человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества».
В психологической науке личность рассматривается как сложное, динамическое, структурное образование.

Б.Г. Ананьев считает, что индивидуальность это самый высший результат общественного становления человека как личности и как субъекта. На этом уровне естественный индивид, как субстрат, возвращается к самому себе со своим внутренним миром.


Здесь уместно вспомнить слова А.Г. Асмолова: «Индивидом - рождаются, Личностью — становятся, Индивидуальность - отстаивают!»

Развитие индивидуальности - становление целостного внутреннего мира: человек приближается к полной самореализации, становится способным реализовать весь свой внутренний потенциал (то, что дано ему природой, в соответствии со своими установками, ориентациями в той деятельности, которую он выбирает).

. Самооценка относится к ядру личности, «к интимным и, вместе с тем, чрезвычайно действенным компонентам её структуры и динамики. От того, как человек воспринимает самого себя, какие оценки своим качествам, способностям, своей личности в целом он дает, зависит и характер его 
деятельности, и как результат дальнейшее развитие личности».

 

«Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, её взаимоотношение с другими людьми».

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".