Самооценка и ее роль

в развитии личности

неадекватно завышенная

На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела.В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное "отталкивание" всего, что нарушает представление о себе.

 

Отношение к реальной действительности становится чисто эмоциональным. Рациональное звено оценки выпадает полностью.Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов в работе - как несправедливо заниженная. Неуспех представляется как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

 

Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это - следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние - аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки своей личности.

 

Аффект неадек­ватности не только препятствует правильному формированию отношения к себе, но и искажает многие связи с окружающим миром. Такие люди часто ждут от других людей подвоха, недоброжелательства. Всякую, даже нейтральную, даже заведомо беспроигрышную ситуацию они склонны воспри­нимать как угрожающую. Стоит ли говорить, что любая ситуа­ция проверки компетентности — экзамен, тест — для таких людей оказывается просто непереносимой.

 

В одном эксперименте, направленном на изучение аффекта неадекватности, сравнивались притязания детей на то, чтобы быть сообразительными с их реальной оценкой своих возмож­ностей. Выяснилось, что у всех подростков есть высокие при­тязания на то, чтобы быть сообразительными. Но когда им предложили пойти на олимпиаду по решению задач на сообра­зительность, то есть создали ситуацию, которая требовала ре­альной оценки своих возможностей, лишь немногие захотели участвовать в этой олимпиаде. Иными словами, лишь немногие продемонстрировали соответствие уровня притязаний собствен­ной самооценке. Большинство же отказались участвовать в олимпиаде, причем психологическая природа этих отказов была различна.

 

Одни мотивировали свой отказ тем, что они не умеют решать такие задачи. Другие, напротив, говорили, что решение задач на сообразительность — для них не проблема, но-пойти па олим­пиаду они не смогут, потому что плохо себя чувствуют или за­няты какими-то другими делами. И наконец, третьи сказали, что охотно пошли бы на олимпиаду, если бы им дали возмож­ность предварительно потренироваться в решении подобных за­дач.

 

  Наиболее яр­ким внешним проявлением, по которому можно распознать это весьма опасное для формирования личности явление, выступает неадекватная реакция на свой неуспех. В этом случае неуспех не просто игнорируется школьником, но, что поразительно, мо­жет даже повышать его самооценку.

Здесь вступает в силу работа различных компенсаторных механизмов. Вместо реального развития способностей, что могло бы привести к успеху, подросток сочиняет себе какой-то вымышленный "образ Я", строит систему психологической защиты. Не решив задачу, ученик объясняет это нетривиальным подходом к решению, который только он, обладая особыми аналитически­ми способностями, и мог использовать, бросая вызов простому решению, доступному для каждого.

 

Неадекватная реакция на неуспех обычно возникает в ре­зультате определенного воспитания, когда окружающие с дет­ства чрезмерно захваливают ребенка, не только не учат его анализировать свои неудачи, но и сами закрывают па них гла­за, находят всякие объективные объяснения его промахам, более того — обвиняют в них кого-то другого. Часто это бывает с «любимчиками» учителей начальной школы, хотя, конечно, обычно это является следствием семейного воспитания.

 

Нередко аффект неадекватности возникает у детей с хоро­шими способностями. И тем более обидно, что этот потенциал остается нереализованным, так как все силы у подростка (да и у его родителей или заинтересованных учителей) уходят не на подтягивание уровня возможностей до уровня притязаний (раз­рыв между ними не допускается в сознание и тем самым как бы вообще не существует), а на выстраивание всяких защитных, компенсаторных механизмов.

 

Психологические исследования по­казывают, что конфликтная самооценка, аффект неадекватности не возникают у людей, для которых интерес к делу важнее соб­ственных успехов и неудач.

 

Завышенная самооценка обнаруживается в преувеличении своих умственных способностей и не только. Старшеклассник готов верить, что в любой умственной работе он будет на высоте положения. То же будет и с успехами в спорте, с признанием его окружающими, хотя на самом деле это будет всего каким-то единичным случаем. Всё это приведёт к отсутствию стремления к самовосприятию. Юноша будет считать, что у него нет недостатков, а если и есть, то они незначительны по сравнению с достоинствами.

 

Завышенная самооценка нарушает самоконтроль. в общении это проявляется в конфликтах. Конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения  к други млюдям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе им даже мешает заметить, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".