Самооценка и ее роль

в развитии личности

неадекватно заниженная

Самооценка может быть заниженной, т.е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

 

Заниженная самооценка нарушает самоконтроль. Это проявляется в общении в виде конфликтов. Такие люди очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что не многие иогут терпеть систематическое "пиление". Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий. 

 

 При самовоспитании неадекватная заниженная самооценка будет давать положительный результат, так как юноша будет с большей строгостью относиться к себе, с большей настойчивостью добиваться улучшения своих личных качеств, искать своё место в жизни.

 

 Каковы же причины заниженной самооценки?

Наиболее простой случай — неверие в свои силы как прямое отражение невысокого мнения о себе, с которым подросток уже успел смириться. В этом случае всякое порицание он восприни­мает как естественное, заслуженное, преувеличивает свои недо­статки, а успех (который, конечно, радует его) расценивает как незаслуженный подарок судьбы.

 

Такая самооценка формируется при совершенно определен­ном типе оценок со стороны окружающих, прежде всего роди­телей, когда к ребенку предъявляют очень жесткие требования, постоянно указывают на его недостатки, промахи. Это делается сознательно, из благих побуждений, с искренней уверенностью, что только так, не пропуская ни одной ошибки, можно воспитать добросовестного, ответственного, трудолюбивого человека. Очень часто, чтобы подросток не зазнавался, взрослые объясняют все

его успехи случайностью, а все неудачи — неумелостью, нелов­костью, глупостью. В результате и складывается заниженная самооценка.

 

Неверие в себя может порождаться и другими причинами, являя собой то, что психологи называют принудительной скром­ностью. В этом случае за застенчивостью, бросающейся в глаза низкой самооценкой скрываются очень высокие притязания. Та­кая в существе своем конфликтная самооценка возникает в ре­зультате присвоения исходно двойственной и противоречивой оценки окружающих, объединяющей, с одной стороны, очень высокие престижные устремления и соответственно требования взрослых в отношении ребенка, такие высокие, что в большин­стве своем они просто недостижимы («мой сын должен всегда учиться только на 5», «никогда не пачкать свою одежду», «всег­да быть дисциплинированным», «эта девочка должна добиться в жизни исключительного успеха»), и одновременно, с другой стороны, пессимистическое представление о его возможностях. Причем, это противоречие не осознается взрослыми, и двойст­венная оценка является подростку то той, то другой своей сто­роной вне зависимости от реальных успехов и неудач.

 

У таких детей часто развивается «дискомфорт успеха», кото­рый внешне выражается в парадоксальной реакции на успех; школьник бывает смущен и даже недоволен, успех выбивает его из колеи. Психологическая природа этого феномена в том, что из двойственной оценки взрослых подросток, стремясь хоть к какой-то стабильности в представлениях о себе, сознательно или бессознательно присваивает именно низкую (ее по крайней мере можно оправдать) и тем самым еще больше раздражает окру­жающих. Одновременно в глубине души ребенок сохраняет идею своего «величия», что отличает такую конфликтную самооценку от просто низкой, возникающей в результате последовательно жесткого воспитания.

 

Различия между двумя описанными типами низкой само­оценки отчетливо проявляются в отношении школьников к успе­хам и неудачам своих сверстников. «Принудительно скромные» дети часто стремятся любыми средствами обесценить успех дру­гого, особенно того, кому они завидуют, с кем себя сравнивают, и втихомолку радуются его неудачам. В то же время под­ростки, у которых просто тотально низкая самооценка, к успе­хам и неудачам сверстников обычно относятся адекватно.

 

Во взаимоотношениях «принудительно скромных» детей со сверстниками часто наблюдается странный вариант дружбы. Подросток дружит с каким-то одним сверстником, причем обя­зательно «звездой» (признанным всеми эрудитом, спортсменом, дискоманом) и противопоставляет себя вместе с этим блиста­тельным другом всем остальным. Отметим, что этот блистатель­ный сверстник может даже не подозревать, что он является лучшим другом нашего героя. В психологии это явление иногда называют "эффектом прилипалы". Подросток совершенно неосоз­нанно одну сторону своей двойственной самооценки — стремле­ние к успеху, удаче — как бы персонифицирует в другом, дей­ствительно удачливом, рассматривая этого другого в каком-то смысле как часть самого себя. «Прилипала» благодаря этому начинает чувствовать большую уверенность в себе, большую за­щищенность.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".