«Я вижу – в просиничном плате,
На легкокрылых облаках,
Идет возлюбленная Мати
С Пречистым сыном на руках.»
Сергей Есенин
Испокон веков Богородица считается покровительницей Руси. Во времена нашествия врагов ее молили о победе и мире; люди молились в самые трудные минуты жизни, и помощь эта от неё приходила на протяжении многих веков.
Сегодня нам предстоит узнать об этих удивительных событиях.
Чудотворная Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», является одной из прославленных икон, современных Самой Богородице. По церковному преданию, икона эта написана евангелистом Лукой. На иконе Пресвятая Богородица изображена по пояс; правую руку Богородица держит перед Собой, левой поддерживает Богомладенца Иисуса; у Него в левой руке зажат книжный свиток, правой рукой Господь благословляет.
До 9 века эта икона хранилась во Влахернском храме в Константинополе. В1046 году византийский император Константин 9 Мономах благословил по древнему обычаю этой святыней брак своей дочери Анны с князем черниговским Всеволодом Ярославичем (сыном Ярослава Мудрого). На трудном пути царевны из Константинополя в Чернигов святая икона вела её и хранила - отсюда и название иконы «Одигитрия» (по-гречески -«Путеводительница»)
После кончины великого князя киевского Ярослава Мудрого на Руси началась междоусобица. Владимир Мономах, сын Всеволода Ярославича, старался примирить своих братьев-наследников. Икону Божией Матери «Одигитрия» он торжественно перенёс из Чернигова в Смоленск и поставил её в соборном храме в честь Успения Богородицы. С того времени икона «Одигитрия» стала именоваться Смоленской. Благодаря явленной чрез эту икону Небесной помощи Владимир Мономах стал великим киевским князем, умирил удельных князей и объединил Русь.
В 123 8 году во время татаро-монгольского нашествия один из отрядов хана Батыя неожиданно подступил к Смоленску. Городу грозило уничтожение, но сама Царица Небесная стала его необоримой Заступницей. Сторож Успенского собора услышал исходящий от чудотворной иконы глас, повелевающий объявить войну Меркурию, жителю Смоленска: «Меркурий явился в храм и, упав на колени перед иконою Богородицы, услышал Её голос: «Угодник мой Меркурий! Посылая тебя оградить дом Мой. Властитель ордынский тайно хочет в нынешнею ночь напасть на град Мой с войском своим, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моём, да не предаст его в работу вражескую. Изыди в сретение врага, втайне от народа, святителя и князя, не ведающих о нападении; Сама Я буду с тобой, помогая рабу Своему. Но там вместе с победой ожидает тебя венец мученический, который приими от Христа»
Призывая на помощь пресвятую Богородицу, Меркурий бесстрашно проник в стан врагов и убил их богатыря-предводителя, а затем перебил множество неприятелей. В битве Меркурий принял мученическую кончину.
Преподобный Сергей Радонежский особо чтил Смоленскую икону Божией Матери - она была его келейной иконой.
Воспользовавшись ослаблением Руси в её противостоянии Золотой Орде, на русские земли стали нападать северо-западные соседи. В XIV веке Смоленск перешел во владения литовских князей. По Промыслу Божию, чудотворная Смоленская икона Божией Матери оказалась в Москве, куда её в 1398 году привезла дочь литовского князя Витовта София, выданная замуж за великого князя московского Василия Дмитриевича. Икона была поставлена в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от царских врат. Москвичи сразу же ощутили благодатную силу, исходящую от образа, и истово ему поклонялись.
В 1456 году, в царствование великого князя московского Василия П Тёмного, депутация жителей Смоленска, во главе с епископом Смоленским Михаилом прибывшая в Москву, от имени польского короля Казимира просила отпустить чудотворную икону в Смоленск. После совещания с духовенством и боярами великий князь повелел отпустить икону в Смоленск, сняв с неё список для Благовещенского собора Кремля. Совершив торжественный молебен, великий князь, митрополит и всё московское духовенство с крестьянским ходом проводили чудотворную икону до Саввина монастыря в предместье Москвы.
Впоследствии, в 1524 году, на этом месте был возведён Новодевичий монастырь в память возвращения Смоленска России. Упомянутый список с чудотворной иконы был установлен в Успенском храме Новодевичьего монастыря. Тогда же Русская церковь установила 28июля (10 августа нового стиля) ежегодное празднование в честь Смоленской иконы Божией Матери в благодарность за возвращение Смоленска России.
С XVI века списки с иконами стали широко распространяться по всей России.
В 1602 году в Смоленске был снят ещё один список с чудотворной иконы и поставлен в башне над Днепровскими воротами под особо устроенный шатром. (Над воротами в 1727 году была возведена деревянная церковь, а в 1802 году - каменный храм.) В 1666 году этот список вместе с чудотворной Смоленской иконой архиепископ Смоленский Варсонофий возил в Москву для подновления потемневших от времени красок.
Особо прославилась Смоленская икона во время Отечественной войны 1812 года. Отступая от Смоленска, её везла с собой артиллерийская рота полковника Глухова. Накануне Бородинской битвы икону носили в стане русских воинов по распоряжению фельдмаршала М.И.Кутузова, чтобы укрепить молитвою их дух.
Как известно, во время бородинской битвы в ходе отечественной войны 1812года произошёл перелом.
Впоследствии после каждой победы российского воинства пред Смоленской иконой Божией Матери совершались благодарственные молебны. Чудотворная икона возвратилась в Смоленск 2 ноября 1812 года, когда город был освобожден от французов.
С того времени в этот день в память изгнания врагов из России заступлением Пресвятой Богородицы совершается ежегодное празднование.
Божья Матерь Казанская.
Так же, как и Смоленская, Казанская икона Божией Матери является списком с Влахернской чудотворной иконы Богоматери и поэтому тоже принадлежит к типу, именуемому «Одигитрия». На левой руке Пречистая Дева держит Младенца, обращенного лицом к молящимся, которых Он благословляет правой рукой. Глава Богородицы наклонена влево, будто Царица Небесная хочет что-то сказать Своему Сыну.
Чудесное явление этой иконы жителям Казани совершилось 8 июля 1579 года, спустя почти четверть века после покорения Казанского ханства царем Иоанном Грозным (1552).
Повествование о явлении этой иконы и последовавших чудесных знамениях от нее было составлено в 1594 году, через 15 лет после ее явления, митрополитом Казанским Ермогеном (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси, принявший мученический венец в 1612 году). До нас дошел подлинный текст этого повествования «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы, честнаго, славнаго Ее явления образа, иже в Казани. Списано смиренным Ермогеном, митрополитом Казанским».
В июне 1579 года Казань пострадала от пожара, поглотившего полгорода. Сгорел и дом стрельца Даниила Онучина. Но уже через несколько дней погорелец стал расчищать пепелище, чтобы приступить к постройке нового дома. Его дочери, десятилетней Матрене, явилась во сне Богоматерь и повелела возвестить архиепископу Казани и городским воеводам, чтобы они взяли скрытую в земле на месте прежнего дома Ее икону. (Икона была зарыта задолго до того тайными исповедниками православия.) Матрене было указано в сонном видении место, где искать. Девочка открыла его матери. Та вначале не обратила на детский сон внимания. Сон повторился. После третьего видения Матрена стала слезно упрашивать исполнить повеление свыше. На этот раз мать послушалась, однако архиепископ Иеремия и светские власти Казани не поверили ей. Тогда мать Матрены взяла заступ и начала рыть землю в указанном месте - там, где прежде была печь. Искомое сокровище было обретено. Это произошло 8/21 июля 1579 года, в день памяти святого великомученика Прокопия.
Едва только весть о чудесном обретении иконы разнеслась по городу, к ней стеклись во множестве жители Казани. Архиепископ Иеремия и воеводы со слезами просили у Царицы Небесной прощения за маловерие. Архиепископ распорядился звонить во всех уцелевших от пожара храмах и совершил крестный ход с новоявленной иконой к ближайшему храму во имя святителя Николая Чудотворца, где пред иконой был отслужен первый молебен. Когда образ Божией Матери торжественно понесли в Благовещенский собор, совершилось первое чудесное исцеление - прозрел слепец Иосиф, три года ничего не видевший. В Благовещенском соборе получил исцеление другой слепец - Никита. С чудотворной иконы по указанию правящего архиерея был сделан список и отослан в том же 1579 году вместе с описанием ее явления и чудес в Москву, к царю Иоанну Грозному.
Царь повелел на месте обретения святыни построить храм и женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Одигитрии» для сорока инокинь, в котором л поставить новоявленную икону. Матрена и ее мать приняли впоследствии иноческий постриг в новой обители; Матрена с именем Мавра стала ее настоятельницей.
22 октября 1612 года, во время сражения русского народного ополчения с интервентами, список Казанской иконы находился в стане князя Димитрия Пожарского. Икона, сопутствовавшая русским в течение всего похода, была поставлена на Красной площади против Никольских ворот Кремля. Вскоре Москва была полностью очищена от интервентов. В память об этом событии царь Михаил Федорович установил в Москве второе празднество в честь Казанской иконы Божией Матери - 22 октября.
По свидетельству Никоновской летописи, после изгнания интервентов из Москвы князь Димитрий Пожарский поставил Казанскую икону в своем приходском храме в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, что на Лубянке. Через несколько лет на средства князя на Красной площади был сооружен Казанский собор. Сюда в 1636 году и была перенесена Казанская икона. (Ныне этот святой образ находится в Богоявленском патриаршем соборе.)
В1661 году, обрадованный рождением 21 октября наследника Димитрия, во время всенощной на праздник Казанской иконы, царь Алексей Михайлович установил праздновать 22 октября/ 4 ноября по всей России. В 1721 году один из чтимых списков Казанской иконы по повелению Петра I был перенесен из Москвы в новую столицу России - Санкт-Петербург и поставлен вначале в храме на Васильевском острове (на месте нынешнего Андреевского собора), затем - в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, а с 1737 года - в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы на Невском проспек-теЛ5 сентября 1811 года, в день освящения петербургского Казанского собора, икона была с большими почестями перенесена туда. Во время Отечественной войны 1812 года Казанская икона Божией Матери, ставшая всенародной святыней, указывала путь к победе русскому воинству, осеняя его в ратном подвиге освобождения Родины. В праздник Казанской иконы, 22 октября 1812 года, русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова, разбив арьергард маршала Даву, нанесли первое поражение считавшейся дотоле непобедимой французской армии.
Перед Казанской иконой Божией Матери Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий совершал молитвы во время Великой Отечественной войны, произносил проповеди, утверждавшие веру в победу над германским фашизмом.
К великому прискорбию, один из чудотворных списков Казанской иконы был похищен из Казанского собора Петербурга в ночь на 29 июня 1904 года и до настоящего времени не найден.
Чудесное явление Иверской иконы Божией Матери.
Для русских православных христиан в этой чудотворной иконе и поныне воплощена идея молитвенного заступничества и ходатайства Пресвятой Богородицы за мир.
История чудесного явления Иверской иконы Божией Матери (Иверия - древнее наименование Грузии) связана с Иверским монастырем на Святой Горе Афонской. Монастырь был основан иверцами, то есть грузинами, - преподобными Иоанном (Чордаванели) и его сыном Евфимием.
По церковному преданию, прежде чем Иверская икона оказалась на Афоне, она находилась в доме некоей благочестивой вдовы, грузинки, жившей близ Никеи в Греции. При императоре-иконоборце Феофиле (829-842) один из воинов, ворвавшихся в дом вдовы, пронзил образ Пресвятой Богородицы копьем. Тотчас из раны на иконе истекла кровь, оставив след на щеке. Когда воины удалились, вдова и ее сын взяли чудесный образ и опустили его в Мраморное море. Икона не упала на волны, а встала вертикально и заскользила по водной поверхности на запад. Через некоторое время она скрылась из виду. Обрадованная этим чудесным знамением вдова благословила сына идти на Афон, куда тот благополучно прибыл и где принял монашество. От него и узнали насельники Святой Горы эту историю, которую сохранили в летописях.
Прошло несколько десятилетий. Около 980 года была основана Иверская обитель. Сюда перешли грузинские иноки, подвизавшиеся ранее в Великой Лавре преподобного Афанасия Афонского. Вскоре они стали свидетелями чудесного знамения: на море пред Иверским монастырем появился огненный столп, восходивший до неба, а под ним в воздухе над волнами стояла икона. Несколько иноков пытались приблизиться к иконе и взять ее, но безуспешно: всякий раз икона удалялась от них. Старцу же Гавриилу родом из Грузии явилась во сне Пресвятая Богородица и повелела, чтобы он безбоязненно пошел по воде и взял икону.
Той же ночью старец Гавриил, укрепляемый молитвой иноков, пришедших на берег с хоругвями и кадилами, смиренно пошел по воде и обрел святыню. В этом образе, запечатлевшем кровавую рану на лике Божией Матери, все узнали икону никейской вдовы, о которой в обители бережно хранилось предание. Иноки благоговейно совершили пред ней благодарственный молебен. Святыню внесли в соборный храм обители и поставили в алтаре. Но наследующее утро икона оказалась не в храме, а над монастырскими воротами. Ее вновь унесли в алтарь, и вновь на следующее утро она оказалась над вратами. Так повторилось три раза. Наконец, Пресвятая Богородица явилась во сне старцу Гавриилу и сказала: «Объяви братии, чтобы они более не искушали Меня и оставили Мой образ при вратах. Не хочу быть охраняемой вами, но Я хочу вас охранять не только в земной, но и в будущей жизни. Да уповают на милосердие Сына Моего все пребывающие в добродетельном житии и страхе Божием. И доколе икона Моя будет при обители вашей, дотоле милость и благодать Моя к вам не оскудеют».
Чудотворная Иверская икона утвердилась над монастырскими вратами. Отсюда другое ее наименование - «Порта-итисса» (по-гречески - «Вратарница). Тогда же на иконе появилась надпись на греческом языке: «Вратарница Иверская Милостивая».
В течение нескольких столетий слава о чудотворной святыне распространилась по всей Европе; дошла она и до России, откуда на Афон совершали паломничества многие богомольцы. Архимандрит московского Ново-Спасского монастыря Никон (1605-1681 ) (впоследствии Патриарх), воспользовавшись приездом в Москву архимандрита Иверского монастыря Пахомия, обратился к нему с просьбой сделать список с Иверской иконы и прислать его, а также план Иверской обители.
Эта просьба по возвращении архимандрита Пахомия на Афон была исполнена самым тщательным образом: братия совершила великое молебное пение, длившееся с вечера до утра, причем святили воду со святыми мощами и святою водою обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы. Затем этой святой водой они обливали новую доску из кипарисового дерева; вновь собрав воду, служили литургию, после чего дали святую воду иконописцу иеромонаху Ямвлиху Романову, который смешал ее с красками, заготовленными для написания новой иконы. Во время писания иконы Романов принимал пищу только в субботы и воскресенья, а братия служила по два раза в неделю всенощную и литургию. И та икона, именуемая «Благая Вратарница», не разнится от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом - одним словом, новая, «аки старая».
Так свидетельствовали иверские старцы о создании списка Иверской иконы Божией Матери, которая была передана в Константинополь, а оттуда в качестве дара Константинопольского Патриарха Парфения II принесена в Москву.
15 мая 1654 года Иверская икона была передана царем Алексеем Михайловичем русскому воинству и сопровождала царя в его Смоленском походе.
Присутствие чудотворной Иверской иконы в стане русских воинов вдохновляло их на ратные подвиги. В результате нескольких побед русские добились возвращения России Смоленска и воссоединения с Россией Левобережной Украины (по условиям Андрусовского перемирия 1667 года).
19 мая 1669 года после нескольких лет пребывания в Московском Никольском Греческом монастыре (ныне строения 11 и 13 по ул. Никольской) Иверская икона Божией Матери была приписана к Никольскому Перервинскому монастырю и помещена в деревянной часовне у Неглинных ворот. Впоследствии Неглинные ворота стали называться Воскресенскими, так как от них начиналась дорога в Воскресенский монастырь в Новом Иерусалиме, а часовня получила наименование Иверской в честь Иверской иконы.
К весне 1742 года в связи с коронационными торжествами императрицы Елизаветы Петровны в Москве эта первоначальная Иверская часовня была разобрана. В 1746-1747 годы для Иверской иконы была построена новая .деревянная часовня со стороны Воскресенской площади. В 1791 году на этом же месте по проекту архитектора М.Ф. Казакова была сооружена каменная часовня.
Благочестивые москвичи, отправляясь в дорогу или приступая к важному делу, и сегодня, по старому обычаю, приходят к Иверской иконе, чтобы помолиться Пресвятой Богородице и испросить Ее благодатной помощи. В храме Воскресения Христова торжественным молебном у Иверской иконы Божией Матери начинались Поместный Собор 1945 года (избравший Патриарха Московского и всея Руси Алексия I), многие другие церковные торжества.
4 ноября 1994 года, вдень празднования Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II после Божественной литургии в Казанском соборе совершил освещение закладного камня Иверской часовни, которая была воссоздана по его благословению.
25 октября 1995 года, в канун праздника в честь Иверской иконы, самолет греческих Военно-воздушных сил доставил икону в Москву в сопровождении двенадцати афонских монахов во главе с архимандритом Василием. Под звон колоколов и пение тропаря икону внесли в Богоявленский кафедральный собор, где всю ночь перед ней непрерывно совершались молебны и читался акафист.
Утром 26 октября (13 октября по старому стилю) крестный ход с Иверской иконой прошел по Никольской улице в Казанский собор, а затем после литургии в соборе Патриарх Алексий II совершил чин освящения Иверской часовни и Воскресенских ворот. Мэр Москвы Ю.М. Лужков вручил Патриарху ключ от часовни.
В Русской Православной Церкви установлено три празднования в честь Иверской иконы: 12/25 февраля и 13/26 октября, а также переходящее празднование во вторник Светлой седмицы (когда икона была обретена на Афоне).
И так мы видим, что и сегодня светлый образ Божией Матери помогает России, а простые люди обращаются к ней за помощью, помощь эта приходит и сегодня. Народ наш верит, что Заступница не покинет нас и завтра.