Психологами (например, Инге Унт) доказано, что люди по-разному воспринимают и запоминают информацию. Кому-то достаточно услышать, другим необходимо прочитать (увидеть), третьи непременно должны самостоятельно произвести какие-либо действия, чтобы понять предлагаемую информацию. Такое разделение на людей с преобладанием какого-либо вида памяти (зрительной, слуховой, моторной) создает естественные трудности при работе с текстами на уроках английского языка, что особенно заметно на заключительном этапе работы с текстом – построении учащимися монологического высказывания на основе прочитанного материала.
Создание опорных схем является удачным способом для запоминания и воспроизведения информации учащимися с преобладанием различных видов памяти, который позволяет услышать, увидеть и, производя определенные действия, запомнить необходимую информацию и воспроизвести ее в собственном монологическом высказывании.
Монологическое высказывание как вариант заключительного этапа работы с текстом, передающее основные моменты содержания прочитанного отрывка (рассказа и т.д.), позволяет определить насколько хорошо учащимся понятна логика описанных событий и основные характеристики персонажей, насколько сформированы умения выделять ключевые моменты и исключать незначительные детали; также, построение монологического высказывания позволяет закрепить употребление грамматических структур и лексических единиц. Кроме того, при работе с текстами страноведческого характера монологические высказывания являются способом запомнить информацию, касающуюся культуры и истории страны изучаемого языка. Однако, очень часто учащиеся затрудняются самостоятельно выделить основные моменты содержания текста, необходимые для построения логичного и полного монологического высказывания по тексту. В данном случае эффективным является использование опорных схем, которые являются своеобразным планом для построения монологического высказывания, а также помогают в короткое время запомнить максимум необходимой информации. В течение одного урока подобные опоры помогают учащимся средней ступени обучения (5 классы) выйти на монологическое высказывание в объеме до 12 предложений, причем, некоторые учащиеся на момент окончания урока могут воспроизводить монологическое высказывание без помощи опорных схем.
Составление опорных схем и их использование для организации монологического высказывания по тексту часто применяется мною в 5-7 классах. Важно, что учащимся нравится подобная форма работы, но самым главным является тот факт, что после 1-2 примеров составления опорных схем вместе с учителем, дети начинают самостоятельно составлять опорные схемы, тем самым, происходит переход от репродуктивной деятельности (повторение за учителем) к продуктивной (каждый составляет собственное монологическое высказывание, отличное от других).
Опорная схема может выглядеть по-разному. В 5 классах нам нравится составлять “цветочки”, где каждый “лепесток” – зашифрованное предложение. Опыт также показывает, что важно, чтобы в каждой “шифровке” обязательно присутствовал глагол в нужной видо-временной форме.
Предлагаю в качестве примера использования опорных схем на заключительном этапе работы с текстом на английском языке фрагмент урока по теме “История Лондона”, проведенного в рамках аттестации в 5 классе на основе УМК И.В. Верещагиной, Т.А. Притыкиной “English-IV” (для школ с углубленным изучением английского языка).
Дома учащиеся должны были прочитать текст, содержащий информацию о таком событии Британской истории, как вторжение Вильгельма Завоевателя. После фонетической отработки новых слов и проверки понимания учащимися текста, приступаем к построению опорных схем.
Teacher: I see that you’ve understood the text well and you are ready to answer my questions.
1) When did England become a great country?
Pupil 1: England became a great country at the beginning of the 11th century.
T: That’s right. (Записывает на доске основную информацию ответа: became…at the beginning of the 11th century)
2) When did William the Conqueror come to England?
P: He came to England in 1066.
T: (записывает на доске: came…1066)
3) Where did he come from?
P: William the Conqueror came from Normandy in France.
T: (записывает: came…Normandy…France)
4) Did he become the King of England or the King of France?
P: He became the King of England.
T: (записывает: became the King of England)
5) What did he build to live in?
P: He built the White Tower.
T: (записывает: built the White Tower)
6) Is it famous now or not?
P: It is famous now, many people visit it every year.
T:(записывает: is famous…visit)
7) Have all Kings and Queens of England lived in London?
P: Yes, all Kings and Queens of England have lived in London.
T: (записывает: All Kings and Queens…have lived)
Ответы на вопросы записываются на доске по кругу так, чтобы в конце можно было нарисовать цветок, в котором каждый лепесток содержит одно зашифрованное предложение. Затем алгоритм работы следующий:
- Учитель называет первое предложение и просит нескольких учащихся повторить его.
- Учитель проговаривает второе предложение и просит нескольких учащихся повторить его.
- Учитель просит нескольких учащихся повторить первое и второе предложения вместе.
- Таким же образом проговаривается третье предложение (сначала отдельно, а затем в связке с первым и вторым предложениями) и т.д., пока все зашифрованные предложения не прозвучат вместе.
- Учитель начинает стирать элементы “шифровок” и просит учащихся воспроизвести монологическое высказывание полностью (учащиеся активно работают, так как форма работы напоминает игру-соревнование “Кто лучше запомнил?”).
- На доске в “лепестках” остаются только глаголы и учитель просит учащихся воспроизвести монологическое высказывание с опорой только на глаголы.
- * Схема полностью стерта с доски, сильным учащимся предлагается воспроизвести монологическое высказывание без опорной схемы. (Обычно проблем не возникает, так как все повторили монологическое высказывание уже несколько раз.)
Таким образом, на момент окончания урока учащиеся запоминают необходимую информацию и способы организовать монологическое высказывание по тексту. Следует добавить, что, как правило, тексты страноведческого характера, так часто используемые как основа для составления устных тем для экзаменов, вызывают трудности для запоминания и воспроизведения. Подобная форма работы помогает учащимся выделить основные моменты, запомнить и воспроизвести их, что помогает даже очень слабым учащимся поверить в свои силы, и, тем самым, повысить их мотивацию в изучении английского языка.