Цели урока:
1) Повторение и закрепление сложения и вычитания многозначных чисел, умножения на однозначное число, деления с остатком, решения задач.
2) Развитие представлений о планетах Солнечной системы, расширение кругозора учащихся.
3) Воспитание интереса к математике и окружающему миру, развитие памяти, мышления, речи учащихся.
Оборудование: наглядные пособия – планеты Солнечной системы, дидактические карточки по математике Н. Б. Истоминой 4 класс.
Ход урока
- Доброе утро, ребята! Наш урок математики сегодня будет необычным. Мы отправимся в космическое путешествие по планетам Солнечной системы. Названия этих планет вам хорошо известны, но все ли вы о них знаете, мы сейчас и увидим. Перед началом путешествия необходимо пройти специальную подготовку. Приготовьтесь, разминка для ума!
А ну-ка, в сторону карандаши.
Ни тетрадок, ни ручек, ни мела!
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души!
Задания для устного счета:
- Найдите сумму чисел 3400 и 2600.
- Найдите разность чисел 500 и 170.
- Увеличьте 12 в 2 раза.
- Уменьшите 48 в 2 раза.
- Сколько часов в сутках?
- Уменьшите 450 на 95.
- Разделите 450 на 3
Космический корабль пролетает за 1 секунду 120 км. Сколько километров он пролетит за 5 секунд? За 10 секунд?
(во время устного счета расшифровывается пункт отправления – планета Земля)
- Земля - третья планета от Солнца, ее называют “голубой планетой”. Почему?
(т.к. на поверхности планеты воды больше, чем суши)
- Соседями нашей планеты Земля считаются Марс и Венера. Отправляемся на Венеру. Для этого необходимо решить следующие задания. (дидактические карточки стр. 25 карточка 29)
257 * 8 | 1357* 4 | 8056* 5 | 14007*9 |
8756- 245 | 75096+ 3057 | 288068- 165954 | 634774+ 321543 |
- Венера – вторая от Солнца планета. Носит имя богини красоты, выглядит как очень яркая звезда. На Венере очень жарко, температура поверхности достигает 480 градусов по Цельсию. Это происходит из-за того, что планета окружена толстым слоем облаков состоящих из углекислого газа и серной кислоты.
Отправляемся на Марс. Найдите значение выражения, восстановив порядок действий.
- 70 * 8 – 42 : (82476 – 82470) * 50
- 480 : 8 + 960 : 6 – 19 *7
- Решили. Молодцы! А знаете ли вы, что Марс – четвертая от Солнца планета. Названа она в честь римского бога войны, за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое, окисляясь придает ей красный оттенок. У Марса есть два спутника Фобос и Деймос. (страх и ужас – так звали сыновей бога).
- Наше сложное путешествие продолжается. Самая большая планета Солнечной системы – Юпитер. Названа так в честь главного римского бога. На этой планете постоянно бушуют ураганы, т.к. она состоит из различных газов. Чтобы выстоять перед ураганами мы должны быть в отличной спортивной форме, поэтому проведем физкульт. минутку.
Работа с учебником математики.(Н.Б. Истомина. Математика 4 класс)
- открываем страницу 64, № 130
Задача. Мама сделала на зиму 37 связок чеснока, по 9 головок в каждой, и еще осталось 7 головок. Сколько всего головок чеснока заготовила мама? Запиши решение задачи выражением.
№ 131.
Задача. Можно ли посадить 49 деревьев так, чтобы в каждом ряду их было по 6?
- Молодцы! Вы легко справились с задачами. Вы порадовали бога земледелия – Сатурна, в честь которого названа вторая по величине планета Солнечной системы. Эта красивая планета окружена множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней.
- Решение последней задачи напомнило нам тему деления с остатком. – Скажите, какое главное условие мы должны выполнять при делении с остатком?
- Остаток должен быть всегда меньше делителя.
- Тогда попробуем справиться со следующим заданием и узнаем, куда нам лететь дальше.
Самостоятельная работа.
34 : 8 п 68 : 8 о 83 : 9 р 41 : 9 а 86 : 8 д 60 : 7 о 75 : 8 м 44 : 5 о 23 : 4 й
- Ура! Мы вернулись домой.
- На скольких планетах побывали? (на пяти)
- А сколько всего планет в Солнечной системе? (девять)
- Какие математические операции повторили? (сложение и вычитание, порядок действий в выражениях, деление с остатком).
- На следующих уроках мы продолжим наше путешествие. А сейчас урок окончен. Спасибо.