Из опыта работы педагога-психолога начальной школы. Конспект развивающего занятия для 3-го класса

Разделы: Школьная психологическая служба


 

Введение

Сиротство в Российской Федерации продолжает оставаться серьезной проблемой как в связи с большим количеством таких детей, так и вследствие не разработанности основных взаимосвязанных между собой диагностических и реабилитационных вопросов этой проблемы.

Личность как научное понятие можно и должно определять как индивидуальное бытие общественных отношений.
Известно, что отрыв ребенка от матери, от биологической семьи, помещение его в сиротское учреждение обусловливает развитие психической депривации. Последствиями психической депривации являются различные психические аномалии, основные из которых – поведенческие расстройства. У социальных сирот, т.е. детей, оставшихся без попечения родителей, изначально негативное значение для развития ребёнка имеют условия проживания в асоциальной среде – с одной стороны, наследственная отягощенность (хронический алкоголизм, шизофрения, олигофрения и т.д.) – с другой. Но и учреждения, где воспитываются дети раннего возраста, как известно, несут в своей системе условия для развития госпитализма. Наблюдается ярко выраженная специфика: эти дети аутичны, у них явно наблюдается общая задержка развития: отстают в речевом развитии, не умеют играть, не умеют общаться; в свои первые годы они отличаются не свойственной детям пассивностью.

Ребенок более старшего возраста, растущий в условиях детского дома, как правило, с трудом осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны, неврозны и поспешны, он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Наблюдается явление, так называемого эмоционального голода. Дети часто порываются к взрослым, они готовы прижаться, «повиснуть» на любом человеке, который пришел в учреждение. Однако у них нет опыта общения поэтому, они не могут развивать отношения и порыв к общению обрывается. Эти дети даже в подростковом возрасте затрудняются в рефлексии на эмоциональное состояние другого человека, в «чтении» чужих эмоций, поэтому они часто ошибаются, при этом как бы «ударяются» о другого. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.

Основная задача психолога, работающего с детьми, оставшимися без попечения родителей, это научить их общаться со сверстниками и взрослыми, научить детей понимать чувства, эмоции окружающих и свои собственные.
Младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития определенных психических свойств, позволяющих восполнить пробел в представлениях у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образованный неблагоприятным семейным воспитанием, различного рода депривациями, недостатком информации и положительного опыта в отношении внешних и внутренних механизмов поведения человека, его способностей, личностных свойств.

Этот период благоприятен для формирования психической культуры общения и поведения, особенно для развития способности к эмпатии в отношении других людей, доброжелательного и чуткого отношения к окружающим; готовности оказать помощь; умения устанавливать контакты. Формирование именно этих качеств происходит в рамках групповой работы и необходимы каждому человеку для продуктивного взаимодействия в социуме. Одно из занятий программы социальной адаптации детей представляется вашему вниманию. Особенностью организации таких занятий является создание атмосферы комфорта, принятия, заинтересованности. Для этого дети делятся на группы по 4 человека, что способствует раскрепощению, раскрытию, проявлению способностей, индивидуальности каждого ребенка.

Методическая часть.

Цель: развитие навыка позитивного социального взаимодействия.
Задачи:

- познакомить с понятием «сотрудничество»;
- развивать умение работать в малой группе;
- воспитывать доброжелательность, терпимость в отношениях с окружающими.

Оборудование: мячик; корзинка для записок; шапочки с изображением щуки, рака, лебедя и словом «воз»; кукла-старичок; сундучок с карточками-правилами сотрудничества; конверты с контуром сапожка и наклейками (каждой паре детей по паре сапог); магнитофон; кассета «Развивающая музыка для малышей».

Ход занятия

Разминка: «Доброе слово и кошке приятно».
«Приветствие».

Психолог (далее п-г): ребята, давайте поприветствуем друг друга. Сегодня мы сделаем это при помощи слов (дети по кругу, передавая мячик, приветствуют друг друга).

«Я рада видеть…», психолог, описывает кого-то из присутствующих, не глядя на них, дети догадываются о ком речь.

«Копилка приятных слов».

П-г: оказывается, есть такие слова, сказав которые в нужный момент, мы можем поднять человеку настроение. Сейчас будем собирать приятные слова вот в эту корзинку. (Ребенок называет слово, записывает и кладет в корзинку, так по кругу. П-г читает собранные записки).

Основное содержание занятия.

Инсценировка басни И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

П-г: дети, вы уже знакомы с басней Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, Щука и Рак», сегодня мы ее вспомним, я буду читать басню, а вы изобразите героев (п-г распределяет роли, дети надевают шапочки с изображением персонажей, далее п-г читает басню, а дети изображают героев).

Обсуждение.

П-г выясняет, почему не удалось сдвинуть «Воз», как в этой ситуации чувствовал себя «Воз», что нужно сделать, чтобы сдвинуть «Воз» с места. Дети должны в процессе обсуждения прийти к мнению, что нужно договориться в какую сторону тянуть «Воз».
П-г: давайте еще раз попробуем тянуть «Воз», после того, как вы договорились, в какую сторону будете тянуть.

Беседа о сотрудничестве.

П-г: что помогло сдвинуть «Воз»?
Дети (далее Д): мы договорились.
П-г: да, вы сумели договориться, вы делали дело дружно, а умение дружно делать дело называется сотрудничество (показывает слово «сотрудничество»). Давайте вместе прочитаем это слово.
П-г и Д: СОТ-РУД-НИ-ЧЕСТ-ВО.
П-г: ребята, а какие дела мы делаем вместе, а одному их делать трудно и скучно? (Дети перечисляют дела).

Правила сотрудничества, обсуждение.

П-г: итак сотрудничество – это умение делать дело дружно, но сотрудничество может не получиться из-за ссор, так вот, чтобы ссоры не мешали нам дружно работать, наш старый знакомый Старичок-Волшебник нес волшебный сундучок с правилами сотрудничества. Но Злой Колдун украдкой перепутал правила сотрудничества с лжеправилами. Вам нужно выбрать настоящие правила и рассказать о них другим детям, а лжеправила мы уничтожим, чтобы они больше не ссорили людей. (Дети достают из сундучка правила, читают, настоящие правила оставляют, а лжеправила выкидывают).

Правила сотрудничества:

- говорите по очереди, не перебивайте друг друга;
- когда скажешь свое мнение, спроси остальных, согласны ли они;
- если ты не понял то, о чем тебе говорят, обязательно переспроси;
- вместе можно сделать даже самое трудное дело.

Лжеправила:

- никогда не слушай, что говорят другие, кричи, перебивай;
- всегда настаивай на своем мнении, оно самое верное;
- никогда не переспрашивай, если что-то не понял;
- трудные дела лучше делать одному.

П-г: ребята, возьмите каждый по одному правилу и зачитайте их, какое правило вы считаете самым важным и почему. (Дети зачитывают правила и высказываются).

Работа в паре.

П-г: представляете дети, Злой Колдун не только правила сотрудничества перепутал, но еще и испортил Старичку-Волшебнику все его сапожки, они раньше были яркие, красивые, а теперь стали белые, скучные. Мне кажется, что мы могли бы украсить сапожки Старичка-Волшебника узорами (делит детей на пары и раздает листы бумаги с изображение сапога и конверты с наклейками). Вы уже знакомы с правилами сотрудничества, благодаря которым можно работать дружно, без ссор, мне кажется, что вы сумеете украсить сапожки так, чтобы они были парными, а в паре сапожки одинаковые.

Обсуждение.

П-г: давайте посмотрим, как выглядят пары сапожек (дети предъявляют свои работы). Что мешало, а что помогало в работе (дети рассказывают о своих впечатлениях). Можно сказать, что вы работали в сотрудничестве?

Подведение итога.

Литература:

  1. Голик А.Н. «Социальная психиатрия сиротства». М. 2000г. – 194с.
  2. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. Минск 2001. – 977с
  3. Ермолаева-Томина Л.Б. «Формирование психической культуры у воспитанников детских домов и школ-интернатов». М. 1995г.
  4. Мухина В.С. «Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск». (Материалы Российско-американской научно-практической конференции). М. 1995.
  5. Пилипко Н.В. «Приглашение в мир общения». М.1999.
  6. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. «Психология сиротства». СПб. 2005г. – 400с.
  7. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я». М. 2001г. – 280с.