Методика работы с русской народной сказкой на уроках литературного чтения

Разделы: Начальная школа


Традиционно книга для чтения начинается с изучения фольклора – народного творчества. Одним из жанров фольклора является сказка.

Как никакие другие, русские волшебные сказки дают богатый материал для развития творческих способностей, познавательной активности, для самораскрытия личности. Волшебные сказки вызывают особый интерес у детей. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел, и идеализированные герои, и счастливый конец.

К сожалению, очень часто этот творческий потенциал, заложенный в русских народных сказках, не раскрывается на уроках литературного чтения, поскольку изучение сказок в большинстве случаев сводится лишь к выяснению характеров действующих лиц и определению сюжетной линии сказки; в результате разрушается целостность ее художественного мира и ее особое обаяние пропадает.

Важно показать детям, из чего состоит сказка, как она “складывается”, дать представление о героях, о системе событий и роли в них персонажей сказки, о богатстве изобразительных средств и образности народной речи, что будет способствовать развитию фантазии и творчества учащихся. За захватывающим фантастическим сюжетом, за разнообразием персонажей нужно помочь ребенку увидеть главное, что есть в народной сказке, – гибкость и тонкость смысла, яркость и чистоту красок, поэзию народного слова. Эта проблема находит свое решение только в комплексном подходе к изучению русской народной сказки в школе.

Предлагаемая система вопросов и заданий, ориентированных на анализ системы образов и сюжетно-композиционных особенностей фольклорной волшебной сказки в согласии с их жанровой природой, способствует более глубокому пониманию ее нравственно-эстетического содержания.

Идея комплексного подхода к изучению волшебной сказки, принцип целостного ее анализа пока еще не стали общепринятыми в методике. В многочисленных публикациях мы находим отдельные интересные наблюдения, касающиеся образов героев, сюжета, языка волшебной сказки, указания на эффективность применения тех или иных приемов ее изучения. Однако эти замечания остаются разрозненными и, не будучи сведены в систему, не могут обеспечить продуктивное движение детей под руководством учителя к постижению глубоко метафорического смысла читаемого текста.

Между тем открытия, сделанные фольклористикой в области народной волшебной сказки [1] могут и должны найти применение в методике. С их помощью можно создать целостную систему обучения детей умению читать волшебные сказки: разработать блоки упражнений, вопросов, заданий и игр по изучению этого жанра с точки зрения особенностей его системы образов, сюжета, композиции и изобразительно-выразительных средств языка. Продумать методику знакомства младших школьников с историческими корнями волшебной сказки и работу по изучению истоков волшебных сказочных сюжетов и образов и др.

Целостный анализ волшебных сказок позволяет рассматривать все нюансы художественной структуры в тесной связи с содержанием произведения и тем самым способствует более высокому уровню понимания его идейного содержания, изобразительных особенностей и художественных достоинств.

Система образов волшебной сказки

Работа над системой образов волшебной сказки на начальном этапе обучения, как правило, ограничивается анализом системы персонажей, однако со временем должна по возможности включать и анализ образов других масштабов – от образов-деталей до образа сказочного мира в целом.

Работа в данном направлении состоит из нескольких этапов:

содержательный анализ сказки; выделение основных сказочных персонажей, определение черт их характера и составление их оценочной характеристики;

определение типов персонажей по роли, которую они играют в сказке, и их особенностям; создание их словесного портрета (с учетом содержания и функции образов-деталей – портретных подробностей, пейзажных зарисовок, предметного мира и пр.);

обобщение подобранного материала о главных героях, составление их полной характеристики; нахождение значимых связей между образами в сюжете сказки;

определение специфики волшебной сказки через особенности ее системы образов.

При работе с системой образов необходимо научить детей определять роль каждого из них в сюжете сказки, давать характеристику со стороны его сказочной функции. Разобраться в пестром чудесном мире волшебной сказки ребенку поможет типология сказочных персонажей, созданная В.Я. Проппом [1,2]. Как известно, ученый выделил семь типов действующих лиц по их функциям:

  • вредитель (антагонист),
  • даритель,
  • чудесный помощник,
  • похищенный герой (искомый предмет),
  • отправитель,
  • герой,
  • ложный герой.

Со всеми этими персонажами младший школьник встречается в сказке, поэтому необходимо знать их особенности. В этом поможет “Картотека сказочных персонажей”, разработанная на основе теории В.Я. Проппа.

Важно также научить детей находить в тексте, называть и представлять себе волшебные существа и волшебные предметы, которые в совокупности составляют основу чудесного мира сказки, определять при анализе соответствующих эпизодов текста смысл чудес, совершаемых этими персонажами, функцию добра или зла, которую они несут. Для этого целесообразно составить еще одну вспомогательную картотеку – “Картотеку волшебных предметов”.

Знакомство младших школьников с системой персонажей волшебной сказки осуществлялось на уроках чтения сказок “Иван-царевич, Жар-птица и серый волк” и “Крошечка-Хаврошечка”.

В ходе анализа образов первой сказки важно провести сравнение действующих лиц – братьев и Ивана-царевича – и на основе сопоставления их характеров и поведения подвести детей к выводу о типах этих героев. Раскрывая особенности характера каждого из героев, дети отметили, что Иван-царевич не боялся трудностей, был смелым, храбрым, настойчивым, любил отца и слушался его и потому его можно назвать “настоящим героем”. Братья же завистливы, хитры, жестоки, коварны, убили Ивана, чтобы завладеть Жар-птицей и Еленой Прекрасной, следовательно, они – “ложные герои”.

При анализе образа волка дети выдели такие его качества, как умение предсказывать будущее, способность превращаться, оживлять героев, что позволило назвать его “чудесным помощником”. Аналогично проходила работа над определением функций “волшебных предметов”, а также других персонажей сказки.

Следующим этапом работы над системой персонажей стало обобщение их характеристик и установление взаимосвязей между образами, в результате чего создалось целостное представление о действующих лицах произведения, причем представление более высокого уровня и качественно иное, чем на первом этапе, – представление о системе образов именно как о системе.

Изучение системы образов продолжалось при домашнем чтении, где учащиеся, анализируя прочитанные дома русские волшебные сказки, находили “чудесных помощников” и “вредителей”, “дарителей” и “волшебные предметы”. В ходе эвристической беседы сделан вывод о том, что ни один персонаж сказки не является случайным, все герои играют собственную роль (“функцию”) в сказочном повествовании.

Сюжетная организация волшебных сказок

При изучении сюжетной организации волшебных сказок необходимо опираться на сюжетную классификацию сказок, предложенную В.Я. Проппом [1] и обусловленную его теорией функции действующих лиц (сказки о чудесных противниках, сказки о чудесной задаче, сказки о чудесном помощнике, сказки о чудесном предмете, сказки о чудесной силе и умении). Используя эту сюжетную классификацию, учитель может проводить работу над содержанием конкретной сказки более целенаправленно, подчеркивая и выделяя главное, что составляет ее сюжет.

Предлагаемая ниже методика изучения сюжета волшебной сказки опирается на труды А.Н. Веселовского, Н.М. Ведерниковой и В.Я. Проппа [2,3,4]. Автор попытался совместить здесь представление о сюжете как комплексе мотивов, между которыми усматривается причинно-следственная связь (А.Н. Веселовский, Н.М. Ведерникова), и представление о сюжете как “соединении функций”, действий персонажей (В.Я. Пропп).

Работа по изучению сюжета состоит из нескольких этапов:

  • уяснение основных мотивов сюжета, обнаружение причинно-следственных связей между ними;
  • определение отдельных функций – действий персонажей, характерных для целого ряда волшебных сказок;
  • выделение так называемых “сюжетных вех” [5] , или элементов сюжета (завязки, развития действия, переломного момента, кульминации, развязки);
  • соотнесение каждого элемента сюжета с характерами действиями и поступками героев.

Структура сказок

Начальное благополучие. Сказка обычно начинается с некоторой исходной ситуации. Перечисляются члены семьи, или будущий герой (например, солдат) просто вводится путем приведения его имени или упоминания его положения. Описывая эпизод безмятежной жизни, предшествующий дальнейшим событиям, сказка дает понять, что это спокойствие очень зыбко и может нарушиться в любой момент.

Временная отлучка. Смысл ее состоит в том, что разлучаются старшие и младшие, сильные и беззащитные. Один из членов семьи отлучается из дома.

1) Отлучиться может лицо старшего поколения. Родители уходят на работу “Надо было князю ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках”. Уезжает он (купец) как- то в чужие страны. Обычные формы отлучки: на работу, в лес, торговать, на войну, по делам .

2) Усиленную форму отлучки представляет собой смерть родителей.

3) Иногда отлучаются лица младшего поколения. Они идут или едут в гости, рыбу ловить, гулять, за ягодами.

Запреты. Они всегда исходят от взрослых, и какое-то время дети их терпеливо соблюдают. “В этот чулан не моги заглядывать”. “Береги братца, не ходи со двора”. “Ежели придет яга-баба, ты ничего не говори, молчи”. “Много князь ее уговаривал, заповедал не покидать высока терема” и пр. Тем не менее, запрет в фольклоре всегда нарушается, иначе не было бы сюжета. В этом состоит функция запрета, поскольку за его нарушение следует беда.

Запрет нарушается. “Царевны идут в сад, они опаздывают домой”. В сказку теперь вступает новое лицо, которое может быть названо вредителем. Его роль - нарушить покой счастливого семейства, вызвать какую-либо беду, нанести вред, ущерб. Противником героя может быть и змей, и черт, и разбойники, и ведьма, и мачеха и т. д. Он пришел, подкрался, прилетел и пр., и начинает действовать.

Герой отправляется из дома. Начинается сказка с беды или с утраты. Герою приходится искать выход из создавшегося положения. Этот момент - самый напряженный, самый острый для героя в ходе действия. Он уходит наугад, не зная ни пути, ни цели. Он идет “куда глаза глядят”. Сказка как бы подчеркивает неопределенность направления и времени, в котором совершается действие. “Оно не может быть исчисляемо и никогда не исчисляется реальными сроками дней, недель, лет”.

Встреча с дарителем. Обычно оно случайно встречено в лесу, на дороге и т.д. От него герой - получает некоторое средство (обычно волшебное), которое позволяет впоследствии ликвидировать беду. Но прежде, чем происходит получение волшебного средства, герой подвергается некоторым различным действиям, испытаниям.

Герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготавливается к получению волшебного средства или помощника. Яга задает девушке домашние работы. Лесные богатыри предлагают герою три года служить. Яблоня, река, печь предлагают очень простую пищу. Умирающий или умерший просит оказать услугу. Эта форма иногда также принимает характер испытания. Корова просит: “Не ешь моего мяса, косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водой их поливай”.

Испытание, награждение, наказание “ложного героя”. Перед награждением герой “иногда предварительно подвергается испытанию”, которое в основном заключается в том, что герой проявляет “свое основное качество — бескорыстие. Он действует не для себя, не в свою пользу и не от своего имени. Он всегда кого-то освобождает, выручает”. Тем самым он “выслуживает” себе волшебное средство. Важно отметить, что “герой не знает, что его испытывают”, но знает об этом читатель, который наверняка уже усвоил неписаное правило народной сказки: “каждая даже мелкая встреча в жизни может рассматриваться как испытание”, пройдя которое, человек щедро вознаграждается.

Волшебные помощники. Таковыми являются: животные, вещи, баба-яга и другие. “Герой получает в руки волшебное средство или волшебного помощника и при его помощи достигает всех своих целей”; при этом, подчеркивает В.Я. Пропп, он “достигает успехов без всякого усилия”. За героя все выполняет помощник, который оказывается всемогущим, всезнающим или вещим. Герой иногда портит дело. Он часто не слушается советов своих помощников, нарушает их запреты и тем вносит в ход действий новые осложнения. Тем не менее, герой, получивший волшебное средство, уже не идет “куда глаза глядят”. Он чувствует себя уверенно, знает, чего хочет, и знает, что достигнет своей цели.

Изменение облика. В итоге всех злоключений может меняться внешний вид героя, его социальное (воцарение, обогащение) или семейное (свадьба) положение, но ни в одной сказке не меняется характер персонажей. В сказке просто нет места для упоминания о каких-либо особенностях внутреннего мира героев. Достаточно контрастной схематичности в разделении всех действующих лиц на “добрых” и “злых”. Если в очень редких случаях кто-то из персонажей “внутренне меняется”, то лишь на время, чтобы достичь своих (чаще всего корыстных) целей.

Началом работы над сюжетом сказки “Иван-царевич, Жар-птица и серый волк” стало выделение ее экспозиции как начального звена в построении сказочного сюжета. Далее необходимо было выделить завязку сказочного действия, когда происходит событие, предопределяющее дальнейший ход сказки. Дети соотнесли с завязкой функцию отправки героев из дома на поиски Жар-птицы и сделали вывод, что именно это событие и стало началом приключений главного героя. Анализируя эпизоды, характеризующие развитие действия, дети выделили функцию запрета и его нарушения (эпизоды похищения Жар-птицы и золотогривого коня). При рассмотрении эпизода, когда братья убивают Ивана-царевича, учащиеся отметили особую напряженность этого момента, определив тем самым кульминацию сказки; здесь же были отмечены функции братьев как “ложных героев”, несущих зло, и функция волка – “чудесного помощника”, воплощающего идею добра. Победа добра над злом была названа развязкой сюжета. Особое внимание детей мы обратили на концовку сказки, выполняющей роль сказочного эпилога.

Ход занятия показал, что младшие школьники вполне способны понять закономерность сюжетного построения сказки на основе выделенной схемы, ее сюжетной организации. Школьники смогли придумать свои сказки, в которых были отражены основные элементы сюжета.

Композиционные особенности волшебных сказок

Существенными для отличия волшебной сказки от сказки другого жанра являются ее композиционные особенности: замкнутость сказочного действия, троекратные повторы, типичные сказочные зачины и концовки, особенное пространственно временное построение и др. Поэтому при изучении волшебных сказок нужно уделить внимание и их композиции.

Автор выделяет следующие основные направления работы с детьми в этом плане:

  • сформировать у детей представление о традиционных зачинах и концовках как неотъемлемой части художественного построения волшебной сказки, отличающейся условностью и информативной насыщенностью; сформировать умение видеть специфическое начало сказки – “зачин” – и благополучный для положительных героев конец – “концовку”;
  • сформировать представление детей о таком характерном приеме в построении сказки, как троекратные повторы; научить их находить повторы в тексте сказки и определять в каждом конкретном случае их функцию и роль в развитии сюжета и образов героев сказки;
  • сформировать представление об условности сказочного пространства и времени (хронотопа волшебной сказки); научить детей видеть пространственно-временные рамки волшебной сказки, определять особенности сказочного пространства и времени в связи с развитием сюжетного действия сказки.

В работе над зачином и концовкой волшебных сказок дети должны уловить их повторяемость из сказки в сказку и в то же время их варьирование, многообразие. Уже в 1-2 классах автор вводит литературоведческие термины “зачин” и “концовка”, опираясь на этимологию этих слов. При этом важно, чтобы дети усвоили функцию зачина и концовки как устойчивых приемов сказочного повествования и их информативную функцию.

Следующим этапом работы над “обрамляющими” формулами становится этап самостоятельного нахождения зачинов и концовок.

Особое внимание при работе над композицией сказки уделялось приему троекратного повторения с выяснением специфики этого приема в сюжете каждой конкретной сказки.

Так, при изучении сказки “Иван-царевич, Жар-птица и серый волк” детям было показано, что прием троекратного повтора используется здесь для того, чтобы подчеркнуть разницу действий каждого из персонажей, проходящих испытание. В сказке “Крошечка-Хаврошечка” смысл повторения иной: этот прием показывает, насколько трудными, каждый раз все более усложняющимися были задания, даваемые хозяйкой Хаврошечке; кроме того, он используется в эпизодах, когда дочери хозяйки три раза ходят за Хаврошечкой, пытаясь выведать, кто помогает ей в работе, и третий раз оказывается роковым для героини, приводит к цепи дальнейших несчастий. В результате можно сделать вывод, что не всегда троекратное повторение используется, чтобы показать положительный исход событий сказки.

Языковые формулы волшебной сказки

Работа над языком волшебной сказки не менее важна, чем изучение ее системы образов, сюжета или композиции, так как она способствует раскрытию содержания сказки, наиболее полному восприятию сказочных образов, пониманию точности, яркости и выразительности народной речи, развитию речи детей, обогащению их словарного запаса, приобщению к художественному творчеству. Следует подчеркнуть, что эта работа не является отдельным этапом урока, но должна органически входить во все виды занятий.

Исходя из этого положения, а также из специфики изобразительных средств сказки можно выделить несколько направлений работы над элементами языкового оформления сказки:

  • работа над спецификой обрамляющих формул сказки (зачинов, присказок, концовок), отражающих особенности ее сюжетно-композиционного построения;
  • анализ языка сказки в связи с элементами характеристики персонажей;
  • работа над пространственно-временными формулами (долго ли коротко ли; прошел год, другой);
  • анализ языковых средств изображения при подготовке к пересказу и выразительному чтению волшебной сказки.

Рассмотрим, как сочетается работа над языком сказки с другими уровнями анализа на уроке чтения на примере сказки “Иван-царевич, Жар-птица и серый волк”.

Знакомство с персонажами сказки, обучение детей умению их характеризовать, давать описание их внешнего облика предполагает работу с языковыми средствами сказки, при этом в центре внимания должны быть эпитеты, гиперболы, метафоры, устойчивые формулы сказки, употребляемые для характеристики персонажей, играющих важную роль в создании фантастики чудесного мира. Это образы волшебных помощников, дарителей, чудесных диковинок.

Так, определить специфику образа серого волка детям помогло обращение к изобразительно-выразительным средствам языка сказки. Составляя описание волка, учащиеся выделили те слова и выражения, которые наиболее точно характеризуют этого героя. Работая над сравнением “промчался, как ветер”, дети определили необыкновенную скорость, с которой волк преодолевает расстояния. Описательная формула “долы и горы промеж ног пропускает, хвостом след заметает” помогла им представить сказочность, фантастичность персонажа, его особые волшебные свойства – способность передвигаться в пространстве с необыкновенной скоростью и необыкновенным способом. При работе над речевой характеристикой серого волка мы просили определить, какие черты характера выражены в его высказывании: “...взялся за гуж – не говори, что не дюж”. Учащиеся отметили, что это народная пословица, указали ее смысл и выделили такое качество волка, как верность своему обещанию, честность.

Работая над пространственно-временными формулами сказки, обращаю внимание ребят на условность сказочного хронотопа: “шел он день, шел другой, шел третий”, “долго ли, коротко ли”, “скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”, а также на эпитеты, характеризующие сказочное пространство: дремучий лес, чистое поле.

Итак, уже в начальной школе ведется настоящая работа по освоению художественных текстов, а значит, освоению и присвоению учениками нравственных образцов. При верном, профессионально грамотном руководстве учителя этим процессом дети легко, с большим интересом осваивают методику и технологические приемы анализа художественного текста. Как показывает практика, они хорошо усваивают алгоритм анализа, а умения превращаются в навыки, остаются в сознании ребенка. И главное, что ребенок приходит в среднюю школу уже освоившим на уроках литературного чтения азбуку литературоведения в посильной для него, интересной и важной ему познавательной деятельности, готовый к дальнейшему осознанному чтению, которое выведет его к высотам человеческого духа.

Задача начальной школы – пропедевтическая, подготовительная, но, наученные методам анализа художественного текста, дети открывают в нем такие глубины, демонстрируют такую интуицию, работу воображения, понимание смысла, что становится ясно, что читатель-ребенок может зачастую больше взрослого.

Литература

  1. Пропп. В.Я. Русская сказка. Л., 1984.
  2. Пропп В.Я. Указатель сюжетов. М., 1957. С. 454-502.
  3. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989;
  4. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. М., 1975.
  5. Бибко Н.С. Обучение первоклассников умению читать сказки // НШ. 1988. № 4.