Цели:
- Закрепить решение уравнений всех изученных типов, работать над их самостоятельным комментированием детьми.
- Познакомить со способом проверки уравнений.
- Закрепить умение решать текстовые задачи.
- Развивать воображение.
Оборудование:
рисунки с изображением сказочных героев –
Винни-Пух, Пятачок, Кролик;
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Чистописание.
5 | 5 | 5 | |
0, | 5, | 10…. | продолжите закономерность. |
Расскажите все, что вы знаете о числе 5.
III. Постановка учебной задачи.
– Сегодня мы отправимся в необычное путешествие, в котором вам очень понадобятся ваши знания по математике: умения складывать и вычитать, решать задачи и уравнения. И на сегодняшнем уроке вы узнаете кое-что новое об уравнении.
IV. Устный счёт.
1) – Куда именно мы отправимся, вы узнаете, если расшифруете слова.
Игра "Передай мел" (по рядам):
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 4 | 9 | 10 | 11 | 9 | 12 | |||
В + 4 = 5 | 3 + Г = 5 | 6 – О = 3 |
8 – 4 = С | 9 – 4 = Т | 8 – 2 = Я |
8 – Х = 1 | 9 – У = 1 | 10 – К = 1 |
5 + 5 = А | 10 + 1 = З | 10 + 2 = И |
Буквы в примерах – магнитные.
От каждого ряда выходят по одному ученику к доске, учитель даёт каждому мел. Учащиеся по команде начинают решать первые примеры в столбиках, соответствующих их рядам. Вместо буквы записывают нужное число, а букву помещают в таблицу под номером, соответствующим ответу в их примере. Затем ученик передаёт мел любому ученику со своего ряда. В конце игры оценивается правильность выполнения, скорость и организованность. В таблице зашифровано "В гостях у сказки".
2) – Какая сказка приглашает нас к себе, мы узнаем, если выполним такое задание:
На доске рисунок: 4 синих шарика и 2 зеленых, - и карточки с выражениями
6 – 2 | 3 + 3 | 4 + 2 | 6 – 4 |
– Выберите те выражения, которые подходят к этому рисунку (первое, третье и четвёртое). Придумайте задачи по этим выражениям…(учащиеся придумывают свои задачи. При обсуждении учитель обязательно обращает внимание детей на отношения "части-целое").
Переверните карточки (на обратной стороне карточек 6 – 2, 4 + 2, 6 – 4 написаны слова "Винни-Пух", "и", "все-все-все…" соответственно.)
– Винни-Пух любит гулять. Вот и сейчас он на прогулке пробует сочинить задачу и нарисовать рисунок, подходящий к этому выражению: 3 + 3. Поможем ему? В парах придумайте задачу (дети предлагают свои варианты, работают в тетрадях, у доски)
V. Актуализация опорных знаний.
– Давайте вспомним, как решать уравнения, т.к. сегодня героям этой сказки потребуются ваши знания и умения.
А) Работа с учебником с.32 №1,2. [1]
Б) – Выполнив задание с.32 №3 [1], вы узнаете имя героя, которому срочно требуется ваша помощь! (на доске 5вариантов ответов на карточках. Выбрав 3 верных ответа, ученики переворачивают карточки, на оборотной стороне которых напечатано ОЛ КР ИК ).
– Расположите карточки в том порядке, в котором у вас записаны ответы. (КРОЛИК).
VI. Открытие детьми нового знания.
– Посмотрите, какое уравнение решил Кролик:
Х – 7 = 2
Х = 7 – 2
Х = 5
– Верно?
– В чем ошибся Кролик? Как ему проверить себя?
(Дети, как правило, говорят, что он неверно определил части и целое. Учитель может сказать: Да. Кролик, вероятно, не умеет этого делать. Он не учился этому. Он умеет только складывать и вычитать.)
– Как же быть? Как показать Кролику, что он не прав?
Наводящими вопросами нужно подвести детей к самостоятельному выводу: Нужно вместо Х в уравнение поставить 5. Получаем тогда 5-7=2. Сразу видно, что уравнение решено неверно.
– Молодцы! В тетради запишем верное решение уравнения. Сделаем проверку.
– Как вы думаете, этот способ проверки удобен? Он нам может пригодиться?
VII. Первичное закрепление.
Работа с учебником c.32 №4. С комментированием. [1]
VIII. Самостоятельная работа
По индивидуальным карточкам с уравнениями, например:
карточка №1
Х – 9 = 13 8 + Х = 14
IX. Повторение изученного. Решение задач.
– Винни-Пуху так понравилось сочинять задачи, что он придумал задачу для Пятачка:
"Пятачок съел 4 пирожка, а Винни-Пух на 2 больше. Сколько пирожков съели Винни-Пух и Пятачок вместе?"
– Поможем Пятачку решить задачу?
Выберите верную схему:
(На доске и на карточках у учащихся начерчены 3 схемы). Дети самостоятельно выбирают подходящую схему, учитель лишь помогает им вопросами:
– Что известно в задаче?
– Что неизвестно?
– Что спрашивается в задаче?
– Как это обозначено на схеме? (нужно добавить фигурную скобку)
– Что ищем: целое или часть?
Далее уточняем, какую схему выбрали. Почему выбрали третью схему?
Затем учащиеся самостоятельно решают задачу, обозначая на схеме известные части. Взаимопроверка.
У каждого ученика есть "заготовка" со схемами. Самостоятельно дети выбирают схему.
– Какую схему выбрали? Почему? Чего в нашей схеме не хватает? (фигурной скобки)
Х. Итог урока.
Оценка работы на уроке каждого ученика (устные ответы, работа в тетради и т.п.). Награждение: призы от сказочных героев – "за активность", "за правильность", "за аккуратность".
Литература.
1. Математика, 2, часть 3: Учебник для начальной школы.-М.: Ювента, Просвещение, 2005