Цели урока:
- обобщение и систематизация знаний по данной теме,
- воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению одноклассников, умения выражать и отстаивать собственное мнение,
- расширение кругозора,
- воспитание любви к природе и уважения к традициям своего народа.
Оборудование:
- компьютер,
- мультивидиопректор,
- набор букв А, В, С, Д и квадратики с буквами У, Т, Я, П, И, М, А, Р, К, Ф, Г, Ц, Н,Я,Ч,О (для каждой группы)
Девиз урока: “Мы можем”.
Класс разбивается на команды по 4-5 учеников с разным уровнем знаний. Из сильных учеников выбирается капитан. Он в течение всей игры ведет учет знаний каждого члена своей команды, а также вместе с другими сильными учениками по мере необходимости помогает более слабым учащимся.
Жюри оценивает игру каждой команды и результаты помешает на табло.
ХОД УРОКА
1. Экспресс-опрос
(Каждой команде поочередно задается вопрос. За полный правильный ответ 1 балл. Если команда не готова отвечать или дает неправильный ответ, то право ответа переходит к другой команде.)
1) Какую функцию называют линейной?
2) Что является графиком линейной функции?
3) Какую функцию называют прямой пропорциональностью?
4) Что является графиком прямой пропорциональностью?
5) В каком случае графики двух линейных функций являются параллельными прямыми?
6) В каком случае графики двух линейных функций пересекаются?
Следующие вопросы экспресс-опроса для всех команд сразу (кто быстрее ответит). я ответа воспользуйтесь карточками с буквами А, В, С, Д . Правильный ответ надо найти на рисунке 1.
1) На каком рисунке у графика линейной функции положительный угловой коэффициент? Ответ обоснуйте. [С и В]
2) На каком рисунке изображен график прямой пропорциональности? Ответ обоснуйте. [В]
3) На каком рисунке у графика линейной функции отрицательный угловой коэффициент? Ответ обоснуйте. [Д]
4) График какой функции мы не изучали? Ответ обоснуйте. [А]
2. Кто быстрее запишет?
(Задание для всех команд 2 балла + 1 балл за каждое слово) За минуту составьте самое длинное слово, связанное с темой нашего урока, из букв, которые даны на карточках: У, Т, Я, П, И, М, А, Р, К, Ф, Г, Ц, Н,Я,Ч,О [функция]
З. Найди на рисунке ошибку. (Задание для всех команд (З балла))
Ученик допустил ошибку при построении графика одной из функций (рис. 2). На каком рисунке ошибка? Для ответа воспользуйтесь карточками с буквами А, В, С, Д..
4. Найди правильный ответ. (Задание для всех команд (5 балла))
. Команда должна найти правильный ответ на рисунке З. При ответе воспользуйтесь карточками с буквами А, В, С, Д.
Рис. 3
- Под каким номером изображен график функции, заданной формулой у = О,5х + 3?
- Под каким номером изображен график функции, заданной формулой у = - 4?
- Под каким номером изображен график функции, заданной формулой у = 0,5х -3?
- Под каким номером изображен график функции, заданной формулой х = - 4?
5). Кто быстрее решит?
(К доске вызываются по одному человеку от команды (4 балла))
Найдите значение у, соответствующее х = -14, если линейная функция задана формулой у = 0,5х + 5.
6). Выбери правильный ответ. (Задание для всех команд. (4 балла))
Для ответа воспользуйтесь карточками с буквами А, В, С, Д.
Линейная функция задана формулой у = -4х + 7.
Найдите значение х, при котором у = - 13
Варианты ответа: А. 1,5. В. -5. С 5. Д. –1,5.
7) Построй правильно. (Задание для всех учащихся класса. (5 баллов)).
Необходимо построить графики функций и выделить ту часть ее часть для точек которой выполняется соответствующее неравенство:
у = х + 6, 4 < х < 6; у = -х + 6, -6 < х <-4; у = - 1/3 х + 10, -6 < х < -3; у = 1/3 х +10, 3 < х < 6; у = -х + 14, 0 < х < 3; у = х + 14, -3 < х < 0; у = 9х – 18, 2 < х < 4; у = - 9х – 18 -4 < х < -2; у = 0, -2 < х < 2.
У нас получился рисунок – ТЮЛЬПАН.
Немного о тюльпанах:
Известно около 120 видов тюльпанов, распространенных, главным образом в Средней, Восточной и Южной Азии и Южной Европе.
Ботаники считают, что культура тюльпанов возникла в Турции в ХII столетии Мировую славу растение обрело вдали от своей родины, в Голландии, по праву названной Страной тюльпанов.
На различных художественно-оформленных изделиях (и ювелирных) на разных каменных надгробиях и т.д. часто встречаются мотивы тюльпана.
Вот легенда о тюльпане. В золотистом бутоне желтого тюльпана было заключено счастье. До этого счастья никто не мог добраться, ибо не было такой силы, которая смогла бы открыть его бутон.
Но однажды по лугу шла женщина с ребенком. Мальчик вырвался из рук матери, со звонким смехом подбежал к цветку, и золотистый бутон раскрылся. Беззаботный детский смех совершил то, чего не смогла сделать никакая сила. С тех пор и повелось дарить тюльпаны только тем, кто испытывает счастье.
Творческое задание на дом: Нарисовать с помощью прямых рисунок.
Подведение итогов урока Жюри подводит общие итоги, выявляет команду-победительницу. Учитель сообщает, сколько максимально баллов могла бы набрать каждая команда, делает вывод о знаниях учеников, полученных по данной теме..