Цель: познакомить с основным приёмом раскроя мешочка и швом «назад иголкой», развивать эстетический вкус и творческие способности при оформлении мешочка («бахрома», «аппликация»); воспитывать интерес к русской культуре; сшить мешочек и оформить его.
Метод проведения: объяснение с элементами показа приемов работы, правила техники безопасности, работа с инструкционными картами.
Оснащение занятия: выставка готовых работ, инструкционные карты, демонстрация фотографий славянских оберегов. Для практической работы: клей, кисти, ножницы, иглы, коллажи «домовят», «вредные советы», словарные слова.
План занятия
- Организационный момент. Постановка цели. Подготовка к восприятию.
- Практический раздел.
- Итог занятия.
Структура занятия
I. Организационная часть. (Приветствие. Сообщение темы)
II. Подготовка к восприятию нового материала.
Учитель:
Ремесел очень много на земле на русской есть.
И всех ремёсел нам сейчас не перечесть!
От дремучих лесов, молчаливых озёр и речушек,
Где дремлют кувшинки да ряска,
От берёзок, взбегающих на косогор,
От лугов, где пылает рыбачий костёр,
Ты пришла ко мне, русская сказка!
И сегодня мы, ребята, путешествовать пойдём,
По деревням и по хатам, мы заглянем в каждый дом.
Кто живёт там, спросим, рассказать о себе попросим.
И узнаем мы, наверное, что-то новое и необыкновенное.
Перед нами дом большой и красивый-то какой!
Кто же в доме том живёт? Кто нам двери отопрёт?
А давайте постучим
И хозяина удивим.
(Дети стучат каблучком по полу, и дверь открывается, а у порога встречает Домовёнок)
Учитель:
- Ты ж, хозяин, покажись,
Гостям жданным назовись
Домовенок: Я хозяин - дух этого дома. Зовут меня домовой Кузьма. Могу я сладости или вещицу какую-нибудь утащить, гриву конскую запутать, пошуметь да погреметь по ночам (изобразить звуки) - хозяев напугать. Но если уважите меня, угощенье мне выставите, лучшего помощника вам и не найти. Я и по хозяйству управлюсь и за домашней живностью пригляжу, и от пожара уберегу, и в болезни помогу. Если я дружен с хозяином, то по ночам я принимаю его облик и расхаживаю в доме и по двору, путаю воров.
Учитель: Люди старались поддерживать с ним хорошие отношения, не забывая обращаться к нему с ласковым словом, оставляя немного вкусной еды и маленькие подарочки. Может случиться, что в доме найти ничего невозможно. Не иначе это проделки Домового. Чтобы пропажа нашлась, привяжите к ножке стула веревочку и скажите: «Домовой, домовой, поиграл и отдай» А если вас замучила бессонница, лежа в постели скажите: «Тук-тук, чок-чок, домовой-домовой, повернись на другой бочок».
Если переезжали в другой дом, то уважительно приглашали и домового на новое место жительства: «Домовой, домовой, пойдем со мной!» Домового переносили на хлебной лопате или в старом лапте (показ Домового в лапте) со словами «Вот тебе сани, поезжай с нами»,
Учитель: Мы сегодня на занятии попробуем тоже ублажить нашего домового, сошьем для него мешочек и вложим в него различные обереговые предметы. (Приложение 1)
III. Теоретическая часть.
1. Повторение правил безопасности труда.
Учитель: Перед выполнением этой работы мы попросим Кузеньку дать нам некоторые советы. (Приложение 2)
2.Знакомство с технологической картой раскроя и пошива мешочка.
а) Беседа
- Что нам понадобится для раскроя? (ткань, линейка, карандаш или мел, ножницы.)
- Что нам понадобится для пошива? (нитки, иголки).
- Как проще раскроить мешочек? (выслушиваются ответы детей).
- Какой шов используем для пошива и как можно украсить мешочек? (Приложение 3)
- Что можно использовать для украшения?
б) Знакомство с технологической картой раскроя и технологической картой пошива мешочка (Приложение 4).
в) Знакомство с советами по украшению мешочка в техниках: «бахрома», «аппликация», из семян растений: подсолнечника, тыквы, огурца, дыни, арбуза.
г) Знакомство со словарными словами (Приложение 5)
IV. Практическая работа.
1. Дети выполняют работу. Учитель с Домовенком оказывают практическую помощь им.
Физкультминутка: А если хотите проверить, есть ли у вас свой домовой, нужно встать в центре комнаты, развести руки в стороны, раскрыть ладошки и, закрыв глаза, медленно поворачивайтесь влево, до тех пор, пока у одной из ладоней не почувствуете тепло. Можете и покормить домового. Оставьте на ночь кружку молока, а утром... Честно говоря, молоко окажется нетронутым, но у него пропадет энергетика. Оказывается, домовые съедают биополе продуктов, а сами харчи остаются нетронутыми.
3. Вложение обереговых предметов и завершение работы, т.е. приклеивание мешочка к выполненной заранее работе «Домовенок» в технике - коллаж.
4. Оформление мешочка. Символика оберегов (на доске):
- горсть овса - чтобы в доме достаток;
- горсть мака - чтобы исполнились все желания;
- шишка - символ трудолюбия и достижения успеха;
- ягоды шиповника - символ крепкого здоровья;
- семена тыквы - символ плодородия;
- лавровый лист - слава, успех;
- подсолнуха - здоровье детей в доме;
- монетка - успех в делах;
- зубчик чеснока - изгоняет нечистую силу;
- горох - символ мира и дружбы.
V. Итог работы.
Учитель: Вот мы и сделали оберег - Домовенок (обращение к доске, на которой фотографии старославянских оберегов)
Ни один дом на Руси не обходился без оберегов. Миниатюрные изображения топора, колокольчика, ложек, веника, кочерги, плетня, лаптя, косы - домовушки широко применялись в обрядах. Люди верили, что обереги охраняли их от болезни, «дурного глаза», хищных зверей, стихийных бедствий и разных напастей. Собираясь в дальний путь, человек брал с собой оберег, чтобы вложенное в него добро, вера и любовь согревали душу, напоминали об отчем доме и родной земле. Домовой: 10 февраля у меня праздник. В этот день я буду веселиться, озорничать, проказничать, а унять вы меня сможете щедрым угощением и уважением. Не забудьте сварить мне кашу и пригласить к трапезе: «Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги и наш дом береги! А я уж в долгу не останусь».