Пояснение
Обучение правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно–воспитательной работы в школе. Вместе с тем правила дорожного движения – первый государственно–правовой документ, наиболее жизненно близкий школьнику. Изучая ПДД, обучающиеся приобретают знания и навыки поведения на улице, усваивают правила и навыки движения на дороге. В нашей школе работа по профилактике ДТП проводится в трех направлениях:
- работа с обучающимися;
- работа с учителями;
- работа с родителями.
Далее мы представляем материалы для организации обучения по ПДД по этим направлениям.
Работа с обучающимися.
Преподавание в начальной школе проходит по программе.
1 класс
- Улица полна неожиданностей (2 часа).
- Наши верные друзья на улицах и дорогах (2 часа).
- Это должны знать все (2 часа).
- Мы – пассажиры (2 часа).
- Учимся соблюдать ПДД. Практические занятия (2 часа)
2 класс
- Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. Детский дорожно-транспортный травматизм (2 часа).
- Элементы улиц и дорог. Дорожные знаки и разметка (2 часа).
- Правила перехода улиц и дорог. Правила перехода улицы при выходе из автобуса, троллейбуса, трамвая (2 часа).
- Виды светофоров. Сигналы светофора и регулировщика. Перекрёстки и их виды. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств (2 часа).
- Мы – пассажиры. Посещение детского городка ГИБДД (2 часа).
3 класс
- Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. Детский дорожно-транспортный травматизм (2 часа).
- Безопасность пешеходов (2 часа).
- Виды транспортных средств (2 часа).
- Дорожные знаки и их группы. Сигналы регулирования дорожного движения (2 часа).
- Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. Занятия на специальной школьной площадке. Посещение детского городка ГИБДД (2 часа).
4 класс
- Наш путь в школу и новые маршруты. Проверка знаний ПДД (2 часа).
- Движение группами и в колонне. Железнодорожные переезды (2 часа).
- Предупредительные сигналы водителя. Оборудование автомобилей специальными сигналами (2 часа).
- Перекрёстки и их виды. Правила перехода улицы на перекрёстках. Дорожная разметка (2 часа).
- Игры и соревнования по ПДД. Экскурсия по городу. Посещение детского городка ГИБДД (2 часа).
С этого учебного года введён ежемесячный единый классный час по ПДД во всех классах, но каждая параллель по своей теме, также регулярно проходят встречи с инспектором, выступления агитбригады, киновидеолекторий и спектакли по темам ПДД.
Все занятия носят практический характер. В начале учебного года во всех классах проводятся экскурсии по микроучастку школы с посещением всех пешеходных переходов, учащиеся вспоминают правила перехода дороги. Для занятий первоклассников характерно использование игровых приёмов, загадок, правил в стихотворной форме. Материал урока по теме «Дорожные знаки» (1 класс) представлен в Приложении 1.
В каждом кабинете начальной школы есть уголок по правилам дорожного движения, в котором находятся: схема микроучастка школы с указанием всех опасных мест (перекрёстки, пешеходные переходы), памятки (Приложение 2) и плакаты.
В начальной школе введены пятиминутки по ПДД в конце каждого учебного дня, на которых дети вспоминают с опорой на схему микроучастка безопасный путь домой из школы и разбирается какая-либо дорожная ситуация. Мы предлагаем вам вопросы для таких занятий (Приложение 3).
Для того чтобы обучение школьников Правилам дорожного движения было качественным, необходимо проводить контроль за уровнем сформированных знаний, чтобы своевременно можно было провести коррекцию. Часто проверка знаний носит тестовый характер, чтобы дети могли выбрать правильный вариант ответа, но чем старше дети, тем чаще используются вопросники с полной формулировкой ответов детьми. Проверочные работы – Приложение 4.
Работа с родителями.
Работа с родителями проходит на родительских собрания и праздниках для начальной школы по ПДД. На собраниях разбираются наиболее типичные ошибки детей при переходе дорог. Родители изучают памятки (Приложение 5)
Регулярно проходят встречи с инспектором, на которых родителей знакомят с обстановкой в районе, родители вносят свои предложения по установке дорожных знаков в проблемных местах, разбираются причины ДТП, участниками которых становятся дети. Эти встречи являются очень продуктивными.
Для составления выше изложенных работ использовалась литература:
- Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-4 кл.: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1997.
- Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие для учащихся начальной школы. 2 части. –СПб.: ИД «МиМ», 1997.
- Жульнев Н.Я. Правила и безопасность дорожного движения для 1 – 4 класса. – М.: изд. «Ливр», 1997.