Цели:
- 1. Дать представление о том, как зимуют дикие звери: заяц, белка, медведь, лиса.
- 2. Показать связь между жизнью животных и изменениями в неживой природе и в мире растений; учить детей беречь и охранять родную природу.
- 3. Развивать умение логически верно выражать свои мысли, делать сообщение в классе, то есть выступать перед аудиторией.
Оборудование: Грамзапись: П.И. Чайковский “Времена года”; картинки с изображением зверей; таблица с изображениями природы зимой, диких животных; детские книжки-самоделки о зиме, животных.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель включает грамзапись П.И. Чайковского “Времена года” и под музыку читает стихотворение С.Островского.
Снег ложится на землю тихо.
Был он лёгок, прозрачен, сух.
Будто тёрлась о ствол зайчиха
И пускала по ветру пух.
Скрылся месяц за белой горкой,
Хоть из снега его лепи.
Разбежалось по тёплым норкам
Всё зверьё, что живёт в степи.
1) Что напоминает вам это стихотворение? Какой изобразил поэт зиму?
2) Какие строки показывают в связи между живой и не живой природой?
II. Проверка домашнего задания
III. Объявление темы урока
Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Всё у неё прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала деревьям тёплые шубы. Стоят все они в одинаковых нарядах. В переменах, которые несёт с собой зима, есть свои прелести: чистейший пушистый снег, прозрачность узорчатых ветвей, какая-то особая лёгкость бодрящего воздуха и ко всему этому – великий покой, разлившийся в природе. Однако для животных наступила суровая пора. О том, как животные зимуют, мы сегодня и поговорим. Прежде чем начнём беседу. Давайте поиграем в игру “Крестики-нолики”.
1. Прячутся ли насекомые к зиме?
2. Верно ли, что перелётные птицы не улетают в тёплые края?
3. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это?
4. Ласточка, соловей, скворец – зимующие птицы?
5. Ворона, воробей, глухарь, дятел – перелётные птицы?
6. Верно ли, что зимой у клестов появляются птенцы?
7. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками?
8. Нужно ли птиц подкармливать зимой?
9. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода?
IV. Работа над новым материалом
Пришла холодная и голодная зима. Она повлияла не только на жизнь насекомых и птиц, но и на жизнь животных. Сегодня у нас пойдёт речь о животных, живущих в лесу.
Как называются животные, живущие в лесу и добывающие сами себе корм? Посмотрите на доску. Вы видите отдельные элементы животного, о котором идёт речь. Рассмотрите цепь питания и следы.
– О каком животном идёт речь? (Выходит ученица в костюме белочки и рассказывает о себе.)
Обобщающие вопросы:
Меняет цвет шерсти? Утепляет жилище?
Можно белку назвать хищницей?
Делает припасы?
– Много лесных загадок можно раскрыть, если быть внимательным, о каком животном пойдёт речь?
Великан в бору живёт.
Он сладкоежка – любит мёд.
Когда испортится погода,
Ложится спать – да на полгода. (Медведь)
Медведь что зимой делает?
– Оставил он свой портрет кроссворд. Мы вмести попробуем его разгадать.
Вопросы:
1 . Как в древности называли медведя?
2. Какое прозвище ему дал народ?
3. Как зовут медвежью няньку?
4. Чем медведь может полакомиться в поле?
5. Как зовут медвежью няньку?
6. Что больше всего любит медведь?
– Прослушаем стихотворение, выполним физические упражнения. Заинька выходи!
Серенький выходи!
Вот так, этак выходи!
Заинька, повернись!
Серенький, повернись!Вот так, этак повернись!
Заинька! Топни ножкой!
Серенький, топни ножкой!
Вот так, этак повернись!
Заинька! Топни ножкой!
Сереньки, топни ножкой!
Вот так, этак топни ножкой!
Заинька, попляши!
Заинька, поклонись!
Рассказ зайца (ребёнок в маске).
Узнали вы что-нибудь интересное? Запомнили! Сейчас проверим. Кто больше наберёт фишек, тот был самым внимательным.
Викторина:
1. Самый крупный из зайцев в лесах России?
2. Какое название получили зайчата, родившиеся в июне, когда колосится рожь и цветёт гречиха?
3. Летом серый, а зимой белый?
4. Это средство защиты. Зимой зайцы белые. Почему?
5. От врагов спасают?
6. Какая пища очень питательна и насыщает на несколько дней?
7. У кого зимой появляются детёныши?
8. Этот зверь питается ягодами, орехами, грибами.
9. У какого зверя враги: филины, вороны, лисы, волки, сороки?
10. Про какого зверя так говорят: быстро бегает, умеет ползать, плавать, очень любопытный?
11. Хвост служит рулём, а иногда парашютом?
12. Какие животные живут в Якутии?
13. Помогают ли животным выжить зимой человек?
Для зайцев ещё летом запасают веники с молодой листвой. Не откажутся зайцы и от сушенных веток рябины, малины.
Для лосей прорубит молодые осины, сохатые любят ветки рябины и сосны. Животные любят соль. Солью подкармливают лосей, олений, зайцев.
Проверим ваше внимание, разгадайте кроссворд.
1. Какое отчество у лисы?
2. Какой танец назвали в честь лисы, а точнее, как назвали её танец?
3. Враг лисы?
4. С кем в норе может жить лиса?
Домашнее задание
1. Найти картинки диких животных.
2. Написать сочинение о любом понравившемся животном.