Открытый урок по информатике в 4-м классе. Тема урока: "Параметры цикла и «слова-актеры»"

Разделы: Информатика


Цели урока:

Образовательные:

  • усвоение учащимися понятий “слова –актеры”;
  • формирование умений и навыков работы с линейными алгоритмами и алгоритмами, вложенными в друг друга , а также с алгоритмами, использующими параметры;
  • уметь использовать знания для построения линейных алгоритмов в программе “Колобок”(Страна Фантазия”, автор С.Н Тур).

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса;
  • развитие логического мышления, памяти, внимания;
  • формирование информационной культуры.

Воспитательные:

  • воспитание самостоятельности;
  • повышение культуры и развитие творческих способностей учащихся.

Тип урока: Урок изучения новой темы.

Вид урока: Урок-беседа

Форма работы на уроке:индивидуальная, групповая, коллективная,; устная, письменная, практическая работа на компьютере.

Оборудование урока:

  • Презентация (Приложение 1);
  • Дидактический материал: набор фигур в конверте для каждого ученика, карточки с рисунком и алгоритмом;
  • Персональные компьютеры;
  • Мультимедийный проектор.

Литературные источники,использованные при подготовке к уроку

  1. С.Н Тур. Прикладной пакет средств “Страна Фантазия”.
  2. А.В. Горячев. “Информатика в играх и задачах 4 класс, часть 1”, БАЛАСС, 2005.

План урока 

  1. Сообщение темы и постановка целей урока - 1 мин.
  2. Разминка для ума - 10 мин.
  3. Изучение нового материала (10 минут)
  4. Практическая работа с фигурами (10 минут)
  5. Физкульминутка (гимнастика перед работой на компьютере) (2 минуты)
  6. Практическая работа на компьютере -10 мин.
  7. Рефлексия - 2 мин.

Ход урока

I. Сообщение темы и постановка целей урока

Здравствуйте, ребята, на прошлом уроке мы познакомились с алгоритмами, которые содержат параметр “цикл”. Сегодня наша задача познакомится с новыми алгоритмами,которые содержат параметры “слова- актеры”. А почему они так называются, вы узнаете после устной разминки .

II. Разминка для ума (устная работа) (Приложение 1, слайды №1-5)

Задание 1. Какой алгоритм мы называем циклическим алгоритмам? Приведите примеры циклических алгоритмов. Вспомните сказки, в которых повторяются циклические действия команды “Повторяй” -много раз. Расскажите о повторяющихся действиях,с которыми мы встречаемся в жизни.

Задание 2. Сосчитай, сколько на рисунке квадратов (слайд 2)?

Задание 3. Установите соответствие и впишите недостающее число”(слайд 3).

Задание 4. Уберите четыре спички так, чтобы осталось пять квадратов (слайд 4).

Задание 5. Решите анаграмму и найдите лишний предмет (слайд 5).

III. Изучение нового материала (Приложение 1, слайды 6 -10)

Игра “Слова-актеры”

Сейчас мы поиграем с вами в игру, где понадобятся “слова-актеры”.Посмотрите на экран. вы видите знакомое вам стихотворение. Его автор Генрих Сапгир,данное стихотворение зашифровано: вместо повторяющихся слов поставлены в квадратике цифра 1 и цифра 2. Чтобы прочесть стихотворение,нужно сначала после вступительных слов “Вот как это было” подставить везде вместо квадратика с цифрой 1 слово “прекрасный”, а вместо квадратика с цифрой 2-слово “ужасный”.

Я попрошу заменить “слова актеры” и прочитать стихотворение (Ученики читают по одному четверостишию,так чтобы каждый успел подставить пару прилагательных).

Теперь после вступительных слов “А может быть, все было наоборот” нужно сначала прочитать тот же текст, вставляя вместо квадратика с цифрой 1 - слово “ужасный”, а вместо квадратика с цифрой 2 слово “прекрасный” (Продолжение чтения учащимися).

А теперь придумайте любую другую рифмующуюся пару прилагательных и прочитайте то, что получилось.(слова могут быть такими: полосатый- усатый, холодный- голодный, пушистый-ершистый).

Эти слова и являются словами-актерами. А как вы думаете, почему? Верно, эти слова играют роль. А кто еще играет роли на сцене, в кино, конечно же, актеры. “Слова-актеры” помогают нам написать письмо, стихотворение, записку или алгоритм короче. Чтобы не писать длинный алгоритм, придумали “слова-актеры”, которые играют определенную роль в данном алгоритме. В данном стихотворении “слова-актеры” играют роль прилагательного, также они могут быть существительными, глаголами (слайд 7).

Задание “Загадки трех друзей” Бум, Бом и Бум тоже не любили писать длинные письма, но, когда уходили из дома, приходилось оставлять друг другу записку с поручением. Чтобы не писать длинных записок,они придумали письмо- шифр и выучили его наизусть. На слайде приведены образцы оставленных друг другу поручений. Пользуясь шифром “квадратиком с цифрой”,каждый из них написал по одной записке. Вам дана записка ключ, по которой можно восстановить содержание самой записки Задание: Используя шифр ключа, узнать содержание и автора каждой записки и исправить ошибки, допущенные при написании.(слайд 8)

Учитель: “Слова-актеры” используются и при составлении алгоритмов.

IV.  Практическая работа с фигурами. (Работа ведется вместе с учителем)

Даны “слова-актеры” (учитель объясняет, как выполнить алгоритм).

У нас даны три ключевые фигуры: трапеция, треугольник и прямоугольник. Скажите,какие цифры соответствуют каждой фигуре?

Найдите эти фигуры в конвертах и положите на стол.

Задание 1: Используя алгоритм, получите рисунок из нужных фигур(слайд 9).

Давайте прочитаем алгоритм еще раз внимательно и последовательно выполним все его этапы последовательно.

(После выполнения работы, полученный рисунок бывает не такой как на слайде,так как ребенок может фигуры расположить другим образом. Нужно указать, что фигур может быть несколько)

Самостоятельная работа с фигурами.

Задание 2. Учащиеся, используя подобный алгоритм, работают над составлением фигуры. Учитель диктует алгоритм,учащиеся выполняют задание, затем проверяют свою работу с образцом на слайде. (Один ученик работает на дополнительной доске, складывая фигуры на магнитах, остальные самостоятельно) (слайд10).

Задание 3. (Ученики выполняют задание самостоятельно)

V. Физкультминутка

Снятие общего утомления

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась,
Раз -росой она умылась
Два - изящно покружилась
Три- нагнулась и присела
На четыре улетела.

Снятие утомления глаз

Капля первая упала- кап!
И вторая пробежала –кап
Мы на небо посмотрели
Капельки кап-кап- запели
Намочились лица
Мы их вытирали
Туфли –посмотрите!
Мокрыми вдруг стали,
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем.
От дождя убежим,
Под кусточком посидим

VI. Практическая работа в программе “Колобок”

Задание: С помощью алгоритмического языка стрелок запишите алгоритм рисования данной фигуры. Составлять алгоритм начните от левого верхнего угла. Не забывайте что поле Колобка это 8 Х 12 (учащимся индивидуально выдается карточка с рисунком).

Вместе с учителем составляем и пишем программу в тетрадь, затем проверяем в программе Колобок.

Учащиеся,которые справятся с заданием получают, индивидуальные дополнительные карточки.

VII. Рефлексия

Скажите мне, с чем мы сегодня встретились на уроке? Что главного вы узнали? Какую роль играют “слова-актеры” в нашей жизни?

VIII. Домашнее задание

  1. Придумать зашифрованное письмо, в котором будут использованы вместо шифра “слова-актеры” . Это письмо можете адресовать соседу по парте.
  2. Упражнение №15 (разбор упражнения).
  3. Составить программу,по которой Колобок нарисует одну из фигур, которую вы выберите .(слайд 12). Возьмите на столе карточки с выбранной фигурой.

Урок №2

Приложение 2