Тема: «Заглавная буква в словах»
Цель: познакомить учащихся с написанием имён собственных, формировать умение находить их в тексте, пользуясь различными источниками, развивать внимание, логическое мышление, память, совершенствовать умение работать коллективно, в парах и индивидуально, воспитывать тактичность, аккуратность.
Оборудование: учебник «Русская азбука» Горецкого В.Г. и др., книга К. И.Чуковского «Доктор Айболит», плакат «Алфавит», таблица «Имена собственные», портреты писателей и композитора П.И.Чайковского, фонозапись музыки из балета «Лебединое озеро», магнитофон, демонстрационные карточки со слогами, индивидуальные карточки с заданием по теме, цветовые сигналы.
Ход урока:
I. Орг.момент.
Цель: мобилизация внимания школьников, создание мотивации к действиям на уроке.
- А девиз у нас таков: больше дела, меньше слов.
II. Каллиграфическая минутка.
Цель: закреплять умение правильно писать буквы, видеть составляющие элементы этих букв, развивать навыки преобразования строчной буквы в заглавную.
1. Физ. минутка « Надень перчатки ».
Разминка для пальцев. Дети проводят пальцами левой руки между пальцами правой руки и скользят по ладони, имитируя надевание перчатки, затем повторяют движения, поменяв руки.
2. Напишите строчные буквы, используя короткую наклонную палочку, короткую наклонную палочку с закруглением влево и короткую наклонную палочку с закруглением вправо (наблюдение по плакату «Алфавит»).
3. Превратите их в заглавные буквы. Как это сделать? ( вытягивание букв)
Эти умения нам сегодня помогут чисто и грамотно исправить ошибки, если они будут.
- Когда мы пишем заглавную букву? (В начале предложения.)
Сегодня мы поищем ответ на вопросы:
- В каких словах пишут заглавную букву?
- Как пишутся слова [Б А Р’ И С] и [Б А Р’ И С’]
III. Изучение нового материала.
Цель: установка на поиск ответов на поставленную проблему, практическое применение полученных знаний.
1. Откройте « Русскую азбуку» на стр. 66, найдите слова, которые написаны с заглавной буквы. (Алла, Алик, Коля, Таня, Ната, Лина, Нина, Анна,Стасик, Антон, Никита, Константин)
- Что обозначают эти слова? (Имена)
- Какой вывод из этого следует? (Имена пишутся с заглавной буквы.)
2. Найдите в книге и запишите имена, которые подходят к этим схемам:
Никита Алик [й’ у л а] - Юля
3. Индивидуальная работа.
Карточка №1.
Задание: по действию определи и запиши имя:
пашет - __________ колет__________
машет - __________ танцует________
полет - __________ спит___________
4. Игра «Составьте имена».
Цель: учить отличать имена от других слов, закреплять умение писать заглавную букву в именах.
Ти Ми Ма
ка Са Я
но Да ду
Гла Па Ке
ША
5. Итог игры.
- Почему не использовали слоги НО, КА, ДУ? (не образуют имя)
6. Откройте «Русскую азбуку» стр.87. Какие слова написаны с заглавной буквы? (Елена Петровна)
- Что обозначает слово Петровна? (отчество)
7. Назовите друг другу своё отчество.
8. Закройте тетрадь и прочитайте слова, которые написаны с большой буквы. Что они обозначают? (имя и фамилию)
Вывод: Какие слова пишут с заглавной буквы? (имя, отчество, фамилию)
IV. Зарядка для глаз. «Пружинка»
(перемещаем взгляд вниз по спирали и наоборот)
V. Парад портретов.
Цель: вспомнить имя, отчество и фамилии известных детям писателей.
Лев Николаевич Толстой, Александр Сергеевич Пушкин, Агния Львовна Барто, Самуил Яковлевич Маршак, Сергей Владимирович Михалков, Корней Иванович Чуковский
1. Логическое упражнение.
Цель: пронаблюдать, как написаны инициалы и фамилии и соединить их правильно.
Толстой С. Я.
Михалков А. Л.
Маршак Л. Н.
Барто С. В.
Пушкин К. И.
Чуковский А. С.
2. Запишите в тетрадь своё имя и фамилию.
VI. Физ. минутка.
Цель: снять умственное и психическое напряжение, физическое утомление.
Под музыку из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро» дети выполняют импровизированные движения.
VII. Изучение нового материала.
Цель: познакомить с написанием кличек животных.
1. Откройте « Русскую азбуку» на стр.106-107.Найдите слова, которые написаны с большой буквы. (Барсик и Бобик)
-Что они обозначают? ( Клички животных)
Вывод: какие слова пишут с большой буквы?
2. Игра «Тренируем память» (зрительную и слуховую)
Дети читают с доски названия животных, а учитель называет кличку этого животного:
вижу слышу
корова Зорька
собака Жучка
коза Милка
кошка Мурка
Слова закрываются и дети записывают названия и клички животных, которые они запомнили. Взаимопроверка. Чтение слов по слогам на доске и в тетради, Выделение орфограмм.
3. Индивидуальная работа.
Карточка № 1.
Найди в книге К.И.Чуковского «Доктор Айболит» клички любимых животных Айболита, вставь пропущенные буквы в карточке.
Доктор _йболит больше всех любил утку _ику, собаку _вву, свинку _рю-Хрю, попугая _арудо и сову _умбу.
VIII. Закрепление.
Цель: применить полученные знания.
1. Тест «Заглавная буква в именах собственных».
-Обведите в каждом столбике цифру кружком, которая обозначает слово, пишущее с заглавной буквы.
1.Сорока |
1.Волга |
1.Соловьёв |
1.Ёжик |
1. Антон |
2. Берёза |
2. Девочка |
2.Ворона |
2.Жучка |
2.Кекс |
3. Петрович |
3. Цирк |
3. Синица |
3.Уж |
3. Торт |
Взаимопроверка. Оценка.
IX. Итог.
Цель: повторение ключевых понятий.
- Какие слова пишут с большой буквы? (Чтение таблицы «Имена собственные».
- Как мы напишем слова [Б А Р’ И С] и [Б А Р’ И С’] ?
(Борис- это имя, а борись – это действие).
Литература:
- В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф.Шанько, В.Д.Берестов «Русская азбука» М. «Просвещение» 2005,учебник для 1 класса.
- К.И.Чуковский «Доктор Айболит».: РИО «Самовар», М.
- О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова «300 заданий и упражнений по русскому языку», 1-2 класс, ЗАО «Премьера», ГИППВ, 1999.
- Н.Г.Кувашова «Тематический тестовый контроль по русскому языку в начальной школе», Волгоград, «Учитель», 2001.