Тема: Приспособления живых организмов к среде обитания на примере Южных материков.
Тип: обобщающий
Форма: проектно-исследовательская деятельность
Цель урока:
- обучающая: развить и углубить знания о многообразии строении и приспособленности к условиям жизни; раскрыть существенные признаки понятия «природная зона»;
- развивающая: развивать внимание, мышление, делать выводы, обобщать и систематизировать;
- воспитывающая: формировать экологическую культуру, гуманные отношения и нравственные качества, ответственность, дисциплинированность, товарищество.
Оборудование:
- Компьютер, медиапроект, экран;
- Учебник «Биология (животные)», «География материков и океанов»
- Таблицы «Животные»;
- Зоогеографическая карта;
- Выставка книг о животных;
- Портреты учёных (биологов и географов).
Подготовительная работа к уроку:
- подбор литературы (источники информации);
- выполнение проекта и презентации.
Проект урока
Этапы урока, |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Методы, приемы |
Формы организации познавательной деятельности |
||||||||||
I. Организационный момент.
внимания. |
|
|
Словесно-наглядный |
Коллективная. |
||||||||||
II. Актуализация знаний. Мотивация интереса учащихся к изучению новой темы урока.
|
Ведущий: Сегодня мы приглашаем вас в путешествие по удивительным странам. Кто живёт в них? (голос ведущего становится тише, следующие слова звучат таинственно). Внимательно прислушайтесь (звучит запись голосов птиц и зверей). Слышите?! Догадались, к кому в гости мы отправимся? |
Угадывают услышанные голоса (называют животных).
Обучающиеся составляют мозаику, отгадывают животных.
|
«Эмоциональное вкрапление».
наглядный
|
Коллективная.
коллективная
|
||||||||||
Активизация полученных знаний о животном мире южных материков. |
Приглашает 1,2-х человек выполнить задание. Составить мозаичные изображения животных на магнитных досках. Во время выполнения задания обучающихся дружно считают до 10. Затем, отгадывают, какие животные изображены на мозаиках. |
Выслушивают ответы товарищей, предлагают свои. |
Подводящий диалог |
коллективная Коллективная |
||||||||||
III. «Открытие» нового знания. Формирование экологически ценностной ориентации, терпимости, ответственности. |
Наш мир полон чудес: |
Внимательно слушают, наблюдают. |
Наблюдение |
Коллективная |
||||||||||
Постановка проблемы. |
Обращает внимание на слайд. - внимательно выслушав одноклассников, заполните таблицу. Укажите местообитание животного, природную зону, климатические условия приспособительные особенности. |
Заполняют таблицу, работают с учебником, картами (климатической и природных зон). |
Исследование, поиск решения. |
Коллективная. |
||||||||||
Развитие познавательных умений- умений анализировать, обобщать. |
- Подводит к проблеме. Выслушивает предполагаемые ответы. |
Предлагают разные варианты ответов. |
|
|
||||||||||
Систематизация изученного материала. |
Организация проверки правильности заполнения таблицы. |
Рассуждают, сравнивают, анализируют информацию, систематизируют полученные знания. |
Представление вывода. |
Коллективная |
||||||||||
IV. Закрепление знаний. |
Обращает внимание на вывод. |
Получают необходимую Обучающиеся предлагают свои варианты рассуждений помощь. |
Поиск решения. |
Коллективная. |
||||||||||
V Рефлексия Оценка собственных результатов деятельности.
|
Жизнь нас окружает повсюду. О ней свидетельствует жужжание насекомых, щебетание птиц, шуршание мелких зверьков, пробирающихся среди кустов. Как вы уже убедились, она существует, как в ледяных полярных зонах, так и в раскалённых пустынях. Мы встречаем её всюду. Земля насыщена жизнью в таком обилии и разнообразии, что это потрясает наше воображение. |
Обучающиеся предлагают свои варианты рассуждений.
|
Побуждающий диалог. Диалог |
Коллективная.
Коллективная.
|