Цели урока:
Обучающие:
- расширить кругозор знаний учащихся о типах строения клеток;
- сформировать и закрепить знания об основных частях и органоидах клетки и выполняемых ими функциях,
- выработать умения находить органоиды на таблицах рассказывать об их строении и функциях;
- показать различия в строение растительной и животной клетки в связи с выполняемыми функциями.
Развивающие:
- продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений, выделять главное и существенное,
- устанавливать причинно-следственные связи,
- формировать умения системного анализа при обсуждении поставленной проблемы.
Воспитывающие:
- формировать познавательный интерес к предмету,
- развивать коммуникативность учащихся через совместную работу.
Методы: словесно-наглядный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
Оборудование:
- таблицы “Строение животной клетки”, “Строение животной и растительной клетки”;
- раздаточный материал к уроку: рисунки “Строения митохондрии и хлоропласта”, табл. “Механизм поступления веществ, в клетку”, карточки для проверки усвоения задания, таблица “Строение и функции органоидов клетки”;
- компьютер, мультимедийный проектор;
- оборудование для изучения строения клетки под микроскопом: микроскопы, готовые микропрепараты кожицы лука, эвглены зеленой.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
План:
1. Основные части клетки
2. Органоиды клеток их строение и функции
3. Отличительные особенности растительной клетки
III. Закрепление знаний.
IV. Инструктаж по домашнему заданию
V. Подведение итогов урока.
1. Изучение нового материала
Актуализация всей совокупности знаний о клетки у учащихся.
Задание: Вспомните и нарисуйте по памяти схему:
- 1 вариант: строения животной клетки
- 2 вариант: растительной клетки
и подпишите известные вам части клетки.
Выполняется совместно в парах. Время работы 2 минуты.
Вопросы:
- Клетки, каких организмов вы вспомнили?
- Какие части клеток в них вы указали?
Лабораторная работа.
Задание:
1. Приготовьте микропрепараты кожицы лука и эвглены зеленой.
2. Рассмотрите клетки под микроскопом, сравните и опишите их форму, размеры, перечислите видимые части клеток и назовите их.
3. Посмотрите на <Рисунок 1>, здесь представлены разные клетки. В чем их сходство и чем они отличаются?
Учащиеся делают предположения:
- По различиям: форме, размерам, функциям.
- По сходству: имеют сходное внутреннее строение клетки
4. Зарисуйте и подпишите в тетради главные части клеток <Рисунок 3>.
Беседа:
- Объясните, почему в световой микроскоп вы видите только основные части клеток <Рисунок 4>?
- Как вы думаете, какие функции выполняют главные части клетки?
Называем значение главных частей клетки.
Что называется органоидом? Где они располагаются? Какие вы помните органоиды клетки?
1.1. Изучение основных органоидов клетки и их функций.
Анализируем полученные результаты и совместно формулируем цели урока <Рисунок 2>.
Сегодня на уроке мы познакомимся со строением и функциями плазматической мембраны, цитоплазмы и ее органоидами. Изучения строения ядра будет проходить на следующих уроках.
1.1.1. Наружная плазматическая мембрана
Слайд “Особенности строения плазматической мембраны”
Выскажите предположения, зачем нужна плазматическая мембрана?
Функции мембраны:
- Ограничение внутренней среды клетки;
- Сохранение формы клетки;
- Защита;
- Обеспечение избирательного поступления веществ в клетку, и удаления их из нее.
Далее учитель объясняет строение плазматической мембраны по рисунку 5.
Плазматическую мембрану образуют молекулы белков и фосфолипидов. Молекулы фосфолипидов располагаются в два слоя – гидрофобными концами внутрь, гидрофильными головками к внешней и внутренней сторонам. Белки не образуют сплошного слоя. Различают периферические, пронизывающие и погруженные виды белков.
- Подумайте о целесообразности данного расположения фосфолипидов и белков, исходя из знаний о выполняемых ими функций и их свойствах.
Учитель дополняет сведения о роли белков и фосфолипидов в клетках.
В растительных клетках есть дополнительная оболочка, состоящая из клетчатки, гемицеллюлозы. В животных клетках тонкая оболочка сверху мембраны называется гликокаликс.
Функции мембраны:
- Ограничение внутренней среды клетки;
- Сохранение формы клетки;
- Защита;
- Обеспечение поступления веществ в клетку, и удаления их из нее.
Задание: Представьте, что веществам надо проникнуть в клетку. Для этого необходимо преодолеть плазматическую мембрану. Какие известные способы проникновения веществ вы можете вспомнить?
(Учащиеся должны знать явления фагоцитоза, пиноцитоза на примере простейших, простую диффузию на примере обмена газов в клетке).
Учащиеся вклеивают в тетрадь карточку о способах поступления веществ в клетку <Рисунок 6>.
Задание:
1. Просмотрите видео о фагоцитозе <Приложение 1> и пиноцитозе <Приложение 2>.
2. Объясните происходящие события.
3. Выпишите их определения.
1.1.2. Цитоплазма, ее состав и значение
Состав приведён на <Рисунке 7>.
Гиалоплазма занимает пространство между органоидами клетки и представляет вещество, состоящее из золя и геля, где протекают химические реакции и физиологические процессы. Гиалоплазма содержит большое количество воды, в которой растворены органические вещества и минеральные соли. Она объединяет все химические структуры и обеспечивает их химическое взаимодействие.
Включения – это твердые гранулы и жидкие капли в цитоплазме.
Задание:
1. Найдите в тексте на странице 143-144 определение, что называется органоидом.
2. Выпишите определение в тетрадь.
3. Скажите, с чем сопоставимы органоиды в многоклеточном организме?
1.2. Изучение строения и функций органоидов клетки.
Знакомимся с органоидами клеток по рисункам “Строение животной клетки” <Рисунок 9>, “Строение растительной клетки” <Рисунок 10>. Учитель произносит и показывает местоположение органоидов клетки, учащиеся запоминают их названия и изображения.
Классификация органоидов клетки Рисунок 8
Самостоятельная работа учащихся с учебником по изучению строения и функций органоидов
Задание:
Представьте, что вам нужно срочно подготовиться к проверочной работе по теме “Строение и функции органоидов клетки”. Я вам разрешаю написать шпаргалку, в которой вы очень лаконично должны описать строение и функции одномембранных и немембранных органоидов. Время работы 15 минут.
Учащимся работают с учебником и заполняют макет таблицы, которые вклеивают в тетрадь.
Органоиды клетки и их функции. Табл.1
Органоиды клетки | Строение органоидов | Функции | Дополнительные сведения |
Одномембранные органоиды | |||
ЭПС
|
|||
Комплекс Гольджи | |||
Лизосомы | |||
Вакуоли | |||
Немембранные органоиды | |||
Рибосомы | |||
Клеточный центр | |||
Микротрубочки | |||
Цитоскелет | |||
Жгутики и реснички | |||
Двумембранные органоиды | |||
Митохондрии | |||
Пластиды
|
Первичное закрепление знаний по заполненной таблице.
Работа с рисунками.
Просматривается по списку каждый органоид из рисунков “Строение животной клетки” и “Строение растительной клетки” (<Рисунок 11>, <Рисунок 12>, <Рисунок 13>, <Рисунок 14>, <Рисунок 15>, <Рисунок 16>, <Рисунок 17>).
Учащиеся рассказывают об особенностях строения и соответствующих функциях, используя записи в тетради и информацию со слайда. Заполняется графа “Дополнительная информация” таблицы.
Изучение строения митохондрий и пластид.
Рассказ учителя об особенностях строения и функциях митохондрии и пластид с продолжением заполнения таблицы (<Рисунок 18>).
Митохондрии – важнейшие органоиды клетки.
Число митохондрий в клетке не постоянно в зависимости от типа, фазы развития и прямо пропорционально функциональной активности клетки. Форма и величина их также меняется, они являются динамичными структурами: могут расти в длину, сжиматься, ветвиться, делиться.
Строение митохондрии: Имеют наружную и внутреннюю мембраны. Наружная мембрана гладкая, обладает высокой проницаемостью. Внутренняя – имеет складчатую поверхность и образует складки-кристы, увеличивающие ее площадь. Внутренняя полость – матрикс содержит ДНК, и-РНК, р-РНК, рибосомы, ряд витаминов и включения. ДНК обуславливает генетическую автономность митохондрий.
Функции митохондрий:
- Участвуют в обмене веществ, так как содержат ферменты.
- Участвуют в процессе дыхания, синтезе молекул АТФ.
- Осуществляют синтез белка, так как имеют свою специфическую ДНК.
Пластиды- органоиды, присущие только растительным клеткам <Рисунок 19>.
Вопрос :
- Перечислите известные вам виды пластид?
- Назовите их местонахождение в частях растений?
Хлоропласты – это зеленые пластиды <Рисунок 20>. Цвет хлоропластов обеспечивается магнийорганическим веществом хлорофиллом. Хлорофилл поглощает лучи в красной и синей области спектра, а отражает в зеленой. Вот почему хлорофилл, хлоропласт и лист растения воспринимаются нашим глазом как зеленые.
Строение: хлоропласт состоит из наружной и внутренней мембраны. Наружная мембрана гладкая. Внутренняя мембрана складчатая, образует выросты внутрь хлоропласта – ламеллы. Совокупность ламелл называют стромой. Ламеллы могут образовывать локальные расширения, имеющие вид уплощённых мешочков – тилакоидов. Тилакоиды располагаются стопками, один над другим, напоминая стопки монет. Эти стопки называются гранами. Пигмент хлорофилл располагается внутри мембран тилакоида. У лейкопластов стромы почти нет, а у хромопластов строма развита несколько хуже, чем у хлоропластов. В строме содержатся ДНК, рибосомы, ферменты. Клетке достаточно одного хлоропласта после деления, чтобы он воспроизвел себе подобный. Хлоропласты могут переходить в хромопласты, а лейкопласты в хлоропласты.
Функции
Хлоропласта – фотосинтез
- хромопластов – привлечение насекомых к опылению и животных к распространению плодов и семян
- лейкопластов – накопление питательных веществ.
Задание: Вспомните определение фотосинтеза.
Учитель дополняет информацию о симбиотическом происхождении митохондрий и хлоропластов.
После того как изучено строение митохондрий и пластид, учитель просит сравнить эти органоиды и определить черты сходства и различия. Учащимся раздаётся макет сравнительной таблицы для заполнения
Митохондрии | Хлоропласты | |
Сходство | 1. Имеют одинаковые размеры,
оболочки состоят их двух мембран и сами мембраны
имеют сходное строение; 2. Имеют собственные ДНК; 3. Способность к самоудвоению. |
|
Различие | 1. Синтез молекул АТФ | 1. Не только синтез молекул АТФ, но и использование АТФ в процессе фотосинтеза |
2. Число митохондрий в клетке больше, чем число хлоропластов | ||
3. Различный набор ферментов |
Учащимся предлагаются рисунки строения митохондрии и хлоропласта, которые вклеиваются в тетрадь.
Собрать у 4-5 сильных учащихся таблицы для проверки.
ВЫВОД:
Таким образом, воздействуя на разные виды памяти учащихся (механическая, зрительная, слуховая), я добиваюсь глубокого усвоения и закрепления материала.
Наглядность слайдов компенсирует некачественные иллюстрации в учебнике под редакцией В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова и др.
1.3. Отличительные особенности растительной и животной клетки.
Работа со слайдом “Черты сходства и различия растительной и животной клеток”
Учащиеся сравнивают рисунки растительной <Рисунок 10> и животной <Рисунок 9> клеток и делают соответствующие выводы по ним (<Рисунок 21>).
Вывод: Все живые организмы имеют клеточное строение, сходный биохимический состав клеток, что говорит об общности их происхождения.
2. Закрепление знаний
Каждый учащийся получает карточку “Путешествие по клетке”, которую должен заполнить и сдать:
Задание: Впишите пропущенные органоиды:
1. Перед вами растительная клетка, чтобы попасть внутрь клетки, нужно преодолеть оболочку. Как будете проникать: с помощью фагоцитоза или мембранных белков?
2. Вы попали с помощью мембранных белков в цитоплазму растительной клетки. Какие органоиды растительной клетки встретятся вам здесь?
3. Вы находитесь в центральной вакуоли растительной клетки. Заблудившийся ион магния просит у вас помощи. Он забыл название пластида и вещества, в которое ему надо попасть. Это – ….
4. Итак, вы в хлоропласте и ваше растение съедено травоядным животным и уже переваривается. Вы оказались в пищеварительном пузырьке клетки. К вашему пузырьку приближается одномембранный органоид, наполненный пищеварительными ферментами. Как он называется?.....
5. Ура! Вы попали в ЭПС и плывете по ее каналам. Вы проплываете через ее участок, покрытый рибосомами. Как он называется?
6. ЭПС постепенно превратилась в систему плоских пузырьков. Где вы оказались?.....
7. Этот органоид упаковал каждого из вас в маленький пузырек, чтобы вы смогли безопасно плыть дальше по гиалоплазме. Теперь подплываете к двухмембранному органоиду, внутренняя мембрана которого собрана в большие округлые складки. Он помог вам пополнить запасы энергии. Что это за органоид?.....
8. По микротрубочкам цитоскелета вы попали в неизученную нами главную часть клетки
Взять на проверку 5-8 заданий.
Задание: Покажите и назовите части и структуры клеток (<Рисунок 22>)
3. Домашнее задание
1. Выучить параграф 5.
2. Составить тест по теме “Строение органоидов клетки”, “Функции органоидов клетки”
3. Приготовить презентацию по теме (по желанию).
Литература:
- Гаврилова А.Ю.Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику Беляева Д.К. из-во “Учитель” – Волгоград: 2006 г.
- Ишкина И.Ф. Биология.10 класс. Поурочные планы по учебнику “Общая биология” под ред. Д.К. Беляева. – Волгоград: Учитель АСТ, 2002 г.
- Мухамеджанов И.Р. Тесты, зачеты, блиц опросы по общей биологии: 10-11кл – М.:ВАКО”, 2006 г.
- Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология: Дидактические материалы к разделу “Общая биология” 9 кл.; 10-11 кл – М.:Изд. НЦ ЭНАС, 2004.
- Полянский Ю. Общая биология 10-11 класс М., 1997 г.
- Библиотека электронных пособий “Биология 6-9 класс” КиМ, 2003 г.