Урок окружающего мира по теме "Смешанный лес"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить с лесной зоной (подзона – смешанный лес), растительным миром, ярусностью расположения растений
Задачи:

  • выяснить, как в смешанном лесу выживают большие и маленькие растения
  • учить самостоятельно получать необходимую информацию, работая с учебником, дополнительной литературой, цифровой энциклопедией.
  • развивать познавательные умения: сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • развивать монологическую речь
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Оборудование:

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

– Добрый день! Приятно видеть вас на уроке. А кто к нам пожаловал? <Приложение 1, Слайд 1>

Лесовичок: Добрый день ребята! Я приглашаю вас в экспедицию. А куда? Вы сейчас узнаете.<Приложение 2 «презентация «Осенний лес»>

– Куда же Лесовичок нас пригласил в экспедицию? Почему?

II. Проверка домашнего задания

Лесовичок: Но прежде чем отправиться в экспедицию я хочу узнать, а вы готовы к путешествию?
– Расскажите, какое значение имеет лес для человека?
– А еще Лесовичок приготовил вам графический диктант. Если вы согласны с утверждением используете знак  лес , не согласны лес   .

  • Зона лесов России расположена в умеренном поясе, поэтому ярко выражены все 4 времени года.
  • Лесная зона расположена южнее зоны степей
  • Природные условия зоны лесов суровы: длинная, холодная зима и короткое прохладное лето.
  • Для лесной зоны характерны обильные осадки.
  • Природная зона лесов состоит из трех частей (подзон)

Взаимопроверка (на экране     «5» – без ошибок; «4» – 1 ошибка; «3» – 2 ошибки; 3 ошибки – Задумайся! Повтори!)

– Лесовичок благодарит вас за работу и согласен быть проводником. А куда? В какой лес? Посмотрите на ответы графического диктанта. <Приложение 1, слайд 2.>

III. Изучение нового материала

А) Найдите на карте природную зону лесов. <Приложение 1, слайд 3>

– Почему она окрашена в разные цвета?
Полоса смешанных лесов в Европе начинается на востоке у Среднего Урала и идет на Запад широким веером, расширяясь к Северу и Югу. Итак, мы отправляемся в экспедицию в смешанный лес. <Приложение 1, слайд 5>
– Какие задачи в процессе экспедиции нам необходимо решить?

  • Познакомиться  с растениями леса
  • Выяснить, как выживают в лесу большие и маленькие деревья.

Б) Практическая работа

I вариант – вырезает большое дерево
II вариант – вырезает маленькое дерево.

Расположить деревья на доске.

Вывод: Растения располагаются ярусами. Количество ярусов зависит от типа леса.

Вопрос Лесовичка: Сколько ярусов в смешанном лесу? <Приложение 1, слайд 7>

– А вот какие растения в каком ярусе растут, это вы сейчас и определите.

В) Итак, участники экспедиции работаем в парах.

– Разгадываете загадку, находите материал о данном растении. Готовите рассказ. Определяете ярус. 

(У детей на столах загадка, гербарий <Приложение 3>)

Г) Физкультминутка.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.

Д) Отчет о работе в парах <Приложение 1, слайды 8–15>

– Лесовичок благодарит вас за работу.
Вы, наверное, заметили, чем больше ярусов, тем гуще тень. Но растения не могут жить без света. Как же разрешить этот этот вопрос природы? Ваше мнение?
– А что Лесовичок думает об этом?

Лесовичок: Обратитесь к учебнику стр. 71, I абзац.

Вывод: Растения приспособились к разному освещению:

  • Светолюбивые
  • Теневыносливые

Дома вам необходимо определить, какие из растений светолюбивые, какие теневыносливые.
У Лесовичка новый к вам вопрос.
– А что вы знаете о раннецветущих растениях? Где встречались?
В лесах тоже есть раннецветущие растения. <Приложение 1, слайд 16>
Данным растениям не грозит засуха. Подумайте, что заставляет эти растения спешить зацвести  и образовать семена.
Ваше мнение.
– А как думает по этому поводу наш проводник? <Приложение 1, слайд 17>

Лесовичок: Обратитесь к учебнику стр. 71, II абзац. Читаем вслух.

– Какой делаем вывод? Раннецветущие растения в смешанном лесу спешат расцвести и образовать семена, пока в лесу светло и деревья не покрылись листвой.
– Подходит к концу наше путешествие.
– Что можно сказать о растениях смешанного леса?
–  Решили ли мы поставленные задачи?
– Да, богат растительный мир леса, значит много и животных. А как поют птицы! <Приложение 1, слайд 18>

Домашнее задание. Лесовичок предлагает:

  • подобрать материал о животных и птицах леса
  • стр. 70–72, кроссворд в печатной тетради № 41 <Приложение 1, слайд 19>

– На прощание Лесовичок желает поиграть в игру «С какой ветки эти детки»          <Приложение 1, слайд 20 >

Итог

– Лесовичок  хочет узнать ваше мнение:

  • если во время экспедиции вам было интересно, узнали новое – желтый лист клена
  • если что-то непонятно, вам необходима помощь – красный лист  <Приложение 1, слайд 21>

– Давайте поблагодарим Лесовичка. Взмахнем листочками.

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.

Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность лес шумит

Сникулина «Русский лес»

– Давайте беречь эту красоту!

Литература:

  • Электронная энциклопедия  «Кирилла и Мефодия» литература: И.Д.Зверева «С любовью к природе»,
  • «Я познаю мир. Растения» детская энциклопедия, Москва 2004 г.
  • В.Зотов «Лесная мозаика»,
  • Ю. Дмитриев «Книга природы»
  • Книга  «Русский лес»
  • Рабочая тетрадь к учебнику «Мы и окружающий мир» Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков
  • Презентация «Лес», (Приложение 2) – автор незвестен