Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
Следуя К.Д. Ушинскому, “сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить этой работы в забаву - это одна из труднейших и важнейших задач дидактики”.Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело построена учебная работа. Немаловажная роль здесь отводится игровым технологиям, представляющим собой систему применения различных дидактических игр в обучении, формирующим умение решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов. Игровая технология обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении.
В процессе игровой технологии ученик сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет индивидуальность, свободу в выборе заданий, содержания и организационных форм деятельности. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, повышает интерес учащихся к предмету.
Дидактическая игра - не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания.
Мною разработаны примеры дидактических игр по различным темам школьного курса математики, а также разработки уроков с применением дидактических игр.
Хочу предложить Вашему вниманию применение игровых моментов на уроках и во внеурочное время (на занятиях математического кружка).
Одним из таких моментов являются: задания из серии “Рисуем по координатам”.
При изучении темы “Координатная плоскость” в 6 классе задания из этой серии могут использоваться в разных качествах:
Математический диктант, в результате выполнения которого у учеников на координатной плоскости должен получиться не сложный, но определённый рисунок.
Творческая лабораторная работа, где ученику или группе учеников предлагается самим составить рисунок по точкам и записать координаты точек.
Домашнее задание, в качестве которого могут быть даны индивидуальные задания каждому учащемуся.
Задания этой рубрики из газеты “Математика” мною подобраны в отдельную подшивку. Их так много и они такие разные, что можно подбирать индивидуальные задания для каждого ученика, с учетом его способностей, а это в свою очередь способствует осуществлению индивидуализации и дифференциации в учебном процессе.
Ниже приводится список таких заданий.
Название рисунка | № газеты, год, страница. |
Зонт | 1,2000,32; 11,2000,27 |
Слон | 46,1999,20; 25,2000,21; |
Страус | 44,1999,22 |
Гуси-лебеди | 42,1997,16 |
Конь | 32,1999,6 |
Кот | 10,2000,22; 23,2001,24; 14,2003,25 |
Кошка | 12,2000,6; 2,2002,20; 32,2004,17 |
Петушок – золотой гребешок | 17,2000,5 |
Розовый зайчишка | 17,2000,29 |
Верблюд | 20,2000,4; 46,2000,24; |
Дельфин | 22,2000,7 |
Песик | 25,2000,16; 44,2003,18 |
Осьминог | 27,2000,4 |
Собака | 27,2000,10; 29,2000,20 |
Ёж | 27,2000,13 |
Кенгуру | 27,2000,21 |
Птичка | 27,2000,32; 26,2001,3 |
Лебедь | 28,2000,15; 30,2000,32; 4,2002,10 |
Такса | 28,2000,21; 25,2001,4 |
Жираф | 30,2000,7; 16,2001,16 |
Мышонок | 30,2000,10; 17,2001,16; 18,2001,14; |
Кит | 31,2000,10; 2,2001,13 |
Заяц | 31,2000,29; 4,2002,26 |
Утка | 32,2000,9; 8,2004,32 |
Рыбка | 32,2000,12 |
Петух | 33,2000,23 |
Ласточка | 46,2000,12, |
Цыпленок | 47,2000,22 |
Снеговик | 1,2001,7; 1,2002,12 |
Мишка | 2,2001,6 |
Сердце | 2,2001,16 |
Вишенки | 4,2001,18 |
Крокодил | 5,2001,3 |
Щенок | 6,2001,12 |
Подсолнух | 6,2001,17 |
Голова волка | 7,2001,32 |
Змея | 15,2001,20 |
Носорог | 19,2001,28 |
Медвежонок | 20,2001,28 |
Слоненок | 20,2001,31 |
Ваза с цветами | 23,2001,26 |
Киска | 25,2001,13 |
Лошадь | 26,2001,21 |
Бабочка | 24,2001,30; 37,2003,13; 38,2003,32 |
Саблезубый тигр | 27,2001,32 |
Утенок | 28,23001,16 |
Мухомор | 28,2001,20 |
Черепаха | 29,2001,32 |
Динозавр | 31,2001,5; 32,2001,23 |
Очки | 31,2001,19 |
Чебурашка | 33,2001,10 |
Пингвин | 39,2001,24 |
Попугай | 40,2001,14 |
Джин | 41,2001,27 |
Парусник | 45,2001,15; 46,2002,12; 4,2004,15 |
Мельница | 46,2001,4 |
Телефон | 46,2001,11; 29,2004,15 |
Бегемот | 47,2001,22; 2,2002,24 |
Часы | 1,2002,6 |
Медведь | 1,2002,8 |
Стрелка – первый космонавт | 2,2002,6 |
Орел | 2,2002,14; 13,2004,8 |
Мышка | 2,2002,20 |
Жук | 2,2002,31 |
Самолет | 6,2002,10 |
Топор | 22,2002,14; 7,2004,13; 14,2004,17 |
Трактор | 25-26,2002,52 |
Созвездие “Стрелец” | 27-28,2002,22 |
Авто | 29,2002,27 |
Ёжик | 36,2002,15 |
Рыба | 40,2002,28 |
Кленовый лист | 46,2002,32 |
Тутанхамон | 45,2002,5 |
Бант | 48,2002,15 |
Снежинка | 01,2003,14 |
Грибок | 6,2003,8 |
Русская матрешка | 9,2003,4 |
Кролик | 12,2003,23 |
Лампа | 14,2003,4 |
Факел | 18,2003,22 |
Чайник | 19,2003,27 |
Колокольчик | 20,2003,6 |
Уточка | 20,2003,27 |
Саранча | 23,2003,26 |
Замок | 29,2003,28; 8,2004,22 |
Волк | 33,2003,4 |
Весы | 39,2003,23 |
Кораблик | 41,2003,9; 4,2004,9 |
Зонтик | 41,2003,12 |
Золотая рыбка | 41,2003,17 |
Монумент первооткрывателям космоса | 42,2003,12 |
Человек в сомбреро | 46,2003,10 |
Морской котик | 2,2004,5 |
Яблоко | 2,2004,9 |
Мальчишка | 3,2004,3 |
Друг человека | 3,2004,13 |
Единица | 11,2004,5 |
Лопата | 11,2004,15 |
Гриб | 14,2004,10 |
Змейка | 15,2004,18 |
Домик | 16,2004,3 |
Груша | 17,2004,8 |
Крейсер “Аврора” | 29,2004,14 |
Кувшин | 30,2004,16 |
Орден | 30,2004,28 |
После выполнения заданий такого вида отдельные рисунки учащихся нашей школы мы отправили в газету “Математика” и они были помещены на её страницах.
Другие “красивые рисунки” остались в школе.
В настоящее время, при современном развитии компьютерных технологий эти “красивые рисунки”, как мы их ещё называем, можно легко изобразить с помощью специальных программ “Рисуем по координатам”. Однако ребятам нравится творить самим, а с помощью компьютерных программ они лишь проверяют себя.
Не менее увлекательны творческие задания по составлению и решению кроссвордов и ребусов на математическую тематику.
Тематические кроссворды полезно использовать на обобщающих и заключительных уроках, когда необходимо вспомнить основные математические понятия и определения. Например, кроссворд “Натуральные числа” применим при повторении соответственной темы.
На занятиях Математического кружка я предложила вниманию ребят “Венгерский кроссворд”, а они, заинтересовавшись этим занятием, составили свои кроссворды и математические ребусы.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ КРОССВОРД
Авторы: учащиеся 7 класса МОУ “Мисцевская основная общеобразовательная школа №2” МОСКАЛЁВА ДАРЬЯ и МАЛЁВА МАРИЯ
- Школьный предмет, один из пары предметов, на которые распадается математика в 7 классе. (геометрия)
- Луч, делящий угол пополам. (биссектриса)
- Прямая линия, ограниченная с обеих сторон (отрезок)
- Что кроме часа делится на 60 минут. (градус).
- Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны. (медиана)
- Его можно получить, вращая полукруг около его диаметра. (шар)
- Многоугольник с тремя сторонами. (треугольник)
- Геометрическое место точек плоскости равноудаленных от одной её точки. (окружность)
- Инструмент для измерения длины (линейка).
- Перпендикуляр, опущенный из любой вершины треугольника на противолежащую сторону. (высота)
- Инструмент для построения окружности (циркуль).
- Отрезок, соединяющий центр окружности с любой её точкой. (радиус).
- Параллелограмм, у которого все стороны равны(ромб).
- Правильный шестигранник, все грани которого квадраты. (куб).
Математические ребусы.
Математическими ребусами называют задания на восстановление записей вычислений. Условие математического ребуса содержит либо целиком зашифрованную запись, либо только часть записи.
Автор: ученик 7 класса Баринов Михаил
Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.
Тренировочные, познавательно-контрольные и сюжетно-ролевые – это те виды игровых технологий, в которых ученик в большинстве случаев является исполнителем.
В творческих заданиях учащиеся – это творцы.