Цели:
- ознакомление с особенностями глаголов в неопределенной форме (возвратная форма глагола);
- развитие умения распознавать и правильно употреблять глаголы неопределенной формы (возвратная фора); развитие наблюдательности, внимания, каллиграфических навыков;
- воспитание аккуратности, ответственности.
Оборудование:
- учебник,
- слова, записанные на доске,
- предложения.
Ход урока
№ п\п | Содержание урока | Примечание | ||
I | Организация класса на работу | |||
II | Минута чистописания 1) * Как называется разговор, обмен мнениями? (беседа) (открыв, вставьте пропущенную букву) * Как называется изображение чего – либо на бумаге? (рисунок) (открыв, вставьте пропущенную букву) *Человек, который распоряжается, раздает команды? (командир) (открыв, вставьте пропущенную букву) *Как сказать одним словом, яркий, ароматный бутон на стебле? (цветок) (открыв, вставьте пропущенную букву) 2) - Вспомните, как эти гласные соединяются с другими буквами? (верхнее, нижнее, среднее) - Посмотрите на I строку. Назовите верхнее, нижнее соединение |
|||
ес ис ом ве | Объясняю! | |||
- Я на доске, а вы в воздухе пропишем эти
соединения (объясняю!)
- Пропишите соединения в тетради. Но сначала сядьте прямо, правильно положите тетради и приступите к работе. 3) - Напишите слова в столбик, обращая внимание на написание соединений! - Посмотрите в тетради, какое слово отличается по правилам правописания? (цветок, проверяемая безударная гласная) |
Обратить внимание на правильную посадку при письме | |||
- А остальные, какие слова? (словарные, в И.П. - нач. форме, 3 слога) 4) - Давайте вспомним, с какой частью речи мы работали на предыдущих уроках? (глаголом) - Что вы знаете о глаголе? (Это часть речи…) правило? примеры! *1) А как называется глагол, по которому трудно определить: какой предмет совершает действие? (неопределенной формы) *2) А как называется глагол, который отвечает на вопросы: что делать? что сделать? (неопределенной формы) - Какая часть слова присутствует только в глаголах этой формы? (ть, ти) *1) - Как заканчиваются глаголы неопределенной формы? - Какой частью речи являются ть, ти (суффиксом) - Теперь от записанных слов образуем однокоренные глаголы неопределенной формы и запишем их (с комментированием)
|
||||
5) - Прочитайте пословицу и объясните ее
смысл Лучше хорошо поступать, чем хорошо говорить - Спишите, подчеркните глаголы. Назовите глаголы. Что можете сказать об этих глаголах? (неопределенная форма) |
На доске | |||
III | Наблюдение и постановка проблемы - Прочитайте предложение Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани… - Кто автор этого произведения? - Как оно называется? (К. Чуковский. Мойдодыр) - Чему учит это произведение маленьких читателей? (аккуратности, чистоплотности) - Назовите глаголы неопределенной формы и напишите их. Мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться - На что они оканчиваются? (ться) - Есть ли “лишний” среди них? (нырять) Подчеркните это слово и выделите ть - Какие вопросы у вас возникают глядя на оставшиеся глаголы? (что такое ся ?) Тема урока - Сегодня на уроке мы узнаем, что это за часть слова и какое значение она имеет. Но это немного позже, а сейчас отдохнем. |
На доске | ||
Физкультминутка. “Рыбка”.
Потянулись, … Возвращаемся к теме нашего урока “Что же за часть слова и какое значение имеет ся с. 61, упр. 22 - Прочитаем задание. Объясняем значение каждой пары слов. - Записываем пары слов! - Переворачиваем, страница 62 Читаем сведения о языке - Немного истории Раньше ся, был самостоятельным словом – местоимением и писался отдельно. Обозначал “сам”, “себе”. Глаголы с ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого себя. Человека, предмет. Такая форма глагола называется возвратной и ся входит в основу слова. - Давайте вместе со мной выделим основу в написанных словах
- Чем интересен ся ? (стоит в конце слова, действие направлено на себя) |
Физкультминутка | |||
IV | Закрепление - Прочитаем упражнение 26. стр. 63 Разбираю 1-е слово у доски. Остальные дети с комментированием:
|
Разбор ть ся 2 ученика у доски |
||
V | Итого урока Оценки учащихся! - Что нового узнали на уроке? (ся обозначает действие, направленное на сам предмет) находится в конце слова |
|||
VI | Домашнее задание Стр. 63, упр. 27 |