Факультативные занятия «Введение в экономику» позволяют осознать, что мы выполняем три роли: ЛИЧНОСТЬ, РАБОТНИК, ПОТРЕБИТЕЛЬ. Для успешного выполнения любого дела нужно уметь принимать решения. Занятия по экономике провожу в тесной связи с уроками математики, русского языка, ознакомление с окружающим миром, экологией, ручным трудом. Учащиеся знакомятся с блоком тем «Семья».
Цели этих уроков предусматривают не только сообщение элементарных экономических знаний, но и развитие познавательной деятельности учащихся. В этом вижу главную задачу своих уроков. В урок включаю задания, предусматривающие развитие мыслительной деятельности школьников, формирование предпосылок учебной деятельности: умение слушать учителя, понимать и принимать задания взрослого, работать по заданному правилу. Отрабатывается контрольная и оценочная деятельность детей. Формируются разные виды сотрудничества: работа в паре, микрогруппе. Всю работу строю с учетом индивидуальных возможностей детей. Учитывая быструю утомляемость младших школьников, как можно чаще меняю виды деятельности. Особое внимание уделяю практической деятельности учеников, в ходе которой они осваивают элементарные экономические понятия. Например, по теме «Наша семья» использую следующие тексты для анализа: «Наша семья» З.Александровой, «Братишка» И.Флорова, ребус «7я» и практические задания (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3).
Говоря с детьми о доходах и расходах семьи, работаю с текстом « История мухи Цокотухи» (Приложение 4). Текст читаю небольшими фрагментами. По ходу чтения веду диалоговую беседу, в ходе которой подвожу школьников к новым понятиям: доход, расход, источники доходов семьи. Закрепление понятия расход и доход семьи проходит в ходе решения ситуативной задачи:
Одна семья собралась в отпуск. Члены семьи получили отпускные за летние месяцы, стипендию, пенсию. Использовали часть денег на проезд к месту отдыха, питание, культурные развлечения (посещение театра, музеев, экскурсий).
Задание: назвать источники доходов и расходов этой семьи.
Подвожу детей к выводу, что доход и расход семьи - это бюджет (Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7).
В заключение темы провожу итоговый урок «Что мы знаем о семье?». Описание урока см. в Приложении 8, Приложение 9, Приложении 10, Приложении 11.
Чтобы показать, как увлекателен и интересен мир, связанный с экономикой, мы отправляемся с детьми в путешествие по стране, которую называем «Экономика», начиная с древних времен и до конца наших дней. Здесь они впервые встречаются с элементарными понятиями рыночной экономики и учатся решать логические задачи.
Все рыночные понятия ввожу не формально, а в ходе решения коммерческих задач различного содержания. Уделяю большое внимание денежным расчетам, доходам и расходам семьи, взвешиванию, планированию своих действий в различных условиях и т.д.
Задачи со сказочным сюжетом очень нравятся всем детям. Сказочная форма позволяет нередко ввести ребят в мир математики, с этой целью предлагаю увлекательную ситуацию. Например:
1. Во время наводнения рыбак Окунев снял с острова зайцев. Далее он спас еще некоторое количество зайцев, находящихся на пне. Интересно, что это число записывается теми же цифрами, что и число зайцев, спасенных с острова, но в обратном порядке. Число зайцев с острова больше, чем число зайцев, снятых с пней. Оба числа двузначные.
Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лежа пластом,
Зайцев десяток спасалось на нем.
Окунев и этих зайцев взял с собой. Всего рыбак спас 43 зайца. Сколько зайцев спас Окунев с острова?
2. Рыбак Окунев поймал карасей на 3 больше, чем щук. Всего же он поймал 29 рыб. Сколько карасей и щук отдельно поймал Окунев?
3. Окунев поймал карасей вдвое больше и еще на 3 штуки больше, чем щук. Всего же он поймал 30 рыб. Сколько щук и карасей поймал Окунев?
4. У мальчика было 13 монет достоинством в 3 и 5 коп. каждая. Когда он сосчитал свои деньги, то насчитал 57 коп. Не ошибся ли он?
5. Кузнец Огнев может сделать 72 подковы за 3 часа, а его ученику на выполнение этой работы требуется в 2 раза больше времени. За сколько часов они могут сделать 72 подковы при совместной работе?
Думаю, что таким образом можно показать прикладную направленность изучаемого школьниками начального курса математики, его неразрывную связь с практической жизнью людей.
Считаю, что уже с малых лет можно и нужно развивать у детей так называемое «рыночное мышление» и что только так можно вызвать у детей глубокий интерес к этим важнейшим и не очень простым терминам, приобщить их к простейшим рыночным процессам.